Место и роль налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание

Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта.

Содержание

Введение с. 1
Глава 1. Место и роль налогового права в системе российского права. Его
основные понятия с. 3
Глава 2. Налоговые правоотношения с.8
Глава 3. Принципы и нормы налогового права .с.12
Глава 4. Источники налогового права с.18
Список литературы с21

Работа состоит из  1 файл

Место и роль налогового права.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

5



В свою очередь, сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поэтому при установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налогообложение.

Одним из недостатков российского налогового права справедливо называют отсутствие устойчивого научно разработанного понятийного аппарата. Например, в настоящее время в законодательстве отсутствует легальное определение такого важного понятия налогового права как «налогообложение».

Что же такое налогообложение, каковы его функции, природа? С экономической точки зрения, налогообложение может рассматриваться с двух позиций.

С одной стороны, налогообложение - это прямое изъятие органами налоговой администрации определенной части валового национального продукта (ВНП) в пользу государства для формирования централизованных и региональных финансовых ресурсов (бюджета).

С другой стороны, налогообложение как комплексная экономико-философская категория, включает в себя и весь комплекс мероприятий, проводимых органами налоговой администрации для указанного изъятия части ВНП в целях его последующего перераспределения в интересах всего общества и общественные отношения, умонастроения и социальная обстановка в обществе, порождаемые (связанные) с налогообложением.

Исходя из всего сказанного, под налогообложением следует понимать в совокупности весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав интересов участников этого процесса.

Основными функциями налогообложения являются:

•         фискальная

•         регулятивно - стимулирующая

•         социальная

•         информационно-контрольная

Кроме того, выделяют следующие виды принципов налогообложения: 1 .экономические принципы налогообложения. Эти принципы формулируются в процессе развития финансовой науки и государствоведения, а реализуются при построении конкретных налоговых систем различных государств, и их генезис находит свое отражение во многих принципах налогового права. К экономическим принципам относят: принцип    справедливости,    принцип    соразмерности    налогообложения,

6



принцип рентабельности налоговых мероприятий, принцип экономической эффективности налогообложения.

1. юридические принципы налогообложения. Эти принципы формулируются в процессе развития юридической науки (в первую очередь , науки налогового права и финансового права, затем на определенном этапе развития общества закрепляются в законодательстве в виде основных начал налогового законодательства, становятся принципами налогового права)

7



Глава 2.Налоговые правоотношения.

Налоговые правоотношения - это охраняемое государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

•         Система налоговых правоотношений представляет собой совокупность следующих правовых отношений:

•         Властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

•         Правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов.

•         Правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства.

•         Правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений.

•         Правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Участниками налоговых правоотношений являются:

1.               налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы, органы налоговой полиции, сборщики налогов и сборов.

2.               органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, органы опеки и попечительства, социальные учреждения, кредитные организации.

Система налогов и сборов РФ и налоговая система РФ.

Система налогов и сборов РФ представляет собой совокупность
определенным образом сгруппированных друг с другом налогов и сборов,
взимание              которых              предусмотрено              российским              налоговым

законодательством.

Система налогов и сборов РФ состоит из трех видов налогов и сборов:

1 .федеральных налогов и сборов

2.регионыльных налогов и сборов.

3.местных налогов и сборов.

По общему правилу, федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны.

Региональные налоги и сборы вводятся представительными органами власти субъектов РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта, в котором введен данный налог или сбор.

8



Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом муниципального образования, и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования.

Налоговая система РФ представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Поэтому налоговая система РФ , в частности, включает:

•         Систему налогов и сборов РФ

•         Систему налоговых правоотношений

•         Систему участников налоговых правоотношений

•         Нормативно-правовую базу сферы налогообложения. Налогоплательщики - это организации и физические лица, на которых в

соответствии   с   положениями   налогового   законодательства   возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Налогоплательщики и плательщики сборов - это организации и физические лица, на которых в соответствии с положениями налогового законодательства возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Легальное юридическое определение этих понятий содержится в ст. 19 НК РФ. При этом под налогоплательщиками и плательщиками сборов -организациями понимаются:

1.российские организации, т.е. юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.

2.иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Рф.

Под налогоплательщиками и плательщиками сборов - физическими лицами понимаются :

1.     граждане РФ

2.     иностранные граждане

3.     лица без гражданства.

Налоговый контроль представляет собой совокупную систему действий

налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением

фискально-обязанными    лицами    (налогоплательщиками,    плательщиками

сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового

законодательства.

В    соответствии    с    законодательством,    налоговый    контроль    в    РФ

осуществляют органы:

налоговые органы.

таможенный органы.

органы государственных внебюджетных фондов.

При этом таможенные органы и органы государственных внебюджетных

фондов наделены контрольными полномочиями в сфере налогообложения в

пределах своей компетенции.

9



Налоговый контроль проводится в следующих основных формах:

Налоговые проверки.

Получение объяснений фискально-обязанных лиц.

Проверки данных учета и отчетности.

Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода

(прибыли)

Контроль за расходами физических лиц.

Налоговый учет.

Налоговый     учет     является     российским     «изобретением»,     налоговое

законодательство зарубежных стран не знает такого правового института.

В России налоговый учет введен с 1 января 2002 г. для замены (дополнения)

в   установленных   законах    случаях   бухгалтерского    учета   для   целей

исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Следует

отметить , что легальное определение понятия «налоговый» содержится не в

первой части НК РФ, в ст. 313 Кодекса, т.е. в его особенной части.

Налоговый   учет   -   система   обобщения   информации   для   определения

налоговой  базы   по   отдельным  налогам   на  основе  данных  первичных

документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным

НКРФ.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного

периода на основе данных налогового учета.

Система       налогового       учета       организуется       налогоплательщиком

самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм

и правил налогового учета, т.е. применяется   последовательно от одного

налогового периода к другому.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1.первичные учетные документы

2.аналитические регистры налогового учета

3.расчет налоговой базы.

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной   (т.е. не

подлежат разглашению без согласия налогоплательщика). Лица, получившие

доступ к информации, содержащийся в данных налогового учета, обязаны

хранить налоговую тайну.

Налоговое правонарушение.

В рамках науки налогового права термин «налоговое правонарушение» может использоваться в двух смыслах - в «широком» и «узком». Налоговое правонарушение в «широком» смысле представляет собой любое * противоправное виновное наказуемое деяние. Совершенное в сфере налогов и сборов (в сфере налогообложения), выражающееся в нарушении норм законодательства о налогах и сборах и налогового законодательства в целом, вне зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого противоправного деяния.

10



В «узком» же смысле налоговое правонарушение представляет собой виновно совершенное в сфере налогообложения противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за совершение которого установлена юридическая ответственность законодательством о налогах и сборах. Легальное юридическое определение понятия «налоговое правонарушение» (в его «узком» смысле) содержится в ст. 106 НК РФ.

11



Глава 3. Принципы и нормы налогового права.

В юридической науке по принципами принято понимать закрепленные в
действующем законодательстве основополагающие начала и идеи,
выражающие сущность норм данной отрасли права и главные направления
государственной политики в области правового регулирования
соответствующих общественных отношений. При этом принципы права - это
общеобязательные     исходные              нормативно-юридические     положения,

отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание такого правового регулирования и выступающие во многих случаях высшими критериями правомерности поведения участников регулируемых отношений.

Таким образом, принципы налогового права - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права.

Основные принципы налогового права:

•         Принцип законности налогообложения

•         Принцип всеобщности и равенства налогообложения

•         Принцип справедливости налогообложения

•         Принцип взимания налогов в публичных целях

•         Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре

•         Принцип экономического основания налогов (сборов)

•         Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.

•         Принцип определенности налоговой обязанности

•         Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики

•         Принцип единства системы налогов и сборов.

Содержание основных принципов налогового права. Принцип законности налогообложения.

Данный              принцип     является     общеправовым     и     опирается     на

конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч.З ст.55 Конституции РФ). Налогообложение является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но с ограничением законным, - т.е. основанным на законе и , в широком смысле, направленным на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права.)

Налоговый кодекс РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст.З НК РФ).

Т.е. принцип законности проявляется в том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать незаконные налоги и сборы, - т.е. налоги

Информация о работе Место и роль налогового права