Местные налоги и сборы в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в анализе правовых аспектов установления и взимания местных налогов и сборов в Республике Беларусь.
Задачами представленной дипломной работы является изучение следующих аспектов:
- изучение понятия и сущности налогов;
- отражение общей характеристики системы местного налогообложения;

Работа состоит из  1 файл

Курс НП № 13674 Местные налоги и сборы.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества.

Однако современные налоги появились только в первых буржуазных республиках. Именно в этих республиках и сформировались две основные функции современных государственных финансов: содержание государственной власти со всеми ее атрибутами – аппаратом управления, судом, полицией армией и т. д.; финансирование общегосударственных хозяйственных нужд (коммунальное хозяйство, дороги, система здравоохранения, образование и т. д.).

На современной стадии развития социально ориентированной рыночной экономики к ним добавилась третья функция – перераспределение доходов, что выражается в создании и функционировании за счет обязательных взносов граждан и предприятий мощной системы социального страхования и социального обеспечения.

Однако взаимосвязь общегосударственных финансов и налогов в большой мере обусловлена фискальным характером налогов. Налоги выступают в качестве основного фактора экономического роста и в этом качестве являются субстанцией воспроизводственного процесса, их стимулирующей функцией, наконец, самостоятельной правовой и экономической категориями.

Зависимость между производством, налогообложением и формированием доходов бюджета – вот та теоретическая основа, без которой невозможно конструировать оптимальную налоговую систему, в частности, Республики Беларусь.

В настоящее время налоги являются одним из основных вопросов государственной политики, а налоговые реформы занимают видное место в программных документах государства. Почти во всех странах налоги – одно из основных противоречий между обществом и государственной властью. При этом, наиболее важное значение налоги имеют для территориальных единиц государства как единственных источник пополнения местных бюджетов.

Объектом изучения в настоящей работе являются общественные отношения, связанные с установлением и уплатой местных налогов и сборов.

Цель работы заключается в анализе правовых аспектов установления и взимания местных налогов и сборов в Республике Беларусь.

Задачами представленной дипломной работы является изучение следующих аспектов:

- изучение понятия и сущности налогов;

- отражение общей характеристики системы местного налогообложения;

- отражение законодательного регулирования отдельных видов местных налогов и сборов.

Методологическую основу работы составляют фундаментальные положения теории познания, принципы, законы и категории диалектики, которые рассматривают явления реальной действительности в их постоянном движении, взаимосвязи и взаимообусловленности.

 


1 Понятие и сущность налогов

 

 

Налоги известны людям с глубокой древности, когда они взимались в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. История знает налоги в виде платы за проезд по земле феодала, за рыбную ловлю и бортничество.

Роль налогов первоначально сводилась к реализации фискальных полномочий. А по мере усложнения экономической деятельности и возникновения необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические функции и задачи (политические, экономические, внешнеэкономические, оборонные, социальные и др.), выполнение которых требует средств. Вследствие этого способы воздействия налогов на экономическую жизнь становились более разнообразными, так как кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств.

Главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов в настоящее время являются налоги. Это распределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли, является основной задачей налогового регулирования доходов.

С юридических позиций налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является субъект налогообложения, а другой – государство.

С экономических позиций налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. В области налогообложения можно выделить два направления регулирующей деятельности государства. Первое направление заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей, то есть фискальная функция государства в сфере налогообложения. И второе направление состоит  в стимулировании посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики, то есть регулирующая функция государства в сфере налогообложения. [17,с.24]

Получается, что сущность налогов связана с тем, что государство, выражая интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. При этом для государственного регулирования социально-экономических процессов в качестве средства взаимодействия используется финансово-бюджетный механизм и его составная часть – налоги.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение налогов. Налоги – это обязательные платежи, установленные законодательством для юридических и физических лиц, взимаемые в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансирования общественных расходов.

Данное определение основано на трех составляющих:

характер изъятия – принудительный;

основная цель изъятия – обеспечение (покрытие) общественных расходов;

размер изъятия – в соответствии с возможностями каждого плательщика.

Налоги устанавливаются в одностороннем порядке государством, которое вменяет в обязанность своим гражданам их уплату. Установленные в одностороннем порядке и взыскиваемые с использованием мер принуждения налоги являются обязательными платежами. Государственный механизм принуждения оказывает давление на налогоплательщиков с тем, чтобы обязать их внести налоги в доход государства.

Вторая составляющая определения налогов указывает на цель этих денежных изъятий. Государство берет на себя обязанность обеспечить финансирование всех сфер общественной жизни – политической, экономической, духовной и др.

И третья составляющая указывает на учет государством возможностей тех, у кого изымаются эти средства.

Следует отличать налоги от сборов и пошлин. Потому что при уплате сборов и пошлин всегда присутствует специальная цель и соответствующие интересы. Налог же, который уплачивается на основе безвозмездности, обычно не имеет целевого направления.

Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к дополнительному выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений.  [10, c. 14]

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Она важна для организации рационального управления налогообложением. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. В теории  и практике налогообложения существуют и другие, не менее важные, классификационные признаки. Они универсальны, а  их применение зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

Состав налогов можно классифицировать, объединив группы налогов по определенным признакам: объекту обложения, особенностям ставки, полноте прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др.

Группирование налогов необходимо как для упрощения налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований.  Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и  налоговой группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства. Это облегчает систематизацию учета налогов и налоговых групп, введение на этой основе классификационных кодификаторов и идентификационных номеров налогоплательщиков. [9, c. 50]

Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством  и субъектами налогов, то есть по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые  налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков.

В свою очередь прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальные налоги построены без учета личности платедьщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и  подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

Личные налоги в мировой практике налогообложения представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.

Косвенные  налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины.

В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные. Универсальные косвенные налоги часто называют налогами с оборота; они делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость. 

Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, что зависит от того, представляют они полную или частичную монополию государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по четырем признакам: по происхождению, целям, характеру взимания и характеру отношений. [6, c. 132]

По происхождению таможенные пошлины бывают внутренние, транзитные, экспортные  (вывозные) и импортные (ввозные).

По целям различают восемь видов таможенных пошлин: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические.

По характеру взимания (по ставкам) таможенные пошлины делятся на специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные).

По характеру отношений их разделяют на конвенционные (платеж по международному договору, устанавливающему принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин) и автономные (вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа).

Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

Общие  налоги обезличиваются и поступают  в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

Специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).

Налоги классифицируются и в зависимости от принадлежности и уровня управления органов, взимающих налог и в распоряжение которых он поступает.

1. В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило,  из  двух основных звеньев – республиканского и местных бюджетов. Такая бюджетная система функционирует во  Франции, Италии,  Японии, где имеются центральные и местные бюджеты; таково бюджетное устройство и в Республике Беларусь.

2. В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты земель. В России также трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (центральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. [8, c. 98]

Информация о работе Местные налоги и сборы в РБ