Механизм налогообложения прибыли в 1991–2001 гг. в России: прогрессивные и регрессивные изменения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:47, реферат

Описание

Рассматривая тему данной работы мы выделили два основных пункта:
Рассказать историю становления налога на прибыль. В данной главе мы хотим рассказать сколько изменений и поправок прошел закон до нынешнего времени.
Отметить наиболее важные изменения которые вносились в данный налог по мере его становления. В данной главе я решил рассмотреть прогрессивные и регрессивные стороны изменений в данной законе, как со стороны государства так и со стороны налогоплательщиков.
Актуальность этой темы заключается в том, что налог на прибыль является одной из главных доходных частей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете РФ занимает второе место после НДС.

Содержание

Введение.......................................................................................3
История становления налогообложения прибыли в России....4
Прогрессивные и регрессивные изменения в механизме налогообложения.................................................................................................15
Заключение...................................................................................18
Список использованной литературы.........................................20

Работа состоит из  1 файл

Научный реферат.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации.

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный  технический университет»

Факультет «Экономика и  управление»

Кафедра «Экономика и управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНЫЙ РЕФЕРАТ

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

 

 

 

 

 

 

 

Механизм налогообложения прибыли в 1991–2001 гг. в России: прогрессивные и регрессивные изменения

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-т гр. ЭМЭ - 457

Алексеева Е.Ю

Преврзчикова С.

Гейдарли Н.А.

Проверила: канд. экон. наук, 

старший преподаватель

Митрофанова И.А.

 

 

 

 

Волгоград – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение.......................................................................................3
  2. История становления налогообложения прибыли в России....4
  3. Прогрессивные и регрессивные изменения в механизме налогообложения.................................................................................................15
  4. Заключение...................................................................................18
  5. Список использованной литературы.........................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Главным источником дохода государства и финансирования всех его направлений деятельности являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, - которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

Прибыль как экономическая  категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

Соединив в одно целое  эти две экономические категории, мы получим один из видов налога, за счет которого налоговая система государства может выполнять свои функции – это налог на прибыль предприятий и организаций.

Среди налогов, взимаемых  с организаций, главенствующее место  занимает налог на прибыль. Данный налог  позволяет государству формировать доходную базу федеральных и региональных бюджетов.

Рассматривая тему данной работы мы выделили два основных пункта:

  1. Рассказать историю становления налога на прибыль. В данной главе мы хотим рассказать сколько изменений и поправок прошел закон до нынешнего времени.
  2. Отметить наиболее важные изменения которые вносились в данный налог по мере его становления.  В данной главе я решил рассмотреть прогрессивные и регрессивные стороны изменений в данной законе, как со стороны государства так и со стороны налогоплательщиков.

Актуальность этой темы заключается в том, что налог  на прибыль является одной из главных  доходных частей бюджетов большинства  развитых стран, а в бюджете РФ занимает второе место после НДС.

 2. История становления налогообложения прибыли в России.

 

После распада СССР, Российской федерации  необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в  то время была проведена налоговая  реформа, подготовлены и приняты  основополагающие налоговые законы.

27 декабря 1991 года был  принят Закон РФ № 2118-1 «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации», предусматривающий  в статье 5 различные объекты налогообложения,  в том числе налогообложение  доходов (прибыли), регулируемое  соответствующим Законом РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», каторый в последствии многократно менялся и исправлялся. В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.

При принятии Закона № 2116-1 от 27.12.91 года «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в состав налогоплательщиков входили:

1. Предприятия и организации  (в том числе бюджетные), являющиеся  юридическими лицами по законодательству  Российской Федерации, включая  созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

2. Филиалы и другие  обособленные подразделения предприятий  и организаций, имеющие отдельный  баланс и расчётный счёт. С 01.01.95 года плательщиками налога на прибыль являются также кредитные и страховые организации. А при включении филиалов и других обособленных подразделений в состав налогоплательщиков учитывается наличие не только расчётного, но и текущего и корреспондентского счетов;

3. Компании, фирмы, любые  другие организации, образованные  в соответствии с законодательством  иностранных государств, которые  осуществляют предпринимательскую  деятельность в Российской Федерации  через постоянные представительства.

С 01.01.96 года в состав налогоплательщиков вошли филиалы кредитных и страховых организаций, филиалы (территориальные банки) Сберегательного банка Российской Федерации, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурга, за исключением прочих филиалов (отделений) Сберегательного банка Российской Федерации.

Порядок определения  налогооблагаемой прибыли отнюдь не прост. Существует законодательно закрепленная система определения результатов  деятельности предприятий.

Так же законодательством было закреплено определение финансового результата по следующим хозяйственным операциям:

- при определении прибыли  от реализации основных фондов  и иного имщества предприятия  для целей налогообложения учитывается  разница между продажной ценой  и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

- по предприятиям, осуществляющим  реализацию продукции (работ,  услуг), по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости;

- суммы, внесенные  в бюджет в виде санкций  в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в состав расходов от внереализационных операций;

- и другие хозяйственные  операции.

Так, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль 1992-1995 годах  изложен в Инструкции № 4 от 06.03.92 г. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», а с 1996 года – в аналогичной ей Инструкции № 37 от 10.08.95 г. Данные инструкции распространяются на российских юридических лиц. Иностранные же юридические лица использовали в 1992-1995 годах Инструкцию № 20 от 14.05.93 г. «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц», а с 1996 года – аналогичную ей инструкцию № 34 от 16.06.95 г.

В данные инструкции вносились  изменения и дополнения согласно изменявшемуся законодательству.

При исчислении налогооблагаемой базы банков, ВП уменьшалась на сумму отчислений на формирование резервов на возможные потери по ссудам в порядке установленном ЦБ РФ.

Некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивали налог с получаемой суммы превышения доходов над расходами.

При этом объектом налогообложения  является прибыль, которая получена в результате использования указанных  средств.

Для бирж объектом налогообложения являлась прибыль, полученная от сдачи в аренду и продажи брокерских мест, а так же, от совершаемых на бирже сделок купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты, иного имущества.

При определении прибыли иностранных юридических лиц учитываются следующие данные:

  1. Налогообложению подлежит только та часть прибыли, которая получена в связи с их деятельностью в Российской Федерации.
  2. В случаях, когда деятельность ими осуществляется не только в Российской Федерации, но и за её пределами, и при этом не ведется отдельного учёта прибыли которая позволяет выявить с какой страной связана их деятельность.
  3. Если не представляется возможным прямо определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, то прибыль рассчитывается налоговым органом самостоятельно на основе ВП со ставкой 25 процентов.

В 1992 году ставка налога на прибыль составляла 32 % для предприятий  и иностранных юридических лиц, а для брокерских контор и бирж 45 %.

В 01.01.94 году налог на прибыль предприятиями  и организациями стал уплачиваться  по ставке 13 % в части зачисляемой  в федеральный бюджет, и не больше 22 %, в части уплачиваемой в бюджеты субъектов РФ, а для бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций по ставкам в размере не свыше 30 %.

Максимальный размер общей ставки налога для предприятий и организаций  составлял 35 %, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков – 43 %, таким образом, с 01.01.97 г. законодательно закреплено за представительными органами субъектов Российской Федерации право, предоставлять дополнительную льготу налогоплательщикам в виде понижения ставки налога, который должен уплачиваться в местные бюджеты

Налоговым Кодексом РФ предусматривалось  понижение ставки налога, принадлежащей уплате в федеральный бюджет до 11 %, а в бюджеты субъектов РФ предельный уровень ставки составлял до 19 %. Общая ставка налога будет составляла не больше 30 %.

 В законе «О налоге  на прибыль предприятий и организаций”  в первоначальном виде предусматривалась уплата в бюджет помимо налога на прибыль налогов со следующих видов доходов:

а) дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и  иным выпущенным в Российской Федерации  ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам[5].

С 1 января 1997 года дополнительно  был введен порядок исчисления налога на прибыль:

- все предприятия,  за исключением бюджетных организаций,  малых предприятий и иностранных юридических лиц, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога;

- исчисление фактической  суммы налога на прибыль производится  предприятиями на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли.

- органам законодательной  (представительной) власти субъектов  РФ предоставляется право на  установление ежеквартальной уплаты  налога на прибыль, исходя из  фактически полученной прибыли  за истекший квартал  общественным организациям, религиозным объединениям, жилищно-строительным, дачно-строительным, садоводческим товариществам;

- порядок уплаты в  бюджет налога на прибыль определяется  предприятием и действует без  изменения до конца календарного  года.

Уплата налога на прибыль производилась по квартальным расчетам - в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год, а введенная согласно вышеуказанным изменениям уплата налога по месячным расчётам – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным. Уплата налога производилась в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчёта. С 01.01.95 года для данных предприятий установлен общий порядок уплаты налога в бюджет.

Излишне внесенные суммы  налога засчитываются в счёт очередных  платежей или возвращаются плательщику  в десятидневный срок со дня получения  его письменного заявления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прогрессивные и регрессивные изменения в механизме налогообложения.

 

Как было указано выше, в данной главе я хочу рассмотреть  наиболее важные на мой взгляд изменения  в налогообложении прибыли в  РФ которые произошли с 1991 по 2001 гг.

Первое и самое главное  на мой взгляд нововведение произошло 27 декабря 1991 года. Именно в этот день был принят Закон РФ № 2118-1 «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации» это было очень  важное нововведение, которое без сомнения было необходимо после распада СССР.

Информация о работе Механизм налогообложения прибыли в 1991–2001 гг. в России: прогрессивные и регрессивные изменения