Контрольная работа по "Правовые проблемы налогообложении"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:19, контрольная работа

Описание

К основным (базовым) принципам налогового права относят:
- принцип законности налогообложения;
- принцип всеобщности и равенства налогообложения;
- принцип справедливости налогообложения;
- принцип взимания налогов в публичных целях;
- принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
- принцип экономического основания налогов (сборов);

Содержание

1. Принципы налогового права…………………………………………3
2. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения……………………………………………………………………4
3. Система налогов и сборов РФ………………………………………..6
4. Местные налоги и сборы – основные понятия, порядок регулирования, перечень налогов…………………………………………………13
5. Налоговые органы РФ как участники налоговых правоотношений……………………………………………………………………21
6. Правовая обязанность налогоплательщика и основные элементы налога……………………………………………………………..…………………25
7. Административные правонарушения в сфере налогообложения…29
8. Этапы налогового планирования……………………

Работа состоит из  1 файл

налго.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

1. Сельскохозяйственные организации (колхозы, совхозы, кооперативы и т.д.) и крестьянские фермерские хозяйства. Особенность данной группы плательщиков заключается в том, что они уплачивают только земельный налог и освобождены от взимания иных налогов. Также освобождение действует при условии, что доходы данных организаций от несельскохозяйственной деятельности не превышают 25%. Для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривается освобождение и от уплаты земельно­го налога в течение 5 лет с момента предоставления им земельных участков, если они организованы гражданином впервые.

2. Сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, зверосовхозы, животноводческие комплексы и т.д.). Они обязаны платить наряду с земельным и другие налоги в установленном порядке.

3. Прочие организации и физические лица. На них распростра­няется обычный порядок налогообложения, но земельный налог взимается у них по другим ставкам, в отличие от сельскохозяйственных организаций индустриального типа.

Объектом налогообложения является земля. Закон подразделяет земли на два вида:

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли несельскохозяйственного назначения.

Ставки налога определяются органами власти муниципаль­ного образования или органами государственной власти субъекта РФ на основе средних размеров земельного налога. При установлении конкретного размера земельного налога должны быть использованы поправочные коэффициенты, учитывающие особенности земельного участка, а также нормы индексации ставок земельного налога, закрепленные федеральным законодательством.

Таким образом, размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности или доходов владельца земельного участка, он определяется качеством земли и ее местоположением.

Следует специально подчеркнуть, что в Законе РФ "О плате за землю" средний размер и средние ставки земельного налога закреплены по состоянию на 1994 г., а начиная с 1995 г. эти показатели ежегодно индексируются. Например, Федеральный закон от 14 декабря 2001 г. "Об индексации ставок земельного налога" определяет, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2. В целях информирования налогоплательщиков о действующих размерах ставок земельного налога Министерство РФ по налогам и сборам публикует эти данные в окончательном варианте с учетом внесенных корректировок.

Средние размеры земельного налога различаются для земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на несколько групп в зависимости от применяемой ставки налога.

1. Пашни, сенокосы, пастбища и иные земельные угодья. Ставка налога на такие земли устанавливается на основе базовых размеров органами представительной власти субъектов Российской Федерации с одного гектара пашни с учетом местоположения земельных участков,

2. Земельные участки, предоставленные гражданам для веде­ния личного подсобного хозяйства, огородничества, выпаса скота и т.д. Собственники, пользователи и владельцы таких земельных участков уплачивают земельный налог по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего региона, закрепленные упомянутым Законом, с учетом ежегодной индексации.

3. Земельные участки, предоставленные гражданам и организациям для иных целей. В этом случае налог взимается в твердой денежной сумме за 1 кв. м. Ее конкретный размер определяется на основе ст. 6 Закона РФ от 11 октября 1991 г. также с учетом ежегодной индексации.

Установленные ставки на земельные участки 2-й и 3-й групп могут быть увеличены органами власти местного самоуправления, но не более чем в два раза.

К землям несельскохозяйственного назначения относятся: земли городов, курортных и дачных поселков и т.д. Для таких земель рассматриваемым Законом также установлены средние ставки налога за один квадратный метр по экономическим районам с учетом категорий городов. Наиболее высокие ставки в Центральном районе.

Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, индивидуальными или иным), личным подсобным хозяйством, дачными участками и т.д. в границах городской (поселковой) черты, взимается в размере 3% средних ставок земельного налога для земель несельскохозяйственного назначения, но не менее предусмотренного федеральным законодательством предела.

Налог за прочие городские земли устанавливается на основе средних ставок органами местного самоуправления в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности.

Если земельный участок превышает установленные нормы отвода, то за превышенную часть площади налог взимается в двукратном размере.

В отношении расположенных вне населенных пунктов земель, занятых предприятиями промышленности, транспорта, связи, других отраслей хозяйства, полигонами и т.д., закреплены специальные размеры налогообложения. Также особые ставки и порядок налогообложения предусмотрены для земель водного и лесного фондов.

Налоговым периодом является календарный год.

Налогоплательщики-организации рассчитывают налог самостоятельно и обязаны подать в налоговый орган по месту регистрации расчет земельного налога по каждому земельному участку до 1 июля ежегодно. Расчет земельного налога с физических лиц осуществляется налоговым органом, по его результатам не позднее 1 августа налогоплательщику присылается требование об уплате земельного налога.

Сроки уплаты. Закон РФ от 11 октября 1991 г. устанавливает, что сумма исчисленного налога должна быть уплачена налогоплательщиком равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы представительной власти субъектов РФ и муниципальных образований имеют право устанавливать иные сроки уплаты земельного налога с учетом местных условий.

В случае если налогоплательщику не было предъявлено требование об уплате земельного налога или если налог был им уплачен на основе ошибочных расчетов, уплата налога или его перерасчет допускается не более чем за три предшествующих года.

Льготы имеют в основном социальный характер (от уплаты налога освобождены инвалиды I и II групп, Герои Советского Союза, Герои России, военнослужащие и т.д.) или учитывают общественную значимость отдельных категорий плательщиков (например, не платят налог высшие учебные заведения, учреждения культуры, здравоохранения, заповедники, ботанические сады и т.д.).

Органы представительной власти субъектов РФ и муниципальных образований имеют право устанавливать дополнительные льготы в пределах суммы налога, поступающей в соответствующий бюджет.

С 1999 г. средства от земельного налога зачисляются на счета, открытые в органах федерального казначейства, а затем распределяются между уровнями бюджетной системы в пропорциях, установленных законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Например, поступления от налога за земли городов и поселков в 2001 г. распределялись между федеральным бюдже­том, бюджетами субъектов Федерации и бюджетами муниципаль­ных образований в следующих долях: 30%, 20% и 50% соответственно, а в 2002 г. — 15%, 35% и 50% соответственно. В дальнейшем доля федерального бюджета от поступлений земельного налога будет передана в бюджеты субъектов Российской Федерации.

С момента введения земельного налога в 1991 г. предусматривалось, что он имеет целевой характер и средства от него могут быть использованы только на закрепленные ст. 24 Закона "О плате за землю" цели, связанные с повышением качества зе­мель и Землепользования на территории Российской Федерации. С 1999 г. действие данной статьи приостановлено в части целево­го использования централизуемого земельного налога, и это при­остановление ежегодно пролонгируется.

Регистрационный сбор

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, взимается на основе Закона РФ от 7 декабря 1991 г.

Плательщиками его выступают физические лица, изъявив­шие желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. При этом избранный вид деятельности не должен относиться к запрещенной законодательными актами РФ.

Объект обложения данным сбором — государственная регистрация упомянутых лиц в качестве предпринимателей без образования юридического лица.

Ставки сбора. Предельный размер ставки регистрационных сборов устанавливается органами местного самоуправления. Закон предусматривает его ограничение размером минимальной месячной заработной платы. Исходя из этого, конкретный размер сбора определяет для отдельных плательщиков местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации.

Полученные по сбору суммы зачисляются в соответствующий бюджет по месту регистрации. Сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения по налогам и сборам. Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя не выдается без представления документа об уплате регистрационного сбора.

Уплаченный регистрационный сбор не возвращается. В случае утери предпринимателем свидетельства местная администрация выдает ему дубликат, если имеются уважительные причины. За дубликат взимается 20% суммы ранее уплаченного регистрационного сбора.

Льготы по регистрационному сбору в Законе не предусмотрены, их установление входит в компетенцию органов местного самоуправления.

 

5.      Правовая обязанность налогоплательщика и основные элементы налога

 

Налогоплательщики - субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.

1) Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.

Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица, статус которых определяется гражданским законодательством. Вместе с тем иные категории налогоплательщиков предусмотрены исключительно налоговым законодательством. К ним относятся обособленные подразделения организаций, в том числе филиалы и представительства, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги, постоянные представительства иностранных юридических лиц. При этом определение налогового статуса постоянного представительства иностранного юридического лица достаточно условно и зависит от различных условий. Согласно общему правилу, под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается любое место регулярного осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, продаже товаров.

Налоговый кодекс предлагается установить в качестве самостоятельного налогоплательщика консолидированную группу налогоплательщиков. Это означает, что группа зависимых организаций будет платить консолидированные налоги, что позволит избежать налогообложения средств и имущества, перемещаемых в рамках этой группы (например, концерна). В настоящее время ст. 13 Закона РФ от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах» предусмотрено, что участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, работ, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков.

Кроме того, по законодательству некоторых зарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, а не конкретный гражданин.

2) Налогоплательщики выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых является уплата налогов.

3) Налогоплательщики - это лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.

В данном случае имеется в виду, что уплата налогов производится за счет средств, принадлежащих налогоплательщику. Это возможно путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком. В связи с этим налогоплательщика следует отличать от носителя налогов. Понятие «носитель налога» применяется в основном в экономическом аспекте - это лицо, которое несет тяжесть налогообложения, т. е. в конечном итоге налог в бюджет уплачивается за счет данного лица. Так, носителем косвенных налогов является конечный потребитель товара (работы, услуги).

Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям. Первое, наиболее крупное разделение проводится в отношении физических и юридических лиц.

Как было отмечено выше, налогоплательщиком может быть одно лицо, а в некоторых странах и группа физических лиц - семья. Физические лица могут дифференцироваться на «простых» граждан и граждан-предпринимателей.

Юридические лица являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом их обособленные подразделения, а также группа юридических лиц тоже могут выступать в качестве налогоплательщиков. Иностранное юридическое лицо как налогоплательщик в основном выступает в качестве постоянного представительства.

При этом необходимо учитывать, что права юридических лиц как объединений граждан гарантируются Конституцией так же, как и права физических лиц. Так, Конституционный Суд РФ указал, что акционерные общества (товарищества, общества с ограниченной ответственностью) по своей сути являются объединениями, которые созданы гражданами для реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

По величине налогоплательщиков подразделяют на обычных и малых. Так, например, граждане-предприниматели подразделяются на обычных предпринимателей и лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Юридические лица подразделяются на обычные организации, малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. При этом необходимо учитывать, что малыми предприятиями могут быть только российские юридические лица.

Информация о работе Контрольная работа по "Правовые проблемы налогообложении"