Контрольная работа по "Правовые проблемы налогообложении"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:19, контрольная работа

Описание

К основным (базовым) принципам налогового права относят:
- принцип законности налогообложения;
- принцип всеобщности и равенства налогообложения;
- принцип справедливости налогообложения;
- принцип взимания налогов в публичных целях;
- принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
- принцип экономического основания налогов (сборов);

Содержание

1. Принципы налогового права…………………………………………3
2. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения……………………………………………………………………4
3. Система налогов и сборов РФ………………………………………..6
4. Местные налоги и сборы – основные понятия, порядок регулирования, перечень налогов…………………………………………………13
5. Налоговые органы РФ как участники налоговых правоотношений……………………………………………………………………21
6. Правовая обязанность налогоплательщика и основные элементы налога……………………………………………………………..…………………25
7. Административные правонарушения в сфере налогообложения…29
8. Этапы налогового планирования……………………

Работа состоит из  1 файл

налго.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)


 

 

НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Выполнил:

студентка 3 курса гр. Ю-49

Хумбун А.А.

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск - 2012г.

Содержание

 

1.                  Принципы налогового права…………………………………………3

2.                  Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения……………………………………………………………………4

3.                  Система налогов и сборов РФ………………………………………..6

4.                  Местные налоги и сборы – основные понятия, порядок регулирования, перечень налогов…………………………………………………13

5.                  Налоговые органы РФ как участники налоговых правоотношений……………………………………………………………………21

6.                  Правовая обязанность налогоплательщика и основные элементы налога……………………………………………………………..…………………25

7.                  Административные правонарушения в сфере налогообложения…29

8.                  Этапы налогового планирования…………………………………….31


1.                  Принципы налогового права

 

В юридической науке под принципами принято понимать закреп­ленные в действующем законодательстве основополагающие ру­ководящие начала и идеи, выражающие сущность норм данной отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих обществен­ных отношений.

Принципы налогового права представляют собой систему ко­ординат, в рамках которой оно развивается, и, одновременно, ­вектор, определяющий направление развития данной отрасли, что особенно актуально для налогового права в целом в усло­виях продолжающейся налоговой реформы. В условиях, когда еще окончательно не выработана общепринятая концепция по­строения и развития налоговой системы РФ, не определены на государственном уровне ориентиры налоговой политики стра­ны, принципы налогового права становятся ценностными ори­ентирами, вектором развития такого сложного социально­экономического феномена как налоговая система.

Принципы налогового права -это основополагающие и руково­дящие идеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права. Эти общие начала находят свое выражение непосредст­венно в нормах налогового права.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть ус­тановлены федеральным законом.
В 1997 году в постановлении по одному из дел о проверке кон­ституционности актов законодательства о налогах и сборах Конституционный Суд РФ отметил, что "общие принципы на­логообложения и сборов относятся к основным гарантиям, ус­тановление которых федеральным законом обеспечивает реали­зацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации".

Принципы налогового права включают в себя и общие принци­пы налогообложения (как экономические, так и юридические). Но не все экономические принципы реализованы в законода­тельстве. Например, в настоящее время не нашли своего за­крепления в НК РФ принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий, содержание которых заключается в том, что бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор. Как от­мечается экономистами, сегодня названному принципу не от­вечают такие налоги, как налог на имущество физических лиц и налог на наследование или дарение.

Принципы налогового права делятся на два вида:
социально-правовые (как правило, имеют общеправовое зна­чение);
специально-правовые принципы. К социально-правовым принципам относят присущие и другим отраслям права принципы: законности, гуманизма, демокра­тизма, равенства. Специально-правовые принципы (в литературе их именуют так­ же отраслевыми принципами) определяют специфику налого­вого права. В отдельных случаях в литературе выделяются экономические принципы налогообложения, принципы налогового права и
принципы организации налоговой системы. Однако при этом следует учитывать, что важнейшие для юридической науки экономические принципы налогообложения (например, прин­цип экономического основания налогообложения) и организа­ционные принципы налоговой системы (например, принцип ее единства) являются и принципами налогового права.

К основным (базовым) принципам налогового права относят:

- принцип законности налогообложения;

- принцип всеобщности и равенства налогообложения;

- принцип справедливости налогообложения;

- принцип взимания налогов в публичных целях;

- принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;

- принцип экономического основания налогов (сборов);

- принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противо­речий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;

- принцип определенности налоговой обязанности;

- принцип единства экономического пространства РФ и единст­ва налоговой политики;

- принцип единства системы налогов и сборов и др.

 

2.      Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения

 

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения как источник налогового права

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного
самоуправления и органы государственных внебюджетных фон­дов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, свя­занным с налогообложением и сборами, которые не могут изме­нять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Согласно Конституции РФ в состав "законодательства РФ" подзаконные акты не входят. Соответственно НК РФ также не включает подзаконные нормативные акты в состав законода­тельства РФ о налогах и сборах.
Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, делятся на две группы:

- акты органов общей компетенции;

- акты органов специальной компетенции.

К актам органов общей компетенции относятся:

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, свя­занным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;

- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, свя­занным с налогообложением и сборами, принятые исполни­тельными органами местного самоуправления.

Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству, имеют при­оритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.

Указы Президента могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 90 Конститу­ции РФ), в т. ч. по вопросам, составляющим предмет налого­вого права. Исключение составляют случаи, когда отношения, связанные с налогообложением и сборами в соответствии с НК РФ могут быть урегулированы только законом.

Начиная с 1991 года, Президентом РФ принято огромное коли­чество указов по вопросам налогообложения. С принятием части первой НК РФ принятые до ее введения указы по вопросам налогообложения, противоречащие НК РФ, в соответствии с Указом Президента РФ "О приведении актов Президента РФ в соответствие с частью первой Налогового
кодекса РФ" от 03.08.99 № 977 были признаны утратившими силу. К действующим актам этой группы относятся:

• Указ Президента РФ "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению на­логовой и платежной дисциплины" от 08.05.96 № 685;

• Указ Президента РФ "О Министерстве РФ по налогам и сбо­рам" от 23.12.98 № 1635 (в ред. от 09.08.2000) и др. Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой и налоговой политики. Постановления Прави­тельства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравне­нию с ними юридическую силу.
В предусмотренных законодательством о налогах и сборах слу­чаях Правительство РФ вправе издавать подзаконные норма­тивные правовые акты по вопросам, связанным с налогообло­жением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. В частности, Правительст­во РФ вправе издавать акты, в которых могут устанавливаться:
ставки федеральных налогов в случаях, указанных в НК РФ, в порядке и в пределах, определенных НК РФ (п. 1 ст. 53 НК РФ);
порядок списания безнадежных недоимок по федеральным на­логам и сборам (п. 1 ст. 59 НК РФ); перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п. 2 ст. 64 НК РФ); порядок ведения Единого государственного реестра налогопла­тельщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ); порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, пере­водчикам, специалистам, экспертам и понятым (п. 4 ст. 131 НК РФ).

Пример актов этой группы:

Постановление Правительства РФ "О перечнях сезонных от­раслей и видов деятельности, применяемых для целей налого­обложения" от 06.04.99 № 382 (в ред. от 04.09.2001);

Постановление Правительства РФ "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" от 10.03.99 № 266.

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связан­ным с налогообложением и сборами, принятые органами испол­нительной власти субъектов РФ, не могут изменять или до­полнять законодательство о налогах и сборах.

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связан­ным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления, также не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

К актам органов специальной компетенции относятся ведомст­венные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специаль­ной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ, издаваемые: Министерством РФ по налогам и сборам; Министерством финансов РФ; Государственным таможенным комитетом РФ; органами государственных внебюджетных фондов; другими органами государственной власти.

Например, ведомственными нормативными правовыми актами Министерства РФ по налогам и сборам утверждаются следующие
требования об уплате налога (п. 5 ст. 69 НК РФ); налоговых уведомлений (ст. 52 НК РФ); налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, формы расчетов по налогам и сборам (п. 3 ст. 31, п. 3 ст. 80 НК РФ); имеющие особенности постановки на учет крупнейших нало­гоплательщиков и особенности учета иностранных организа­ций (п. 1 ст. 83, п. 1 ст. 84 НК РФ); заявления и свидетельства о постановке налогоплательщика на учет, порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст. 84 НК РФ); решения руководителя (заместителя руководителя) налогового ор­гана о проведении выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ); требования к составлению акта налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ); акта, составленного должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении за­конодательства о налогах и сборах лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, и требование к его составлению (п. 3 ст. 101.1 НК РФ).

 

3.      Система налогов и сборов в Российской Федерации

 

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

Комментируемая статья устанавливает виды налогов в Российской Федерации. К ним относятся: федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ (статья 13 НК РФ). Федеральные налоги и сборы можно устанавливать и вводить только при внесении изменений в НК РФ. Федеральный законодатель, устанавливая федеральные налоги и сборы, обязан определить не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.

Применительно к налогам субъектов Российской Федерации, с учетом конституционных положений, законно установленными считаются те налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.

Перечень региональных налогов и сборов установлен статьей 14 НК РФ. Региональными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются только в соответствии с нормами НК РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации всеми плательщиками налогов и сборов.

Местные налоги (статья 15 НК РФ) устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Региональные и местные власти, издавая соответствующие законы должны придерживаться рамок НК РФ в части порядка и сроков уплаты налогов. Это же касается и налоговых льгот - региональные и местные власти смогут их устанавливать в пределах и порядке, определенном НК РФ.

Кроме того, власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не вправе определять круг налогоплательщиков и формы налоговой отчетности по установленным ими налогам - это стало прерогативой федерального законодателя. В связи с этим у налогоплательщиков всех регионов будут единообразные налоговые декларации.

В комментируемой статье уточнен юридический статус актов субъектов Российской Федерации о налогах - это могут быть только законы.

О полномочиях местных властей по введению новых налогов.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения:

- в поселениях - относятся: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

- в муниципальных районах - относятся: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района; органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

Информация о работе Контрольная работа по "Правовые проблемы налогообложении"