Историческое развитие налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

История налогообложения в России – это довольно сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран, а не только для России. В значительной мере они сохранены и в современной России.
Целью курсовой работы будет является рассмотрение развития налогообложения в России в период с Древней Руси и заканчивая современным периодом, выявление общих закономерностей и нахождение отличительных особенностей этого процесса.
В заключении будет содержаться выводы того, что изложено в основной части, мы соотнесем их с общей целью курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………...………………………………3
Глава 1. История налогов IX – XIX вв
§ 1.1. Развитие налогообложения в Древней Руси………………………………………………………………………………...6
§ 1.2. Налогообложение в России в XIII – XVII вв………………………………………………………………………………….11
§ 1.3. Налогообложение в Российской Империи в XVII – XIX вв………………………………………………………………………………….16
Глава 2. Налогообложение в России в XX в.
§ 2.1. Система налогообложения в России в советский и постсоветский период ……………………………………………………………………………………21
§ 2.2. Современные этапы развития налогообложения………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных материалов……………………………………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 76.34 Кб (Скачать документ)

          Рассматривая налоговую  систему России начала XX века, необходимо сказать об экономическом положении России в тот период времени и уровне ее развития.

          В конце XIX – начале XX вв. Российская Империя переживала серьезные изменения, началом которых стал резкий экономический рывок, сопровождавшийся развитием крупных предприятий, как государственных, так и частных.

     На протяжении всего XIX века главным источником доходов в бюджет оставались  прямые налоги: подушная подать и оброк, а так же косвенные налоги – акцизы, собиравшиеся непосредственно государством. Необходимо отметить отмену подушной подати в городах и замену ее налогом на недвижимость.

     Существовали так же земские сборы и пошлины, взимаемые на местном уровне. Только в 80-х годах XIX века стало вводиться подоходное налогообложение. Все эти шаги делались для достижения определенной цели - справедливого распределения налогового бремени среди всего населения. В 1880 году был отменен налог на соль, оказывающий серьезное влияние на уровень цен и, на уровень жизни людей.

     Таким образом,  в этот период шло реформирование системы налогов и сборов и приведение ее в соответствие с нуждами растущей экономики и новыми целями государства. 

    “ Благодаря умело  продуманной и ясной финансово-налоговой политике, на протяжении первых пятнадцати лет XX века Россия плавно шла по пути планомерного экономического развития. Хотя налогов было много, в целом они составляли единую и отлаженную систему. Прямыми налогами были: поземельный, квартирный, промысловый и подоходный налоги. Среди косвенных налогов можно выделить акцизы на различные продукты постоянного потребления, в том числе и на табак, сахар, соль, спички и прочие.16

     Планомерное и стабильное развитие налоговой системы и государства было, к несчастью , остановлено участием Российской Империи в Первой мировой войне, а также случившимися в 1917 году Февральской и Октябрьской революциями. С этими событиями связан небольшой промежуток времени, когда Российское государство находилось в очень нестабильном положении, усугублявшемся проблемами социального и политического характера. Государство было на грани распада на отдельные части.

          В таких тяжелых условиях оказались у власти большевики(главные враги России!), пришедшие на смену царскому, а затем и либеральному режиму. В экстремальных условиях царящего хаоса большевики выбрали самый рациональный , но не самый простой и, не самый правильный вариант решения проблем - силовой путь. Подобного рода методы использовались в политической, социальной, духовной и, конечно же, экономической сферах функционирования государства.

     “В результате произошедшей эмиссии, увеличения цен, поднятия военных налогов, уменьшения золотого запаса, роста долгов упала покупательная способность рубля. Следствием всех указанных причин был глубокий экономический сбой и кризис, пик которого пришелся на конец 1917 и 1918 годы. Именно с этими проблемами в первую очередь предстояло справиться большевикам.17

 

     Прежде всего,  необходимо  отметить, что изначально целью большевиков было создание классового государства. Следовательно можно сделать вывод о том, в каком направлении проводилась налоговая политика периода военного коммунизма.

     В ее осуществлении можно выделить два направления:

     1)это отмена утративших значение налогов, в том числе и по причине их корреляции с буржуазным сознанием. Объявив землю собственностью государства, отпала необходимость в налоге на землю. Национализация промышленности привела к отмене промыслового налога. Перестали взимать налог с денежных капиталов и налог с городских недвижимых имуществ.

     2)шло постепенное становление новой системы, удовлетворявшей потребности революционного государства и запросов власти. Проявлялось это в непомерном усилении налогового бремени на буржуазные слои общества, духовенство.

     Процесс взимания налогов в основном регламентировался подзаконными актами органов исполнительной власти, то есть  декретами Совета народных комиссаров. Например - Декрет СНК от 30 ноября 1917 года «О взимании прямых налогов», Постановление СНК от 23 сентября 1918 года «О порядке исчисления доходов, подлежащих обложению государственным подоходным налогом».

     Налоговая система продолжала свое развитие по пути ужесточения административного метода регулирования экономики и взимания налогов.

     “В условиях натурализации хозяйственных отношений при одновременном резком сокращении товарооборота и огромном обесценивании денег произошло значительное снижение финансовой эффективности налогов , взимаемых в денежной форме. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой налог”18

     В 1921 году снова был введен промысловый налог, выплачивающийся в денежной форме, но многие по-прежнему взимались в натуральной форме.

В период проведения новой экономической политики,  сложилась определенная финансово-налоговая система, которая смогла стабилизировать экономику государства и позволила ее развивать. К 1925 году к прямым налогам относились: сельскохозяйственный, промысловый, подоходный, рентный и гербовый налоги, а также госпошлина. Косвенными являлись акцизы на продажу: чая, соли, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов и других товаров.

     Следующая  налоговая реформа начала проводиться в 1930 году во исполнение совместного Постановления ЦИК и СНК 1930 года. По её итогам было установлено два обязательных платежа, которые должны были уплачивать все государственные предприятия: налог с оборота и отчисления от прибыли. Именно они стали основными источниками дохода в бюджет страны. Так же действовал в силу подоходный налог, уплачиваемый гражданами, а также сельскохозяйственный налог.

     “Одно из важных событий – это учреждение налоговых инспекций в 1930 году, являвшихся подразделениями районных и городских финансовых отделов. В компетенцию налоговых инспекций входило взимание налогов с населения. Налоговую регистрацию осуществляли налоговые органы, а также другие государственные и негосударственные органы и организации (загс, нотариат, таможенные органы и др.)”.19

     В период  Великой Отечественной войны  были внесены некоторые изменения.  Они в основном касались новых источников пополнения бюджета, большая часть которого уходила наведение войны. Вначале был удвоен сельскохозяйственный и подоходный налоги, а затем их прежняя ставка была возвращена.

   “Взамен этого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 года был введен военный налог. Он вступал в действие с 1 января 1942 года и его были обязаны уплачивать по различным ставкам все, кроме военнослужащих, членов их семей и пенсионеров. Этот налог был отменен в 1946 году. Введенный же Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР просуществовал вплоть до 90-х годов."20

     Послевоенный период характеризовался снижением размеров обязательных платежей населения, в результате чего удельный вес налогов доходной части бюджета в 1946-1950-х гг. уменьшился в два раза и составлял примерно 7,7% доходов всего бюджета советского государства.

     Главной  целью коммунистического государства декларировалось максимальное процветание человека, и  одним из проявлений этой цели был тезис об отмене налогов с граждан страны.

По сути налоги переставали играть в Советском Союзе решающую роль, поскольку все поступления в бюджет шли напрямую из предприятий в бюджет. Постепенно у производства начали теряться экономические стимулы к развитию, так как вся прибыль изымалась на протяжении долгих лет.

     В середине 1960-х в СССР были предприняты  попытки по развитию хозяйственной  сферы, которые были в целом направлены на повышение эффективности работы предприятий и увеличения их прибыли.

     Эти меры были направлены на оживление промышленного производства страны, где начали проявляться первые признаки застоя. Следовательно небольшая часть доходов могла оставаться в распоряжении предприятий после уплаты налога государству.

   “В 1970-1980-е гг. 91% общих  доходов государственного бюджета  СССР составляли платежи от  социалистического хозяйства –  налог с оборота, платежи из  прибыли и другие отчисления  государственных предприятий. Налоги  с населения составляли лишь 8-9% всех доходов государственного бюджета”.21

     В этот период  налоговое законодательство существенным изменениям не подвергались, но в период так называемой  перестройки, начало которой было положено в 1985 году, привела к изменению системы поступления платежей в бюджет, а так же начала создаваться система налогов для индивидуальных предпринимателей и предприятий с иностранным участием.  

     Построение новой налоговой системы требовало и увеличение контроля за поступлением доходов в бюджет. С целью контроля и обеспечения уплаты налогов в 1990 г. была образована Главная государственная налоговая инспекция в составе Министерства финансов СССР. Через год она стала Государственной налоговой службой.

     Можно сделать  вывод, экономических проблемы, с которыми столкнулось Российское государство, оказались настолько серьезными, что наряду с другими проблемами в политической и социальной сферах СССР  распался на 15 независимых республик.

 

 

 

Современные этапы развития налогообложения.

Период перестройки и поэтапного перехода на новые условия хозяйствования, то есть, переход на многоуровневую рыночную экономику, с середины 80-х стали причиной возрождения налогообложения в его современном трактовке.

     Поэтому   в этой главе нужно  закончить рассмотрение истории налогообложения в России, так как с начала 90-х годов и по наше время начала складываться и складывается современная налоговая система Российской Федерации с ее особенностями нормативно-правового регулирования.

     “Основы налоговой системы и налогового законодательства в целом начали формироваться в России в октябре-декабре 1991 года, когда произошло юридическое становление государства и обретение им суверенитета. 11 и 18 октября Законами Российской Федерации были установлены налоги, которые зачислялись в дорожные фонды, а также земельный налог, отсутствовавший в СССР по причине нахождения земли в государственной собственности. В начале декабря были приняты законы о подоходном налоге с физических лиц, налоге на прибыль предприятий и организация, об акцизах, налоге на добавленную стоимость. Венцом законотворчества конца 1991 г. стал Закон «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991 года №2118-1. Все установленные налоги вводились в действие с 1 января 1992 года.”22

     Так же в  1992 году в Государственной налоговой службе было создано Главное управление налоговых расследований, ставшее позднее Федеральной службой налоговой полиции.

     Налоговая  реформа проводилась в условиях  экономической и политической  нестабильности, из за этого ее результаты не были успешными. Высокий уровень инфляции, который постоянно рос, структурные изменения в экономике страны, все это показывало нестабильность налогового законодательства. Одни налоги вводились и заменяли другие, давно устаревшие.

     К 1997 году  на территории России действовало  более 40 видов налогов и сборов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами.    

     Поворотным  моментом стало создание в России Министерства налогов и сборов. В мире не существовало такого высокого органа, который должен был отвечать за собираемость всех налогов. Но в 2004 году оно было упразднено и заменено Федеральной налоговой службой в составе Министерства финансов Российской Федерации.

     “Закон «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991 года №2118-1 утратил свою силу 1 января 1999 года, за исключением п.2 статьи 18 и статей 19-21. Это было связано с введением в действие первой части Налогового кодекса Российской Федерации, ставшей определенной вехой в российском законодательстве и налоговом праве. Вторая часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2001 года.”23

     В нем были установлены и закреплены система налогов и сборов, общие принципы налогообложения, основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования актов и действий налоговых органов и другие. В основном слаженная регламентация большого количества правовых институтов в одном кодексе и является его главной особенностью.

     В России  действует трехуровневая система  налогообложения, включающая федеральные  налоги, налоги субъектов Российской  Федерации, местные налоги. Трехуровневая  система налогообложения более  рационально и жестко закрепляет  за администрацией каждого уровня  определенные налоги с тем,  чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

     Подзаконное  регулирование налоговых правоотношений в Российской Федерации осуществляется на основе приказов Министерства финансов, различных инструкций, положений и писем. Федеральная налоговая служба не имеет правотворческих полномочий, а является надзорным органом.

     Из всего выше перечисленного необходимо сделать вывод о развитии налогообложения в России на данный момент -  современный этап развития в России налоговых отношений характеризуется совершенствованием законодательства о налогах и сборах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     В ходе написания этой работы нами было установлено, что система налогов и сборов является одним из основных признаков государства, так как без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат, осуществлять свои функции.

Информация о работе Историческое развитие налогообложения