Имущественные налоги в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:55, курсовая работа

Описание

Имущественные налоги - это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность налогоплательщиков платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Бюджетная система России, подразделенная на федеральный, региональный и местный уровень предусматривает следующие виды имущественных налогов: налог на имущество организаций, транспортный налог - (региональный бюджет); налог на имущество физических лиц, земельный налог - (местный уровень).
Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.
Приоритетом налоговой политики РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в том числе за счет реформирования системы имущественного налогообложения. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

Работа состоит из  1 файл

Имущественные налоги в РФ.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 2. Налог  на имущество организаций

Элемент налога

Характеристика

Налогоплательщики

Организации, имеющие  имущество, признаваемое объектом налогообложения. 
 
Не признаются налогоплательщиками (применяется до 1 января 2017 г.) :

  • организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;
  • лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, - в отношении имущества, используемого исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских игр и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
 

Объект налогообложения

Для российских организаций - движимое и недвижимое имущество (в  т.ч. переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное  управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектовосновных средств.

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через  постоянные представительства - движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.  
 
Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства - находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Не признаются объектами  налогообложения:

  1. земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  2. имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Налоговая база

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости. 
 
Налоговая база определяется отдельно в отношении:

  • имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),
  • имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации,
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации,
  • в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,
  • имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база уменьшается  на сумму законченных капитальных  вложений на строительство, реконструкцию  и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (кроме системы централизованной заправки самолетов, космодрома). Это положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года. (пункт введен ФЗ от 27.11.2010 N 308-ФЗ, применяется до 1 января 2025 года)

Особенности определения налоговой базы:

  1. по договору простого товарищества (договора о совместной деятельности)
  2. по имуществу, переданному в доверительное управление, в паевой фонд, по концессионному соглашению 

Налогоый период

Налоговый период: календарный год. 
Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. 
 
Органы власти субъектов РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налогоые ставки

Налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов РФ и не могут  превышать 2,2%. 
 
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества. 

Налогоые льготы

Ряд организаций освобождается от налогообложения налогом на имущество. 

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется  по итогам налогового периода как  произведение налоговой ставки и  налоговой базы за налоговый период. 
 
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года = исчисленная сумма налога минуссумма авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. 
 
Сумма налога исчисляется отдельно в отношении:

  1. имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),
  2. имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс
  3. каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации,
  4. имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. 
 
Орган власти субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Уплата налога и отчетность

Налог и авансовые платежи подлежат уплате в порядке и сроки, которые  установлены законами субъектов  РФ.  
 
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога за год. 
 
Иностранные организации в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки представительств на учет . В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, не имеющей представительств в РФ, налог и авансовые платежи уплачиваются по местонахождению объекта недвижимого имущества. 
 
Особенности исчисления и уплаты налога и авансовых платежей в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации:

  1. в отношении обособленных подразделений организации
  2. в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения
  3. в отношении резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области
  4. в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения

Налогоплательщики обязаны  по истечении каждого отчетного  периода представлять в налоговые  органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество в срок не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода. 
 
По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 30 марта следующего года.


 

 

 

 

Таблица 3. Земельный налог

Элемент налога

Характеристика

Налогоплательщики

Организации

Физические  лица- индивидуальные предприниматели

Физические  лица

обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В отношении земельных  участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд. (пункт введен ФЗ от 27.11.2010 N 308-ФЗ)

Не признаются налогоплательщиками: организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды

Объект налогообложения

Земельные участки, расположенные  в пределах муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. 
 
Не признаются объектом налогообложения:

  1. земельные участки, изъятые из оборота;
  2. земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  3. земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  4. земельные участки из состава земель лесного фонда;
  5. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. 

Налоговая база

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату его постановки на кадастровый учет. 
Кадастровая стоимость земельных участков - это расчетная величина, которая определяется в результате государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость земельного участка выступает как база для расчета земельного налога.

 
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве  общей собственности на земельный  участок, в отношении которых  налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные  налоговые ставки. 
 
Для отдельных категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования.

Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного пользования.

Физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговый (отчетный) период

Налоговый период: календарный год.

Отчетные периоды: 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. 
При установлении налога представительный орган муниципального образования (органы власти городов федерального значения) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка

Устанавливается законами представительных органов муниципальных  образований (законами городов федерального значения) и не может превышать:

  1. 0,3% в отношении земельных участков:
    • отнесенных к землям с/x назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для с/x производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
    • для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства
  2. 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Возможны дифференцированные налоговые ставки в зависимости  от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговые льготы

Полностью освобождены  от уплаты земельного налога предприятия, организации и учрежденияиз списка.

Налогоплательщики, имеющие  право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Уплата налога и отчетность

Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму  налога (авансовых платежей) самостоятельно.

Налог и авансовые  платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены муниципальными образованиями (законами городов федерального значения).

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если муниципальными законами не предусмотрено  иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.

Сумма налога к уплате по итогам налогового периода = сумма налога, исчисленная за период минус сумма уплаченных авансовых платежей по налогу.

Не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.

Налогоплательщики отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Сумма налога (авансовых  платежей) исчисляется налоговыми органами 
 
Уплата налога осуществляется на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. 


 

Таблица 4. Налог на имущество физических лиц

 

Элемент налога

Характеристика

Налогоплательщики

Физические лица –  собственники имущества. Если имущество  находится в общей долевой  собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении  этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики,  если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Если же имущество  находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объект налогообложения

1) жилой дом;

2) квартира;

3) комната;

4) дача;

5) гараж;

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей  собственности на имущество, указанное  в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.

Налоговая база

Налоговой базой для  исчисления налога является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная  стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.  При  этом суммарная инвентаризационная стоимость – это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу

Порядок расчета  такой стоимости устанавливается  федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление  функций по нормативно-правовому  регулированию в сфере ведения  государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Налоговый период

Календарный год

Налоговая ставка

Устанавливается законами представительных органов  муниципальных образований (законами городов федерального значения) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения и не может превышать:

 

   Суммарная  инвентаризационная    
стоимость объектов налогообложения

            Ставка налога            

До 300 000 рублей (включительно) 

До 0,1 процента (включительно)       

Свыше 300 000 рублей до 500 000    
рублей (включительно)            

Свыше 0,1 до 0,3 процента              
(включительно)                       

Свыше 500 000 рублей             

Свыше 0,3 до 2,0 процента              
(включительно)                       


Налоги зачисляются в местный  бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Льготы

Ряд категорий граждан освобождается от налогообложения налогом на имущество. При этом они самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Порядок исчисления налога и сумм авансовых платежей по налогу

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой  собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников  соразмерно их доле в этом имуществе. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

Инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную  регистрацию прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический  учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

 (абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 168-ФЗ)

Порядок и сроки уплаты налога

По новым  строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с  наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

 При переходе  права собственности на строение, помещение, сооружение от одного  собственника к другому в течение  календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

7. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы  налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

Перерасчет  суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог  на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три  года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.


 

Исходя  из данных таблиц, можно выделить следующие  проблемы:

  1. Проблема определения налоговой базы.

Налог на землю уплачивается согласно кадастровой стоимости  участков, а на имущество – согласно оценке БТИ. Эти стоимости далеки от реальных рыночных цен на объекты налогообложения, что существенно снижает размер поступлений в бюджеты. Кроме того, на сегодняшний день отсутствует единая система государственного кадастра. Базу данных для исчисления имущественных налогов налоговые органы вынуждены формировать по сведениям разных информационных ресурсов (Росреестра, Земельной кадастровой палаты, БТИ, органов местного самоуправления) и многократно вводить в свою информационную систему разные сведения об одном и том же налогоплательщике, в том числе и в ручном режиме. Учитывая объем поступающих данных, данный процесс является достаточно трудоемким. Помимо этого, вызывает сложность практическое применение порядка и правил налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных субъектов РФ. Аналогичная ситуация сложилась и для транспортного налога: затруднены прием и обработка сведений из-за несовпадения формата передаваемых сведений; из-за отсутствия расшифровки понятий классификации транспортных средств возникают проблемы в выборе ставки налога.

  1. Незаинтересованность граждан и хозяйствующих субъектов в оформлении своих прав на объекты недвижимости и отсутствие у исполнительных органов власти инструментов для понуждения к регистрации объектов недвижимости, земельных участков. Негативное влияние на состояние налоговой базы имущественных налогов оказывает отсутствие обязанности собственника недвижимого имущества оценить принадлежащее ему имущество, т.е имея информацию о собственнике налоговый орган  не имеет возможности исчислить налог.
  2. Неравномерность распределения налогового бремени, несправедливость и неэффективность налоговой системы, откуда следует необходимость перераспределения налоговой нагрузки.
  3. Недостаточная открытость ФНС, недостаток электронных сервисов, сложность проведения налоговых процедур, что ведет к росту затрат на сбор налогов.

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ И  ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ  НАЛОГОВ

 

Выход из сложившейся  ситуации состоит в радикальном упрощении налоговой системы. Система налогового учета и отчетности должна быть очень простой и понятной, чтобы для выполнения требований законодательства не требовалось специального образования и значительных затрат времени и сил.

Ежегодно Минфин России публикует документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации». Составляется он на текущий год и на два планируемых года. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Несмотря на то, что  Основные направления налоговой  политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой  основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями.

В трехлетней перспективе 2012 - 2014 годов приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Одним из главных направлений реформирования налоговой системы может стать модернизация системы имущественных налогов. Имущество является стабильным объектом налогообложения в виду трудности его сокрытия. Кроме того, налоговая нагрузка на имущество способна повысить эффективность его использования (например, участков сельхозназначения), а также усилить сбалансированность бюджетов различных уровней и в перспективе стать важным источником пополнения местных бюджетов.

В прошедшем периоде  основными результатами реализации налоговой политики в части имущественных налогов стали:

  • Формирование нормативной правовой базы, необходимой для введения единого налога на недвижимость.

Налог на недвижимость должен заменить налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц  и земельный налог.

В Кемеровской, Тверской, Калужской областях и в Республике Татарстан протестированы Методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения, утвержденные приказом Минэкономразвития России.

  • В целях урегулирования вопросов, связанных с налогообложением имущества (в том числе земельных участков), переданного в паевой инвестиционный фонд, и повышения эффективности администрирования налога на имущество организаций и земельного налога Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" обязанности по уплате этих налогов в отношении имущества (в том числе земельных участков) паевого инвестиционного фонда возложены на управляющие компании.

Информация о работе Имущественные налоги в РФ