Имущественные налоги в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:55, курсовая работа

Описание

Имущественные налоги - это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность налогоплательщиков платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Бюджетная система России, подразделенная на федеральный, региональный и местный уровень предусматривает следующие виды имущественных налогов: налог на имущество организаций, транспортный налог - (региональный бюджет); налог на имущество физических лиц, земельный налог - (местный уровень).
Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.
Приоритетом налоговой политики РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в том числе за счет реформирования системы имущественного налогообложения. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

Работа состоит из  1 файл

Имущественные налоги в РФ.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт государственного управления и права

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Управление имуществом»

на тему: «Имущественные налоги в РФ»

 

 

 

 

 

 

Москва – 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

Имущественные налоги - это  один из налогов налоговой системы  Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность  налогоплательщиков платить законно  установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Бюджетная система России, подразделенная на федеральный, региональный и местный уровень предусматривает следующие виды имущественных налогов: налог на имущество организаций, транспортный налог - (региональный бюджет); налог на имущество физических лиц, земельный налог - (местный уровень).

Особенность имущественных  налогов состоит в том, что  их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.

Приоритетом налоговой  политики РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в том числе за счет реформирования системы имущественного налогообложения. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы налога на имущество и порядка имущественного налогообложения в свете действующего налогового законодательства.

Предмет исследования - нормы Налогового кодекса Российской Федерации и федерального закона «О налогах на имущество физических лиц».

Цели исследования - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения, выявление перспектив и путей дальнейшего развития такого налогообложения.

В первой главе выявлены сущность и значение имущественных налогов.

Вторая глава посвящена  особенностям порядка расчета и  уплаты налога в бюджет и анализу  поступлений имущественных налогов  и сборов.

В третьей главе исследованы  перспективы и дальнейшее развитие налога на имущество.

 

характеристика имущественных налогов

В России институт имущественного налогообложения получил свое основное развитие в середине XIX века. Начиная  с 1863 года с мещан, вместо подушной подати, стал взиматься налог с городских  строений. С 1867 года к подушной подати присоединены два других сбора, которые взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы.

Земские (местные) сборы были установлены  как государственные, так и общие  губернские и частные. Они функционировали наравне с государственными прямыми налогами. Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, сбор с проезда по шоссе.

В 1898 году Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и от характера предприятия - являлось ли оно гильдейским или акционерным обществом. Также действовали в царской России и поимущественные налоги с граждан (например, квартирный налог, налог с наследства).

В результате революций 1917 года произошло изменение политической и государственной власти в России. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.

Дальнейшие преобразования в налоговой  системе произошли к концу 1922 года, когда ее построение принципиально  было закончено. В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая  реформа (постановление ЦИК и  СНК СССР от 2 сентября 1930 года).

В сущности, говорить о налогообложении, и конкретно имущественном налогообложении, в данный исторический период было бы не совсем справедливым, так как  вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных  отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.

Уже в конце ХХ века в Российской Федерации стали происходить кардинальные изменения в системе налогообложения предприятий. В 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году - вторая.

В Налоговом кодексе  РФ (п. 1 ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Имущественный налог - это  налог, устанавливаемый на имущество  частных лиц (физических лиц) или  организаций. В отличие от подоходного налога налог на имущество взимается не с дохода, а с имущества. Имущественные налоги являются прямыми. Они вносятся в бюджет в обязательном и первоочередном порядке.

На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 4 имущественных налога:

    • Транспортный налог (региональный);
    • Налог на имущество юридических лиц (региональный);
    • Налог на имущество физических лиц (местный);
    • Земельный налог (местный).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые  предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, льготы, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

При установлении местных  налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Налог на имущество организаций  и транспортный налог относятся  к региональным налогам. Земельный  налог и налог на имущество  физических лиц являются местными налогами.

Преимущество имущественных  налогов заключается в высокой степени стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней.

Во многих странах действует развитая система имущественного обложения на местном уровне, охватывающая как собственно имущество, так и его движения в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13% (Великобритания, Япония, США), а на местном уровне - до 100% (Великобритания).

Имущественные налоги значительно  в меньшей степени, чем ресурсные  или налоги на прибыль и НДС, зависят  от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье и от финансового состояния организаций, а потому являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета.

Имущественных налогов  в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 678,0 млрд. рублей. Налога на имущество физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году.

Налога на имущество  организаций в 2011 году поступило 467,5 млрд. рублей (69% общей суммы поступлений  имущественных налогов), или на 10,9% больше, чем в 2010 году.

Транспортного налога в 2011 году поступило 83,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в 2010 году.

Поступления земельного налога в 2011 году составили 122,2 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно 2010 года на 5,9%.

В консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации  в 2011 году поступления составили 5 239,1 млрд. рублей, что на 16,7% больше, чем в 2010 году.

Таким образом, налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. И не последнюю роль в этом играют налоги на имущество.

Налог на имущество выполняет  не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов соответствующих уровней, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития.

Дальнейшая концепция  имущественных налогов предусматривает  постепенный переход к налогообложению  недвижимости, то есть земли и имущественных  объектов, прочно связанных с землей и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

 

 

 

Анализ элементов налогообложения  имущественных налогов

В первой главе были рассмотрены  общие положения касательно имущественных  налогов, их преимущества, порядок ввода в действие и отмены для региональных и местных налогов, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Также были проанализированы структура имущественных налогов, их вклад в бюджеты соответствующих уровней в 2011 году.

Для выявления проблем, существующих на сегодняшний день в имущественном налогообложении, необходимо детально проанализировать каждый из имущественных налогов по элементам налогообложения. Для удобства анализа данные по каждому налогу целесообразно представить в виде таблиц.

Таблица 1. Транспортный налог

Элемент налога

Характеристика

Налогоплательщики

Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. 
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным на основании доверенности до 30.07.2002г., налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности. Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче транспортных средств по доверенности.

Не признаются налогоплательщиками (пункт действует до 1 января 2017г.):

  • лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в городе Сочи, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением Олимпиады и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
  • лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, - в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпиады и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Юридические лица (организации)

Физические лица

Объект налогообложения

Объектом налогообложения  признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и  гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ. 
Некоторые транспортные средства не являются объектом налогообложения

Налоговая база

Налоговая база определяется:

  1. в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  2. в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  3. в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
  4. в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пунктах 1-3 - как единица транспортного средства.

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству, указанному в пунктах 1-3. В отношении транспортных средств, указанных в пункте 4 налоговая база определяется отдельно.

Налоговый (отчетный) период

Налоговый период: календарный год. 
Отчетные периоды (для организаций): первый квартал, второй квартал, третий квартал. 
 
При установлении налога органы власти субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов РФ в зависимости  от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств или единицу транспортного средства в следующих размерах. 
 
Cтавки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов не более чем в 10 раз. 
 
Также допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, с учетом количества лет с года выпуска транспортных средств, и/или их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Исчисление налога и  авансовых платежей

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки. 
 
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа) производится с учетом коэффициента. Органы власти субъекта РФ вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу. 

Организации, исчисляют  сумму налога и сумму авансового платежа самостоятельно.

Сумма налога к уплате = исчисленная сумма налога минус авансовые платежи по налогу, уплаченными в течение налогового периода. 
 
Сумма авансового платежа по итогам каждого отчетного периода равна 1/4 произведения налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется  налоговыми органами.

Уплата налога и отчетность

Уплата налога и авансовых  платежей производится в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В течение налогового периода организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено  иное. По истечении налогового периода уплачивают сумму налога. 
 
По истечении налогового периода организации, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу не позднее 1 февраля следующего года.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый  орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Физические лица, уплачивают транспортный налог на основании  налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более  чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления.

Срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. (пункт введен ФЗ от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Информация о работе Имущественные налоги в РФ