Государственные внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 08:31, реферат

Описание

Государственные внебюджетные фонды в России – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

Содержание

Введение


1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

2.Государственные социальные внебюджетные фонды

3.Фонд социального страхования

4.Фонды обязательного медицинского страхования

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

РефератНалогооблажение.docx

— 32.04 Кб (Скачать документ)

аккумулирование финансовых средств Федерального фонда  для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной  деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции: 

аккумулируют  финансовые средства территориальных  фондов;

осуществляют  финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

проводят финансово-кредитную  деятельность по обеспечению системы  обязательного медицинского страхования;

выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

совместно с  органами государственной налоговой  службы РФ осуществляют контроль за своевременным  и полным поступление в территориальный  фонд страховых взносов, а также  за рациональным использованием поступивших  финансовых средств;

согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости  медицинской помощи, территориальную  программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения  о финансовых ресурсах, необходимых  для ее осуществления, о тарифах  на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.

Основным нормативным  актом, регулирующим медицинское страхование, является Закон РФ «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации», принятый 28 июня 1991 года №1499-1 (с последующими изменениями и  дополнениями), который провозглашает, что медицинское страхование - это  форма социальной защиты интересов  населения в охране здоровья, целями которой являются гарантия гражданам  при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Основной документ в системе ОМС – страховой  полис обязательного медицинского страхования граждан, который является юридическим оформлением прав пациента и обязательством системы обязательного  медицинского страхования по оказанию медицинской помощи. Страховой полис  обязательного медицинского страхования  персонализирует право пациента на получение медицинской помощи надлежащего качества и объема, установленных  Базовой программой обязательного  медицинского страхования на всей территории РФ независимо от уровня дохода, социального  положения и места проживания. На территории РФ действует страховой  полис обязательного медицинского страхования единого образца.

Страхование по обязательному медицинскому страхованию  на территории РФ осуществляется филиалами (с функциями страховщиков) территориальных  фондов ОМС и страховыми медицинскими организациями.

Структура системы  обязательного медицинского страхования  в России представлена 91 территориальным  ФОМС, 832 их филиалами, из которых 378 филиалов выполняли функции страховщиков, 276 страховыми медицинскими организациями и 90 их филиалами. В зависимости от административно-территориального устройства, демографических и экономических условий в субъектах Российской Федерации сложилось четыре типа организационных схем системы ОМС РФ .

Согласно Закону «О медицинском страховании граждан  в РФ», ОМС «обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи, предоставляемой  за счёт средств ОМС в объёме и  на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования».

В России действуют  Базовая и Территориальные программы  ОМС, в рамках которых определяется, какая именно амбулаторно-поликлиническая  и стационарная помощь, в каких  именно учреждениях здравоохранения  и при каких заболеваниях оказывается  гражданам, проживающим постоянно  или преимущественно на данной территории, за счёт средств ОМС, а также проведение каких именно мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение, осуществляется за счёт указанных  средств.

Базовая программа  ОМС разрабатывается Министерством  здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. Территориальные  программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов  РФ на основе базовой программы.

В России финансовые средства системы ОМС формируются  из двух источников: платежи из бюджета; отчисления предприятий, организаций  и других юридических лиц в  фонд обязательного медицинского страхования.

Средства поступают  через банки в фонды обязательного  медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной  собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат.

Законом определён  круг лиц, участвующих в системе  ОМС и обеспечивающих её работоспособность.

В первую очередь  это страхователи - любые предприятия, учреждения, организации, а также  государство в лице местных органов  государственной власти, уплачивающие взносы на ОМС. Взносы в страховые  фонды работающей части граждан  вносятся через предприятия (учреждения, организации). Таким образом, страховые  фонды играют роль посредника между  лечебно-профилактическими учреждениями и населением.

С 1 января 2001 года взносы в ФОМС уплачиваются в составе  единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового Кодекса  РФ. За неработающих граждан взносы в ФОМС осуществляет государство.

Затем взносы поступают  следующему участнику системы ОМС - в Федеральный или Территориальный  Фонд ОМС. Это самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, предназначенные  для аккумулирования финансовых средств на ОМС, обеспечения финансовой стабильности государственной системы  ОМС и выравнивания целевых финансовых ресурсов. Аккумулированные взносы идут на оплату установленного страховой программой объёма медицинской помощи.

Территориальный ФОМС является основным организаторским звеном. Он осуществляет регистрацию плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением страховых взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского страхования на местном уровне.

Следующий участник системы ОМС - страховые медицинские  организации. Это юридические лица, имеющие лицензию на право деятельности по обязательному медицинскому страхованию. Страховая медицинская организация (страховая компания) заключает договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС, осуществляет деятельность по ОМС на некоммерческой основе, выдаёт страховые полисы, а также контролирует объём, сроки и качество медицинской помощи и защищает интересы застрахованных. 

Медицинские учреждения - ещё один участник системы ОМС - учреждение независимо от форм собственности, лицензированное на осуществление  определённой деятельности и услуг  по программам ОМС, а также имеющее  аккредитацию, то есть соответствующее  установленным профессиональным стандартам.

И, наконец, самые  многочисленные участники системы  ОМС - застрахованные лица - граждане России, независимо от пола, возраста, состояния  здоровья, места жительства, уровня дохода, а также иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, которые имеют право на бесплатное (для них) получение медицинских  услуг, включённых в государственную  программу обязательного медицинского страхования. 

Пенсионный фонд Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России (наиболее крупный из всех социальных внебюджетных фондов). На его долю в  настоящее время приходится более 80% суммы средств, поступающих во всё социальные внебюджетные фонды. Создание ПФР стало вехой в  решении одной из важнейших задач  по реформированию социальной сферы  Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному  пенсионному страхованию .

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде  РФ, ПФР является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением  и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

Согласно положениям статьи 5 ФЗ №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»  ПРФ является государственным учреждением  и осуществляет функции страховщика  в системе обязательного пенсионного  страхования. При этом решаются две  принципиально важные задачи.

1. Средства пенсионной  системы становятся сферой самостоятельного  бюджетного процесса: ПФР имеет  свой бюджет, ежегодно утверждаемый  федеральным законом, средства  которого являются федеральной  собственностью, не входят в состав  других бюджетов и изъятию  не подлежат. Поэтому ПФР изначально  приобрел статус самостоятельного  государственного внебюджетного  фонда.

2. Основной источник финансирования пенсионных выплат - страховые взносы и платежи, которые уплачиваются за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами является не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

Конституционный Суд РФ определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен  публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права  на государственную пенсию, в том  числе полномочием по назначению указанных пенсий. Положениями ФЗ №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» определен  новый статус ПФР (его территориальных  органов) как страховщика и государственного учреждения, урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и  обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. В структуру Пенсионного фонда  РФ входит 89 региональных отделений, которые  составляют единую централизованную систему  органов управления средствами обязательного  пенсионного страхования в РФ.

Особого внимания заслуживает ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные  акты РФ», основным нововведением которого, является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на ПФР и его территориальные органы.

В основные задачи ПФР входят :

целевой сбор и  аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением  ПФР;

организация работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового  увечья, профессионального заболевания  или по случаю потери кормильца;

капитализация средств ПФР, а также привлечение  в него добровольных взносов (в том  числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

контроль с  участием налоговых органов за своевременным  и полным поступлением в ПФР страховых  взносов, а также за правильным и  рациональным расходованием его  средств;

межгосударственное  и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции  ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке  межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Таким образом, в системе пенсионного обеспечения  РФ закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному  лицу, при наступлении страхового случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру  уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

Формирование  бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется в соответствии с  Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», с дополнениями и изменениями. Бюджет ПФР формируется за счет:

страховых взносов;

средств федерального бюджета;

сумм пеней  и иных финансовых санкций;

доходов от размещения (инвестирования) временно свободных  средств обязательного пенсионного  страхования;

добровольных  взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей  или застрахованных лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством  РФ.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования  хранятся на счетах ПФР, открываемых  в учреждениях Центрального банка  РФ, а при их отсутствии на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды