Действующий порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
-ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
-исследование природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1. История возникновения и развития НДС в мире и в России
1.2. Понятие и основные законодательные и нормативные документы, регулирующие начисление и уплату НДС в РФ
2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Плательщики НДС, объекты обложения, облагаемый и необлагаемый оборот
2.2. Освобождение от уплаты НДС
2.3. Ставки НДС, порядок его исчисления, уплаты и возмещения
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НДС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налоговое право.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

    4) операции, осуществляемые организациями,  обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

    5) осуществление отдельных банковских  операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;

    6) реализация изделий народных  художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

    7) оказание услуг по страхованию,  сострахованию и перестрахованию  страховыми организациями, а также  оказание услуг по негосударственному  пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

    8) организация тотализаторов и  других основанных на риске  игр (в том числе с использованием  игровых автоматов) организациями  или индивидуальными предпринимателями игорного бизнеса;

    9) реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт и др.

    10) реализация необработанных алмазов  обрабатывающим предприятиям всех форм собственности;

    11) внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

    12) передача товаров (выполнение  работ, оказание услуг) безвозмездно  в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров;

    13) реализация входных билетов, форма  которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий и др.;

    4. В случае, если налогоплательщиком  осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

    5. Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. 

    Отказ от льгот:

    Организация или предприниматель могут отказаться от льгот, если сочтут, что их применение для себя невыгодно. При этом отказаться можно не от всех льгот, а только от тех, что предусмотрены п. 3 статьи 149 НК РФ. Причем если компания или коммерсант осуществляют несколько видов льготируемых операций, то они вправе отказаться от использования льгот как в отношении всех или нескольких видов операций, предусмотренных различными п. 3 статьи 149 НК РФ, так и в отношении операций, предусмотренных одним пп. П. 3 статьи 149 НК РФ. А вот отказаться от применения льгот, предусмотренных п. 1 и 2 статьи 149 НК РФ, налогоплательщики не вправе.

    Чтобы отказаться от льгот, организация или  предприниматель должны подать в  налоговую инспекцию по месту  своего учета соответствующее заявление (в произвольной форме) в срок не позднее 1-го числа налогового периода, начиная с которого они намерены отказаться от льготы. В заявлении следует указать:

- перечень  операций, освобождаемых от налогообложения,  в отношении которых организация отказывается от использования льготы;

- налоговый  период, начиная с которого фирма планирует отказаться от льготы;

- срок, в течение которого вы не  будете пользоваться льготой  (но не менее года).

     Полный  перечень операций приведен в ст.149 НК РФ. Налоговая база (ст.153) при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

    Таким  образом,  можно  отметить,  что  льготы  по  НДС  направлены  прежде  всего  на  поддержание  социальной  стабильности  в  обществе  через  механизм  воздействия  на  ценообразование.  Также  налоговые  освобождения  повышают  заинтересованность  предприятий  в  производстве  социально  значимых  товаров  и  услуг.  Вместе  с  тем  число  льгот  остается  неоправданно  высоким.  Мировой  опыт  показывает,  что  целесообразнее  было  бы  сократить  их  количество,  оставив  только  льготирование  приоритетных  отраслей  экономики. 
 
 
 
 

    2.3. Ставки НДС, порядок его исчисления, уплаты и возмещения

    Важнейшим  элементом  налога,  без  которого  невозможно  исчисление  суммы  налогового  платежа,  является  ставка.  Налоговые  ставки  устанавливаются  в  законодательном  порядке,  они  едины  и  действуют  на  всей  территории  РФ. 

    В  настоящее  время  в  РФ  установлены  следующие  ставки  НДС:

    - основные,  установленные  законодательными  актами  и  применяемые  при   исчислении  налога  с  облагаемого  оборота,  не  включающего  в  свою  стоимость  сумму  НДС;

    - расчетные,  то  есть  определяемые  расчетным  путем  и  используемые  к  объекту  обложения,  в   цену  которого  входит  НДС.

     В России НДС действует с 1992 года. Порядок  исчисления налога и его уплаты первоначально  был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100.

     Максимальная  ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.

     Установлены также пониженные ставки 0 % и 10 %.

    Налогообложение по налоговой ставке 0 % производится при реализации:

    1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы соответствующих документов;

    3) работ (услуг), непосредственно связанных  с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

    4) услуг по перевозке пассажиров  и багажа при условии, что  пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

    5) товаров (работ, услуг) в области  космической деятельности;

    6) драгоценных металлов налогоплательщиками,  осуществляющими их добычу или  производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

    7) товаров (работ, услуг) для официального  пользования иностранными дипломатическими  и приравненными к ним представительствами  или для личного пользования  дипломатического или административно-технического  персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

    Налогообложение по налоговой ставке 10 % производится при реализации:

    1) некоторых продовольственных товаров (яйца и яйцепродуктов, масла растительного, маргарина, сахара, соли, зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия), крупы, муки и др.);

    2) некоторых товаров для детей  (трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий: перчаток, варежек, головных уборов; кроватей детских; матрацев детских; колясок; тетрадей школьных; игрушек, пластилина, пеналов, счетных палочек, счет школьных, дневников школьных, тетрадей для рисования и др.)

    Установлен  также ряд товаров, работ и  услуг, операции по реализации которых  не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

     Применяемый  в  настоящее  время  порядок  исчисления  налога  на  добавленную  стоимость  очень  сложен.  Он  тесно  связан  с  учетной  политикой  предприятия,  содержанием  бухгалтерского  и  налогового  учета.  Он  также  зависит  от  вида  деятельности  налогоплательщика  и  назначения  проводимых  им  хозяйственных  операций.   

    Порядок расчёта налога:

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).

    Расчет  налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

       Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате организацией в бюджет определяется:

НДС          =          НДС          -          НДС

                      в  бюджет            полученный        уплаченный 

    Налоговая база по НДС определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов.

    НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего»  НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое  подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

    Также налогом на добавленную стоимость  облагается:

    безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);

    передача  на территории Российской Федерации  товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

    выполнение  строительно-монтажных работ для  собственного потребления;

Информация о работе Действующий порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации