Анализ существующих в РФ способов обжалования для защиты прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 01:22, курсовая работа

Описание

Цель работы - анализ существующих в РФ способов обжалования для защиты прав и интересов налогоплательщика.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить сущность обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц, выявить его основные признаки и виды, путем изучения НК РФ;
проанализировать статистические данные по налоговым спорам
рассмотреть общие положения защиты налогоплательщиков, выявить проблемы
в качестве примера рассмотреть обжалование на примере отдельного налога.

Работа состоит из  1 файл

курсовик).docx

— 61.07 Кб (Скачать документ)

Если налоговый  орган (должностное лицо), рассматривающий  жалобу, имеет достаточные основания  полагать, что обжалуемые акт или  действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый  орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении  исполнения акта (действия) принимается  руководителем налогового органа, принявшим  такой акт, либо вышестоящим налоговым  органом. Таким образом, решение  о приостановлении исполнения разработанного акта (действия) принимается руководителем налогового органа, получившего такой акт, либо вышестоящим налоговым органом, в соответствии с (п. 2 ст. 141 НКРФ).

Сама жалоба рассматривается в течение одного месяца со дня ее получения (ст. 140 НКРФ). Указанный срок может быть продлен  руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения  документов (информации), необходимых  для рассмотрения жалобы, у нижестоящих  налоговых органов, но не более чем  на 15 дней. В результате принимается  один из следующих возможных вариантов  развития событий:

  • жалоба остается без удовлетворения;
  • акт налогового органа отменяется, и назначается дополнительная проверка;
  • решение отменяется, и производство по делу - прекращается;
  • решение изменяется или выносится новое решение.

На действия или бездействие должностных  лиц вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение по существу.

В течение 3-х  дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (ст. 140 НКРФ).

Но недостатков  у досудебного порядка урегулирования споров все же больше:

  • обязательность процедуры обжалования решений, вынесенных по итогам налоговых проверок, в досудебном порядке влечет за собой затягивание срока разрешения спора минимум на 1 мес., а максимум — почти на 2 мес.;
  • поскольку подразделения налогового аудита созданы в структуре налоговых органов, им трудно сохранять объективность при вынесении решений;
  • приостановление исполнения обжалуемого решения по жалобам (за исключением жалоб на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок) является правом вышестоящего налогового органа, а сроки и основания принятия подобного решения не оговорены;
  • срок, отведенный для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, - 10 дней — не позволяет налогоплательщику должным образом подготовить жалобу, продумать и убедительно сформулировать свою позицию;
  • заявленная простота процедуры, позволяющая налогоплательщику без помощи юристов защитить свои права, по существу означает отсутствие процессуального порядка досудебного рассмотрения и урегулирования жалоб.

В связи с  вышеизложенным представляется необходимым  существенно усовершенствовать  рассматриваемую процедуру, закрепив в НК РФ:

порядок подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков вышестоящими налоговыми органами; порядок  рассмотрения споров, случаи оставления жалобы без рассмотрения и их последствия; процессуальные права и обязанности  заявителя и налоговых органов  в ходе досудебного производства; требования, предъявляемые к форме  и содержанию жалобы;

положения об обязанности налоговых органов  извещать налогоплательщика о времени  и месте рассмотрения жалобы;

право налогоплательщиков привлекать независимых экспертов, специалистов, переводчиков в качестве третьих лиц;

положения о  возможности применения процедуры  «изменения сроков уплаты налога и  сбора, а также пеней», предусмотренной  главой 9 НК РФ на стадии досудебного  урегулирования споров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Защита  интересов и прав налогоплательщиков

      в судебных инстанциях

Право налогоплательщиков на судебное обжалование актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц закреплено в ст. 137-138 НКРФ. Обжалование  производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в арбитражный суд, а физическими лицами, не имеющими статуса предпринимателя, - в суд общей юрисдикции.

Налоговый кодекс не конкретизирует порядок рассмотрения таких исков, содержит лишь отсылочную норму к арбитражному процессуальному и гражданскому процессуальному законодательству. В ряде стран (например, в США и ФРГ) действуют специальные налоговые суды, которым подведомственны любые налоговые споры.

К очевидным  преимуществам судебного способа  защиты прав и интересов налогоплательщиков относятся:

  • относительная объективность разрешения спора, как следствие его рассмотрения вне рамок налогового ведомства;
  • возможность принятия судом мер по обеспечению исковых требований в виде запрещения налоговому органу списывать недоимку и пени до разрешения спора по существу возникшего вопроса;
  • детальная урегулированность всех стадий судебного производства процессуальным законодательством;
  • возможность получения исполнительного листа и принудительного исполнения решения суда.

Судебная  практика России по налоговым спорам выделяет следующие группы исков налогоплательщиков:

1. Предъявление  иска о признании недействительным  ненормативного акта налогового органа. Предметом обжалования по таким искам является:

  • решение налогового органа о взыскании недоимки, пеней и штрафов, принятое по результатам налоговой проверки;
  • решение об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате начисленного налога или сбора;
  • решение о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки по уплате начисленного налога или сбора;
  • решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;
  • решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика - предприятия, организации;
  • решение о направлении суммы излишне уплаченного налога на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов и т.д.

2. Предъявление  иска о признании незаконными  действий (бездействия) должностных лиц налогового органа позволяет налогоплательщику защищать свое право, даже если нарушение этого права происходит вне связи с каким-либо актом налогового органа, имеющим документальную форму.

Самым распространенным примером является неисполнение налоговым органом обязанностей по своевременному и полному возврату излишне уплаченных сумм налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НКРФ.

3. Предъявление  иска о признании поручения  не подлежащим исполнению. Эта  возможность применяется тогда,  когда формальное решение налогового органа по каким-либо причинам отсутствует, но на банковский счет конкретного налогоплательщика уже направлено инкассовое поручение.

4. Предъявление  иска о возврате из бюджета  излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов. Такой иск целесообразен при отсутствии ненормативного акта налогового органа, повлекшего излишнюю уплату сумм с налогоплательщика, или в том случае, когда необходимо получение исполнительного документа о принудительным исполнении судебного решения по возврату сумм из бюджета.

5. Предъявление  иска о возмещении убытков,  причиненных действиями (бездействием) налоговых органов, как один  из способов защиты нарушенных  прав, предусмотрен ст.12 ГКРФ. Защита  гражданских прав осуществляется  путем: признания права; восстановления  положения, существовавшего до  нарушения права, и пресечения  действий, нарушающих право или  создающих угрозу его нарушения;  признания оспоримой сделки недействительной  и применения последствий ее  недействительности, применения последствий  недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта  государственного органа или  органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения  к исполнению обязанности в  натуре; возмещения убытков; взыскания  неустойки; компенсации морального  вреда; прекращения или изменения  правоотношения; неприменения судом  акта государственного органа  или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами,  предусмотренными законом.

Оно может  заявляться и наряду с другими  требованиями в защиту нарушенного  права. Порядок возмещения ущерба регламентирован гражданским законодательством путем установления особых правил для случаев причинения вреда субъектам права государственными органами России (ст.16 ГКРФ) «Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления». А именно, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению России, соответствующим субъектом России или муниципальным образованием.

6. Предъявление  иска о признании недействительным  нормативного акта налогового  органа. Налогоплательщик вправе обжаловать в суд эти акты, если считает, что они налагают на него дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности и выходят за рамки компетенции принявшего их органа. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. То есть, ст. 138 НК РФ прямо устанавливает, что обжалование нормативных актов налоговых органов организациями и предпринимателями осуществляется в арбитражном суде России. Граждане, не имеющие статуса предпринимателя, должны обжаловать нормативные акты государственных налоговых органов в судах общей юрисдикции.

Порядок судебного разбирательства  и вынесения решения  суда

В арбитражном  суде дело должно быть рассмотрено  и решение по нему принято в  срок, не превышающий двух месяцев  со дня поступления искового заявления  в суд, в судах общей юрисдикции подготовка гражданских дел к  судебному разбирательству должна быть проведена не позднее чем  в семидневный срок.

В арбитражных  судах дела в первой инстанции  рассматриваются судьей единолично, за исключением дел о признании  недействительными актов государственных  органов и дел о несостоятельности (банкротстве), которые рассматриваются  арбитражным судом коллегиально, хотя по решению председателя суда коллегиально может быть рассмотрено  и любое дело. Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются арбитражным судом только коллегиально.

В остальных  случаях дела могут рассматриваться  судьей единолично, если против этого  не возражают участвующие в деле лица. В противном случае дела рассматриваются  коллегиально судом в составе  судьи и двух народных заседателей, которые пользуются правами судей. Рассмотрение дел в кассационной инстанции осуществляется в составе  трех членов суда, а в порядке  судебного надзора – не менее трех членов суда.

Дела организаций  в судах ведут их руководители или иные лица, которые в соответствии с учредительными документами имеют  право представлять данную организацию, либо представители организации. Руководители или иные должностные лица представляют суду документы, удостоверяющие их служебное положение и полномочия.

Общая доверенность на ведение дела в арбитражном  суде дает представителю право совершать  от имени представляемого все  процессуальные действия, кроме:

  • подписания искового заявления;
  • полного или частичного отказа от исковых требований и признания иска;
  • изменения предмета или основания иска;
  • передачи полномочий другому лицу;
  • обжалования судебного акта арбитражного суда;
  • требования принудительного исполнения судебного акта;
  • получения присужденных денег.

Полномочия  на совершение каждого из перечисленных  действий должны быть предусмотрены в доверенности специально.

Лицо, участвующее  в деле, вправе направить арбитражному суду отзыв на исковое заявление  с приложением документов, подтверждающих возражения против иска, в срок, обеспечивающий поступление отзыва ко дню рассмотрения дела. Копии отзыва и отсутствующих  у них документов направляются другим участвующим в деле лицам, доказательства чего должны быть представлены в арбитражный  суд вместе с отзывом. В подписываемом  лицом, участвующим в деле, или  его представителем отзыве должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который направляется отзыв;
  • наименование истца и номер дела;
  • мотивы полного или частичного отклонения требований истца со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также на обосновывающие возражения законодательства.

     Непредставление отзыва на исковое  заявление или дополнительных  доказательств, которые судья  предложил представить лицам,  участвующим в деле, не является  препятствием к рассмотрению  дела по имеющимся в нем  материалам, так же, как и при  неявке в заседание ответчика,  надлежащим образом извещенного  о времени и месте разбирательства  дела, спор может быть разрешен  в его отсутствие, при неявке  в заседание арбитражного суда  истца, надлежащим образом извещенного  о времени и месте разбирательства  дела. Спор может быть разрешен  в его отсутствие только при  наличии заявления истца о  рассмотрении дела в его отсутствие. При неявке истца без такого  заявления арбитражный суд оставляет  иск без рассмотрения. Оставление  иска без рассмотрения не лишает  истца права вновь обратиться  в арбитражный суд с этим  же иском в общеустановленном  порядке, то есть с соблюдением  всех формальностей, установленных  для первой подачи  искового заявления.

Информация о работе Анализ существующих в РФ способов обжалования для защиты прав