Анализ существующих в РФ способов обжалования для защиты прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 01:22, курсовая работа

Описание

Цель работы - анализ существующих в РФ способов обжалования для защиты прав и интересов налогоплательщика.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить сущность обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц, выявить его основные признаки и виды, путем изучения НК РФ;
проанализировать статистические данные по налоговым спорам
рассмотреть общие положения защиты налогоплательщиков, выявить проблемы
в качестве примера рассмотреть обжалование на примере отдельного налога.

Работа состоит из  1 файл

курсовик).docx

— 61.07 Кб (Скачать документ)

Введение

Как известно, налоги являются особыми обязательными  платежами, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и  граждан. Необходимость налогов  обусловлена потребностями общественного  развития. Налоги служат основным источником поступлений в государственный  бюджет и, следовательно, дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных  расходов на удовлетворение общественных потребностей. Налоги являются реальным рычагом государственного регулирования  экономики. Они позволяют государству  решать социальные и другие общественные задачи, в первую очередь - выравнивания уровня доходов граждан.

Роль механизма  налогообложения возрастает по мере того, как государство усиливает  экономические функции и свое воздействие на рыночные преобразования экономики страны. Постоянно расширяется  поток нормативных документов по дополнению уже принятого законодательства, касающегося как всей системы  налогообложения, так и отдельных  элементов налога.

Особое значение для развития современной России имеет формирование рациональной налоговой  системы, направленной на создание благоприятных  условий развития предпринимательской  деятельности. Одним из важнейших  путей решения данной сложной  задачи - является строгое, обязательное для всех, соблюдение действующего налогового законодательства.

Современные налогоплательщики шагают в ногу со временем, приобретают налоговые знания и применяют их на практике. Наверное, именно этими обстоятельствами, в частности, можно объяснить увеличение количества налоговых споров и изменение их качества. Судебное рассмотрение налоговых споров является гарантией защиты и обеспечения баланса интересов всех участников налоговых правоотношений и государства. При этом следует иметь в виду и тот факт, что, хотя судебный прецедент в силу традиций нашей правовой системы не является источником права, состоявшиеся судебные акты, особенно высших судебных инстанций, оказывают существенное воздействие на практику. Это относится как к применению норм материального права, собственно законодательства о налогах и сборах, так и к применению норм арбитражного процессуального права.

Данная курсовая работа посвящена одной из наиболее часто встречающейся на сегодняшний  день проблеме - это практика отстаивания  своих законных прав и интересов, она является на сегодняшний день одной из актуальных.

 На законодательном уровне отсутствует ответственность не только высших должностных лиц государства, но и мелких чиновников исполнительных органов. Между тем такого рода ответственность должна существовать в любом демократическом государстве, не говоря уже о государстве, которое объявляет себя правовым.

Субъективные  гражданские права, которые принадлежат  участникам гражданского оборота, должны быть не только реально осуществимы. Субъекты этих прав должны обладать возможностями  по пресечению нарушения прав, их восстановлению, компенсации всех потерь, вызванных  нарушением субъективных прав.

Цель работы -  анализ существующих в РФ способов обжалования для защиты прав и интересов налогоплательщика.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить сущность обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц, выявить его основные признаки и виды, путем изучения НК РФ;
  2. проанализировать статистические данные по налоговым спорам
  3. рассмотреть общие положения защиты налогоплательщиков, выявить проблемы
  4. в качестве примера рассмотреть обжалование на примере отдельного налога.

Исследование  затрагивает практику обжалования  только в соответствии с Налоговым  Кодексом РФ, который является основополагающим источником данной курсовой работы. Также  были использованы многочисленные интернет- источники из-за частого обновления нормативной базы; были изучены и  проанализированы статьи информационных сайтов,  актуальных на сегодняшний  день, Клерк.Ру, «Кодексы и Законы РФ», ЗонаЗакона.Ру.

Следует отметить тот факт, что в современной  российской судебной практике количество налоговых споров постоянно возрастает. Таким образом, можно предположить, что данная тенденция ещё довольно долгое время будет сохраняться, поскольку намерение органов  государственной власти действовать  в финансовой сфере методами, соответствующими конституционно значимыми стандартами, к сожалению, развивается гораздо  медленнее, чем законные стремление налогоплательщиков отстаивать свои конституционные  права и защищаемые государством интересы

  1. Способы защиты прав и интересов граждан

В настоящее  время в Российской Федерации  отсутствует справедливый и эффективный  механизм защиты прав физических и  юридических лиц. По мнению специалистов, провозглашение определенного комплекса  прав и закрепление их на законодательном  уровне является недостаточным, поскольку  это всего лишь часть той системы, которую необходимо создать и  дать возможность ей плодотворно  функционировать. То государство, в  котором основной ценностью хотя и выступают права граждан, но не предусмотрена возможность их реализации, не является правовым государством, основным признаком которого является существование развитого гражданского общества, где законные интересы человека и гражданина являются высшей ценностью, развита частная собственность  и экономика.

          Таким образом можно охарактеризовать  практически все правовые отношения,  в которых непосредственным субъектом  являются физические и юридические  лица. Особого внимания заслуживает  их участие в налоговых правоотношениях,  а именно вопросы, связанные  с законодательно закрепленной  возможностью обжалования актов  налоговых органов, действий (бездействия)  их должностных лиц.

Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками  могут приобретать конфликтный  характер, обусловленный противоречиями между финансовыми интересами государства, с одной стороны, и интересами налогоплательщиков - с другой. Конституция РФ в статье 45 гарантирует право каждого «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом», а в статье 35 устанавливает охрану законом права частной собственности.  Разумеется, права и гарантии, установленные Основным законом, относятся также и к сфере налоговых правоотношений.

Между тем, статья 8 НК РФ определяет понятие налога следующим  образом:

«1. Под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или муниципальных образований».

Одной из гарантий исполнения обязанности по уплате налогов, наряду с правосознанием и гражданской  позицией, являются меры государственного принуждения, установленные статьями 45, 46, 48 НК РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что налогоплательщик, являясь собственником своих  денежных средств, или владея ими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имеет законное право защищать свою частную собственность, если налоговый орган претендует на большую сумму, чем та, которая с точки зрения налогоплательщика предназначена для уплаты налогов.

Защита прав налогоплательщиков - это совокупность всех юридических, идеологических, материальных гарантий, установленных в рамках налоговой системы государства. Они должны обеспечить соразмерность  ограничений прав конкретного налогоплательщика  и интересов общества в целом. В узком смысле под защитой  прав налогоплательщика понимается обращение в те или иные государственные  органы для рассмотрения законности и обоснованности действий (бездействия) налоговых органов по отношению  к данному конкретному  субъекту налогового права - налогоплательщику.

Причины по защите своих интересов от «посягательств» налоговых органов у налогоплательщика довольно много. Вот примерный перечень:

  1. признании недействительным решения налогового органа, не соответствующего законодательству и нарушающего права и законные интересы организаций и граждан;
  2. признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  3. возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговым органом в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований законодательства.
  4. признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа;
  5. признании недействительным нормативного акта налогового органа;
  6. возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.

Необходимо  отметить, что данный перечень нельзя считать абсолютно исчерпывающим.

Возможность защищать свои права предусмотрена  для налогоплательщика, в частности, статьей 137 НК РФ:

«Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых  органов ненормативного характера, действия и бездействия их должностных  лиц, если по мнению этого лица такие  акты, действия или бездействие нарушают его права».

Существует  несколько способов защиты налогоплательщиком своих прав. Среди них следует  выделить:

  • Административный способ защиты;
  • Судебный способ защиты налогоплательщика;
  • С помощью конституционного судопроизводства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Защита  интересов и прав налогоплательщиков                                     в административном порядке

Административное обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящие налоговые органы было установлено более 10 лет назад - с момента принятия части первой НК РФ (1, статьи 139 — 141). Однако данную процедуру налогоплательщики применяли не часто, предпочитая ей обжалование решений в судебном порядке. Новшество, появившееся год назад, заключается в обязательности этой процедуры:

В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение налогового органа по результатам выездной или  камеральной проверки может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения  в вышестоящем налоговом органе. Таким образом, п. 75 ст. 1 и п. 16 ст. 7 Закона № 137 – ФЗ установлен обязательный претензионный, или досудебный, порядок  урегулирования спора между налогоплательщиком (налоговым агентом) и налоговым  органом.

Законодатель  предусмотрел обязательную административную стадию рассмотрения споров для ограниченного  перечня ненормативных правовых актов:

1) решение  о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

2) решение  об отказе в привлечении к  ответственности за совершение  налогового правонарушения. Решения  данного вида выносятся по  результатам рассмотрения материалов  выездных и камеральных налоговых  проверок (п. 7 ст. 101 НК РФ).

К преимуществам  административного порядка обжалования  можно отнести:

  • отсутствие требований по уплате государственной пошлины;
  • упрощенная процедура рассмотрения жалоб;
  • быстрота рассмотрения жалобы;
  • обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом и очевидно, позволит ему лучше уяснить точку зрения налогового органа и при возможном последующем обращении в судебные органы, воспользоваться возможностью более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

Подача жалобы возможна в течение трех месяцев  с того дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска срока по уважительной причине, подача жалобы возможна при наличии оправдательных документов (ст. 139 НК РФ). Жалоба оформляется в произвольной письменной форме. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по ней может ее отозвать на основании письменного заявления. Однако отзыв лишает права на ее подачу повторно по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый  орган производится в сроки, указанные  в ст. 139, то есть в течение 3-х месяцев  с момента, когда лицо узнало о  нарушении своих прав. По общему правилу, подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или  действия (п.1 ст.141 НКРФ). Однако если налоговый  орган, рассматривающий жалобу, имеет  достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действие не соответствует законодательству, то данный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действие. 1. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Информация о работе Анализ существующих в РФ способов обжалования для защиты прав