Управление социально-экономическими процессами в условиях рыночных отношений (на примере государственного и муниципального органа)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:45, реферат

Описание

Основные аспекты социально-экономического развития регионов. Региональная политика России. Модель стратегического плана социально экономического развития региона. Задачи и функции муниципального управления. Место муниципального управления в системе управления экономикой.

Работа состоит из  1 файл

курсовая ГМУ.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

     Многие  проблемы управления социально-экономическими процессами, происходящими в муниципальном образовании, могут и должны решаться с помощью системного подхода, общей теории систем и системного анализа и синтеза. Овладение системными знаниями и их практическое применение в муниципальном управлении составляет основу научного подхода к принятию решений на муниципальном уровне. Они составляют фундамент современной методологии изучения и управления сверхсложными объектами, которыми являются муниципальные образования.

     В состав муниципальной собственности  входят средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные фонды, имущество органов  местного самоуправления, а также  муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово – кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

     Органы  местного самоуправления управляют  муниципальной собственностью. Права  собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной  собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

     В доходы местных бюджетов зачисляются  местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов  и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

     Муниципальное хозяйство включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), предприятия бытового обслуживания, строительную промышленность, предприятия торговли и общественного питания и т.д. Однородные предприятия образуют отрасли.

     Функции управления предприятиями муниципального хозяйства по своему содержанию подразделяются на отраслевые и межотраслевые. К функциям межотраслевого характера относятся организация труда и заработной платы, планирование и долгосрочное прогнозирование, бухгалтерский учет, материально-техническое снабжение и т.д. Содержание функций межотраслевого характера практически не зависит от особенностей предприятий муниципального хозяйства.

     Бюджетный процесс – регламентированная нормами  процессуального бюджетного права  деятельность органов местного самоуправления по составлению, утверждению и исполнению местного бюджета, а также отчету о его исполнении.

     Органы  муниципального управления взаимодействуют  с территориальными органами Главного управления федерального казначейства. Они вправе заключать соглашение с органами казначейства об обслуживании исполнения местных бюджетов. В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета может быть создано муниципальное казначейство.

     Комитет по управлению муниципальным имуществом осуществляет управление акциями (долями, паями) хозяйственных обществ смешанной формы собственности, а также акциями акционерных обществ, образованных в процессе приватизации в соответствии с планами приватизации.

     Управление  инвестициями из средств местного бюджета, а также привлеченными средствами юридических и физических лиц осуществляется главой. Муниципальные инвестиции имеют социальную направленность.

     Место и роль муниципального управления в  местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:

     а) муниципальное управление – определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;

     б) муниципальное управление – деятельность специальных субъектов, обобщенно  обозначаемых как органы муниципального управления (в законодательных актах - местного самоуправления);

     в) муниципальное управление – в  основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного  непосредственного руководства  экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

     г) муниципальное управление – подзаконная  деятельность, регламентируемая муниципальным  правом.

     Муниципальное управление в социально-культурной сфере связано, прежде всего, с тем, что население и создаваемые  им муниципальные органы могут быть более эффективно, нежели государственные органы, решать задачи повышения уровня и качества жизни жителей данной территории, обеспечивать социально-культурные и другие жизненно важные потребности населения.

     Социально-культурная сфера деятельности муниципальных  органов включает в себя вопросы образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, защиты прав потребителей.

     Муниципальная система образования – это территориально обособленная и относительно самостоятельная часть системы образования субъекта Федерации, взаимосвязанная с другими аналогичными частями.

     Культура  – это сфера духовной жизни  людей. Систему культуры муниципального образования составляют следующие  учреждения: библиотеки, клубы, музеи, театры и кинотеатры. Они могут  находиться в различных формах собственности.

     К муниципальной системе здравоохранения  относятся муниципальные органы управления здравоохранения и находящиеся  в муниципальной собственности  лечебно-профилактические, научно-исследовательские  и учебные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения.

     В системе занятости населения  свои функции органы муниципального управления осуществляют в тесной связи  с центрами занятости населения  в районах и городах, территориальными подразделениями Федеральной государственной службы занятости.

     Статьей 44 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрена защита прав потребителей органами местного самоуправления.

     В системе социальной защиты населения  деятельность органов муниципального управления имеет три направления: а) создание для всех равных возможностей для получения соответствующих материальных и духовных благ, развитие творчества, научного потенциала; б) предоставление всем социальных минимумов, определяемых в соответствии с государственными стандартами. [2]

     Социальная  защита – это система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам  равные права и условия для  труда, а нетрудоспособным (социально  уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех ее формах.[7]

 

      Заключение 

     Проблемы  регионального деления, устойчивого  и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных  регионов являются как никогда актуальными на современном этапе становления России как равноправного и стабильного члена мирового сообщества.

     Совокупностью методов и инструментов управления социально-экономическим развитием  региона является региональная политика государства.

     Для каждого субъекта Российской Федерации, как к концептуальному подходу  к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе.

     Проведение  региональной политики невозможно без  формирования системы государственных организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

     Другим  инструментом регионального развития стали федеральные целевые программы. направленные на решение задачи стимулирования социально-экономического развития (например, обеспечение ускоренного экономического роста в геостратегически важных регионах страны) и направленные на решение задачи обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том числе, на решение проблем кризисных территорий)

     Для эффективной деятельности государственным  и муниципальным служащим необходимо глубокое знание теории и практики муниципального управления, оно приходит с учением и реальной работой, постоянным анализом и обобщением существующего опыта. Овладение муниципальной наукой – главная задача и составная часть образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих.

     Реформа местного самоуправления, эффективное ее осуществление определяются профессиональной подготовленностью управленческих кадров, их способностью выявлять и использовать возможности каждого из элементов механизма муниципального управления, видеть имеющиеся связи и взаимозависимость между ними, тенденции развития управляемых объектов. Только так можно достичь системности и комплексности, прозрачности и эффективности муниципального управления. 

 

      Список литературы 

  1. Гаврилов  А.И. Региональная экономика и управление. – М.,2005.
  2. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М.: УРСС, 2000
  3. Методические рекомендации по разработке Комплексной схемы территориального экономического и социального развития Российской Федерации до 2005 г. – М.: СОПСиЭС, 1994.
  4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. // М.: СОПС, 1994.
  5. Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР) // Изд-во стандартов, 1994.
  6. Организационно-методические рекомендации по разработке схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности в условиях рыночной экономики и формирования товарных рынков. – М.: СОПСиЭС, 1994.
  7. Размещение производительных сил. Учебник под ред.: Кистанова В.В., Копылова Н.В. – М.: Экономика, 1994.
  8. Региональные проблемы использования экономического потенциала в условиях перехода к рынку. – М.: СОПС, 1994
  9. Тургель И.Д. Региональная экономика и управление. М.: 2003.
  10. Федеральный бюджет и регионы: структура финансовых потоков / Институт «Восток-Запад». М: МАКС Пресс, 2001.
  11. Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России, Сборник обзоров ИНИОН, Москва, 1999.

1997.- 428с.

12. Мысин Н.В. Теория социального управления. - СПб, 1998. – 413с.

13. Общий и специальный менеджмент: Учебник / Под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина.– М.: РАГС, 2001. – 568 с.

14. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 1986.- 241с.

15. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета.- 2003.- 8 октября.

     16. Хартанович К.В., Алтухов П.П. Теоретические основы системы

 

 

                     

Информация о работе Управление социально-экономическими процессами в условиях рыночных отношений (на примере государственного и муниципального органа)