Управление социально-экономическим развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 01:49, курсовая работа

Описание

поселений.
Реализация общей цели предполагает решение следующих задач исследования:
- Ознакомиться с сущностью, критериями и показателями социально – экономического развития сельского поселения;
- Исследовать механизмы и специфику стратегического социально- экономического управления развитием сельского поселения;
- Ознакомиться с основными стратегическими документами развития сельского поселения;
- Ознакомиться с социально – экономической характеристикой, на примере Ильинского сельского поселения Новопокровского района;
- Проанализировать систему стратегического управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения Новопокровского района;
- Провести анализ исполнения стратегического плана в сфере управления социально-экономическим развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района;

Содержание

Введение
3
1
Основные подходы к управлению социально-экономическим развитием сельского поселения

6
1.1
Сущность, критерии и показатели социально – экономического развития сельского поселения

6
1.2
Механизм и специфика стратегического социально - экономического управления развитием сельского поселения

12
1.3
Основные стратегические документы развития сельского поселения
23
2
Анализ управления социально - экономического развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района

25
2.1
Социально – экономическая характеристика Ильинского сельского поселения Новопокровского района

25
2.2
Система стратегического управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения Новопокровского района

33
2.3
Анализ исполнения стратегического плана в сфере управления социально-экономическим развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района


61
3
Основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения


66

Выводы и предложения
70

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по СМУ 2 .doc

— 1.26 Мб (Скачать документ)

«Стратегия социально – экономического развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района до 2020 года», которая включает в себя:

- Оценку социально – экономического положения и потенциала Ильинского сельского поселения;

- Выбор сценариев развития и формирования ведения дальнейшего развития поселения;

- Стратегическая цель и приоритеты развития поселения;

- Направления деятельности по достижению стратегической цели, ресурсы и механизм реализации;

- Стратегическая цель развития на период 2007 – 2012 годы.

- Ожидаемые результаты стратегии

Перед тем как сформировать Стратегию администрация проводит SWOT- анализ, для четкого выявления сильных и слабых сторон, а также  возможности и угрозы для проектов проводимых на данной территории (таблица 5).

 

 

 

 

 

 

Таблица 5 - SWOT – анализ территории Ильинского сельского поселения

 

Сильные стороны(S)

Слабые стороны (W)

1 Наличие земельных ресурсов.

Земельный фонд – 28564 га, из них:

- Сельхозугодия – 23777 га;

- Земли поселения – 1908 га;

- Земли запаса – 0 га.

- Земли промышленности, транспорта – 0 га.

- Водный фонд – 327 га.

2 Наличие квалифицированных кадров в большинстве секторов экономики.

3 Равноудаленность по отношению к Ставропольскому краю, Ростовской области, Краснодару, что способствует  расширению рынка сбыта продукции (200 км).

4 Наличие в достаточном  количестве сельскохозяйственной сырьевой базы, среднегодовой объем валового  производства за последние три года  составил1072,2 тыс. рублей.

5 развитая финансовая инфраструктура, на территории поселения осуществляют деятельность 2 филиала банков.

6 Социальная стабильность в поселении.

7 Развитая социальная инфраструктура: поселение насчитывает 4 учреждения образования, 2 учреждения здравоохранения, 1 учреждение

социального   обслуживания населения, 1 учреждения культуры.

 

1 Поселение находится в зоне рискованного земледелия.

2 Влияние погодных условий на объёмы урожаев сельскохозяйственной продукции (объем продукции сельского хозяйства в общем объеме производства составляет 96%).

3 Высокий моральный и физический износ техники и оборудования.

4 Удаленность от морских портов, крупных городов и автомагистралей, до ближайшего морского порта 250 км.

5 Дефицит энергоресурсов: высокая зависимость от цен на энергоносители.

6 Рынок сельскохозяйственной продукции контролируется посредниками, ориентирован на поддержание монопольно высоких цен для потребителей и низкую доходность для производителей.

7 Недостаточная конкурентоспособность продукции сельского хозяйства, товаров и услуг товаропроизводителей. Недостаток современных технологий, обеспечивающих высокие качественные характеристики производимых продуктов и услуг.

8 Значительный уровень теневой экономики.

9 Отсутствие схемы  территориального планирования.

10 Старение и естественная убыль населения (уровень естественной убыли составляет 0,7), высокий уровень нерегистрируемой безработицы.

Возможности (O)

Угрозы(T)

1 Эффективное использование территориальных ресурсов (земли,  недвижимости). Развитие зоны отдыха, нетрадиционного туризма на базе водных объектов поселения (площадь

1 Снижение объемов производства животноводческой продукции в результате эпидемиологических заболеваний.

2 Нестабильность цены на

Возможности (O)

Угрозы(T)

водного фонда 327 га).

2 Развитие ЛПХ.

3 Значительное и системное привлечение инвестиций в экономику поселения при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности.

4 Повышение конкурентно способности продукции, товаров и услуг товаропроизводителей муниципального образования на основе развития высоких технологий.

5 Повышение эффективности развития сельского хозяйства.

сельскохозяйственную продукцию и продукцию пищевой промышленности в условиях рынка.

3 Возможность  снижения плодородия почвы  вследствие нарушения севооборота.

4 Ввоз более дешевой импортной продукции.

5 Угроза роста технического отставания многих производств от конкурентов Краснодарского края, России.

6 Риск снижения конкурентоспособности сельхозпроизводства ввиду влияния ряда как внутренних, так и внешних факторов.

7 Рост смертности населения в трудоспособном возрасте при общем старении населения – угроза увеличения демографической нагрузки на работающих.

 

Стратегическая цель развития  на период до 2020 года:  является реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Краснодарского края и обеспечение кардинального повышения  качества жизни населения  поселения  на основе создания потенциала опережающего развития.

Реализацию данной цели следует осуществлять по следующим стратегическим направлениям:

1 Кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования и жилищного строительства.

2   Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста поселения на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, стратегии инвестиционного развития на 2008-2010 годы.

3 Повышение эффективности государственного стратегического планирования и  регулирования социально-экономических процессов в поселении на основе формирования систем стратегического управления, пространственного и территориального планирования.

При определении  стратегической цели развития Ильинского сельского поселения исходило из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития поселения  целям и приоритетам муниципального образования Новопокровский район, Краснодарского края, федерального Правительства, определенным в следующих документах:

-  Послание Президента Российской Федерации;

-  Программа социально-экономического развития Российской федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы);

- Положение о  разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006-2008 годы;

- Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года;

Положением о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 года  №259, определены следующие группы целей Правительства   Российской Федерации  и  субъектов  бюджетного планирования:

-  повышение уровня и качества жизни населения;

-  укрепление национальной безопасности;

-  обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста;

-  формирование условий для социально-экономического развития  на долгосрочную перспективу.

Соответствие стратегических целей развития Краснодарского края и стратегических направлений развития района обеспечивает проекцию целей края  на муниципальный уровень и на уровень поселения.

Осуществление целей Краснодарского края на муниципальном  уровне  и на уровне поселения предусматривает:

- ориентацию на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль точек роста, причем, как региональных (АПК, СКК, транспортная инфраструктура), так и муниципальных, которые выполняют функции «ведущего звена» для экономической системы. Выявление и активизация потенциала новых «точек роста» (промышленный комплекс, сектор инновационной деятельности и т.д.).

- реализацию принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития поселения  и их соответствия целям Краснодарского края.

- обеспечение комплексного или системного подхода: учет и максимальное использование эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, мультипликативных эффектов, обеспечивающих рост экономики.

- преемственность программных документов: краевых и муниципальных целевых программ.

Участие Ильинского сельского  поселения  в решении задач социально-экономического развития Краснодарского края определяется его объективным экономико-географическим потенциалом и сложившейся структурой экономики и социальной сферы поселения. С этой точки зрения  объектом анализа должны стать основные отрасли и направления деятельности экономики и социальной сферы поселения, их место и значение для функционирования социально-экономической системы района и края, прямой и косвенный  вклад в достижение приоритетных целей Краснодарского края.

Для реализации цели разработаны стратегические направления:

1 Кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования и жилищного строительства.

2 Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста поселения  на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, стратегии инвестиционного развития на 2007-2010 годы.

3 Повышение эффективности государственного стратегического планирования и  регулирования социально-экономических процессов в поселении на основе формирования систем стратегического управления, пространственного и территориального планирования.

Оценка ожидаемых результатов реализации Стратегии  осуществляется по следующим критериям:

- коммерческая эффективность, определяемая величиной дополнительной прибыли, получаемой инвесторами проектов и мероприятий, реализуемых в рамках комплексных программ и не программных мероприятий и повышающей капитализацию компаний в частности, а экономики в целом;

- бюджетная эффективность, которая характеризуется приростом суммарной величины налоговых поступлений в муниципальный бюджет от реализуемых мероприятий;

- социальная эффективность, определяемая приростом доходов населения в результате реализуемых мероприятий;

- общая экономическая эффективность, которая характеризуется приростом валового регионального продукта (ВРП).

Все четыре категории эффекта могут  быть разделены на две составляющих: во-первых, прямой рост прибыли, заработной платы, налогов и ВРП, и, во-вторых, косвенное увеличение этих показателей в результате реализации совокупного мультипликативного эффекта от осуществляемых мероприятий. Как правило, косвенный эффект довольно трудно обосновать и рассчитать, однако в силу его существования, прямой расчет результатов можно рассматривать как нижнюю границу ожидаемых результатов.

Данный подход характеризует эффективность проектов в сфере бизнеса. Результативность Стратегии в целом определяется результативностью бизнеса, который развивается в связи с мероприятиями, реализуемыми в соответствие с комплексными программами и не программными мероприятиями Стратегии.

С этих позиций предлагаемые комплексные программы, не относящиеся к социальной сфере, и множество реализующих их стратегических мероприятий и инвестиционных проектов  целесообразно рассматривать с позиций двух подмножеств: обеспечения условий для развития бизнеса, и собственно ориентированных на развитие бизнеса. Таким образом, коммерческая эффективность при соблюдении внешних социально-политических и экологических требований является важнейшим критерием принятия к реализации программных проектов и мероприятий. Такой подход позволяет сделать экспертную оценку эффективности для будущих проектов и мероприятий, которые будут осуществляться в рамках Стратегии. Задачи удвоения ВВП, обеспечения определенного уровня социальной и бюджетной эффективности предопределяют довольно жесткие, но самое главное, вполне конкретные характеристики потенциальных проектов, которые могут быть положены в основу оценки ожидаемых результатов Стратегии в целом.

Оценка ожидаемых результатов реализации Стратегии осуществлялась исходя из следующих принципиальных положений:

1. В качестве базы использовались результаты анализа   существующих тенденций развития базовых отраслей экономики поселения.

2. Осуществлялась экспертная оценка возможных изменений в результате реализации стратегических мероприятий, предусматриваемых Стратегией.

3. Делалось экспертное допущение о средней ожидаемой эффективности новых инвестиционных коммерческих проектов, осуществляемых в реальном секторе в рамках осуществления программных мероприятий.

Таким образом по данным таблицы 6 можно сказать, что при успешной реализации Стратегии в части динамики инвестиций, обеспечивающей среднегодовой темп роста их объема в 12%, к 2020 году можно добиться увеличения ВРП  в 1,4 раза (по отношению к 2007 году).

Ежегодные темпы роста физического объема ВРП будут превышать 2% и обеспечат существенный вклад поселения  в решение стратегической задачи, поставленной Президентом Российской Федерации: удвоение ВВП  за десять лет.

Из изложенной схемы экспертной оценки следует, что важнейшим фактором, влияющим на макроэкономические результаты, является эффективность вновь осуществляемых инвестиционных проектов. Общий объем таких проектов в свою очередь зависит от объема привлекаемых инвестиций в реальный сектор. Поэтому можно считать объем роста инвестиций важнейшим индикатором результативности Стратегии.

Другим фактором, влияющим на результаты реализации Стратегии, является динамика численности населения и эффективность его вовлечения в экономику поселения. К 2020 году  не удастся переломить негативные демографические тенденции сокращения численности населения поселения: по сравнению с 2007 годом, увеличения  населения в 2020 году не произойдет. В то же время в результате роста продолжительности жизни увеличится доля лиц пожилого возраста, вследствие чего доля лиц трудоспособного возраста сократится на 7 %.

 

2

 

 



 

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2020/

2004

Объем реализованной продукции на действующих ОПФ млн.руб.

224,1

317,6

375,1

354,2

361,3

368,5

375,9

383,4

391,1

398,9

406,9

415,0

423,3

431,8

440,4

449,2

458,2

2,0

Объем реализованной продукции на вновь созданных ОПФ, млн. руб.

7,8

11,9

8,4

5,0

7,2

7,8

8,4

9,0

9,8

10,5

11,4

12,3

13,4

14,4

15,6

16,8

18,2

2,3

Объем реализованной продукции на всех ОПФ, млн. руб.

231,9

329,5

383,5

359,2

368,5

376,3

384,3

392,4

400,9

409,4

418,3

427,3

436,7

446,2

456,0

466,0

476,4

2,1

ВРП на действующих ОПФ, млн. руб.

156,9

222,3

262,6

247,9

252,9

258,0

263,1

268,4

273,8

279,2

284,8

290,5

296,3

302,3

308,3

314,4

320,7

2,0

ВРП на вновь созданных ОПФ, млн. руб.

6,2

9,5

6,7

4,0

5,8

6,2

6,7

7,2

7,8

8,4

9,1

9,8

10,7

11,5

12,5

13,4

14,6

2,3

ВРП всего, млн. руб.

163,1

231,8

269,3

251,9

258,7

264,2

269,8

275,6

281,6

287,6

293,9

300,3

307,0

313,8

320,8

327,8

335,3

2,1

Темп роста физ. объема ВРП, %

142,1

116,2

93,5

102,7

102,1

102,1

102,1

102,2

102,1

102,2

102,2

102,2

102,2

102,2

102,2

102,3

102,3

х

ВРП/ на душу населения, тыс. руб.

56,2

79,9

92,9

93,3

92,4

94,4

96,4

102,1

104,3

106,5

108,9

111,2

113,7

116,2

118,8

121,4

124,2

2,2

Динамика инвестиций, млн. руб.

5,2

7,9

5,6

3,3

4,8

5,2

5,6

6,0

6,5

7,0

7,6

8,2

8,9

9,6

10,4

11,2

12,1

2,3

Население, тыс. чел.

2,9

2,9

2,9

2,7

2,8

2,8

2,8

2,7

2,7

2,7

2,7

2,7

2,7

2,7

2,7

2,7

2,7

0,9

Лица трудоспособного возраста, тыс. чел.

1,6

1,6

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,4

0,9

Численность занятых в экономике, тыс. чел.

0,97

0,70

0,79

0,53

0,53

0,53

0,54

0,54

0,55

0,56

0,57

0,57

0,58

0,59

0,59

0,59

0,60

0,6

Доля населения, занятого в экономике, ко всему населению, %

33

24

27

20

19

19

19

20

20

21

21

21

21

22

22

22

22

х

Среднемесячная заработная плата, руб.

2565

3106

3854

4450

5241

6027

6063,1

6100,0

6136,6

6173,4

6210,5

6248,0

6285,5

6325,0

6365,0

6405,0

6445,0

2,5

Среднедушевой денежный доход руб. в месяц

1333,8

1615,1

2004,1

2314,0

2725,3

3134,0

3152,8

3172,0

3191,0

3210,2

3229,5

3250,0

3268,5

3289,0

3310,0

3330,6

3352,0

2,5

Темп роста среднедушевых денежных доходов населения, %

х

121,1

124,1

115,5

117,8

115,0

100,6

 

100,6

 

100,6

 

100,6

 

100,6

 

100,6

 

100,6

 

100,6

 

100,6

 

100,6

 

100,6

х

Информация о работе Управление социально-экономическим развитием