Участие органов местного самоуправления в банкротстве муниципальных унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание

Под понятиями (терминами) несостоятельность (банкротство) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника (юридического лица) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом о банкротстве.

Содержание

Введение
1. Влияние правового статуса должника на процедуру банкротства
 1.1 Правовой статус должника
1.2 Характеристика процедур банкротства
2. Участие органов местного самоуправления в банкротстве муниципальных унитарных предприятий
2.1. Восстановительные мероприятия
2.2 Деятельность органов местного самоуправления
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

банкротство.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)

(5) принимают решения об обязательном погашении задолженности предприятиями-неплательщиками.

План финансового оздоровления должен содержать следующие разделы:

- общая характеристики МУП;

- анализ финансового состояния МУП;

- анализ рынка производимой продукции (работ и услуг) и конкуренции на этом рынке;

- аналитическая оценка структуры баланса;

- перечень мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

Обязанность по составлению планов финансового оздоровления возлагается на руководителя МУП. План согласовывается с отраслевым отделом, управлением экономики администрации, заместителем главы администрации, курирующим данное предприятие и утверждается председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом. Персональная ответственность за исполнение мероприятий, предусмотренных планом, возлагается на руководителя МУП, а функции контроля за исполнением мероприятий возлагаются на отраслевые отделы администрации и Комитет. После окончания срока, на который был составлен план финансового оздоровления, результаты деятельности МУП рассматриваются на заседании балансовой комиссии, которая дает предложения по его дальнейшему функционированию.

В случае, если мероприятия по оздоровлению не дали положительных результатов, применяются процедуры банкротства.

Решения балансовой комиссии оформляются в виде протоколов ее заседаний, а при необходимости в виде проектов постановлений и распоряжений главы местного самоуправления.

Среди всего многообразия инструментов финансового оздоровления предприятий, в том числе унитарных, следует выделить их реструктуризацию.

Под реструктуризацией в узком смысле понимается комплекс мер, направленных на преодоление финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации предприятий и организаций в соответствии с действующим законодательством.

Если рассматривать реструктуризацию в широком смысле, то в данном понятии необходимо выделить, по крайней мере, три главных аспекта:

Ё финансовый (преобразование структуры активов и пассивов);

Ё структурный (преобразование внутренней структуры и системы внешних взаимосвязей);

Ё правовой (юридические процедуры и технологии реструктуризации предприятия).

Реструктуризацию муниципальных унитарных предприятий можно определить как совокупность правовых процедур, направленных на преобразование их организационной и (или) производственной структуры и (или) на оптимизацию структуры их активов и пассивов.

Реструктуризация муниципальных унитарных предприятий позволит:

(1) привлечь дополнительные инвестиции и финансовые средства в развитие перспективных МУП, в т.ч. за счет их приватизации;

(2) получить дополнительные бюджетные доходы за счет продажи или сдачи в аренду части неиспользуемого имущества;

(3) снизить нагрузку на бюджет за счет прекращения или сокращения объемов деятельности убыточных МУП;

(4) повысить эффективность деятельности МУП за счет оптимизации структуры собственности.

По способам юридического закрепления и перераспределения прав собственности и контроля различают два типа реструктуризации МУП:

· реорганизация, изменение масштабов унитарного предприятия (слияние, присоединение, разделение, выделение);

· изменение организационно-правовой формы унитарного предприятия, в т.ч. преобразование унитарного предприятия в казенное предприятие или муниципальное учреждение, приватизация путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество со 100-процентной долей муниципальной собственности.

Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлены формы реорганизации унитарных предприятий, представленные в таблице 3. Принятие решения о том, в какой форме будет осуществлять свою деятельность унитарное предприятие, имущество которого находится в муниципальной собственности, относится к компетенции муниципального образования как собственника в лице органов местного самоуправления.


Таблица 3 - Формы реорганизации унитарных предприятий

 

Формы

Характеристика

Принятие решений собственником

Определение прав и обязанностей

 

1. Слияние двух или

нескольких МУП

Создание нового МУП с переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких МУП и прекращением последних

Утверждение передаточного акта, устава вновь возникшего МУП, назначение его руководителя

Права и обязанности реорганизуемых МУП переходят к вновь возникшему МУП в соответствии с передаточным актом

 

2. Присоединение к МУП одного или нескольких МУП

Прекращение деятельности одного или нескольких МУП с переходом их прав и обязанностей к МУП, к которому осуществляется присоединение

Утверждение передаточного акта, внесении изменений и дополнений в устав МУП, к которому осуществляется присоединение, назначение его руководителя (при необходимости)

При присоединении одного или нескольких МУП к другому УП к последнему переходят права и обязанности присоединенных МУП в соответствии с передаточным актом

 

3. Разделение МУП на два или несколько МУП

Прекращение деятельности МУП с переходом его прав и обязанностей к вновь созданным МУП

Утверждение разделительного баланса, уставов вновь созданных МУП и назначение их руководителей

При разделении МУП его права и обязанности переходят к вновь созданным МУП в соответствии с разделительным балансом

 

4. Выделение из МУП одного или нескольких унитарных предприятий

Создание одного или нескольких МУП с переходом к каждому из них части прав и обязанностей реорганизованного МУП без прекращения последнего.

Утверждение разделительного баланса, уставов вновь созданных МУП, назначение их руководителей, внесение изменений и дополнений в устав реорганизованного МУП и при необходимости назначение его руководителя

При выделении из МУП одного или нескольких МУП к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного УП в соответствии с разделительным балансом

 

5. Преобразование МУП в юридическое лицо иной организационно-правовой формы

Преобразование МУП в муниципальное учреждение или организацию иной организационно-правовой формы.

Преобразование осуществляется по решению собственника имущества МУП.

Новое юридическое лицо становится правопреемником МУП, в том числе по всем его долгам перед кредиторами

 

 

 

 

 

 


Изменение организационно-правовой формы унитарного предприятия происходит при его преобразовании в открытое акционерное общество в соответствии с законодательством о приватизации. Данная процедура является одним из способов приватизации и предполагает обязательное включение унитарного предприятия в прогнозный план (программу) приватизации, подготовку к приватизации, составление передаточного акта, а также соблюдение всех остальных требований законодательства к порядку преобразования.

Преобразование унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, в муниципальное учреждение производится по решению его собственника, которое предполагает соответствующую подготовку и обоснование.

Для упорядочения и комплексного решения вопросов реструктуризации местным администрациям целесообразно ежегодно формировать Программу реструктуризации муниципальных унитарных предприятий, которые не соответствуют составу долговременных и текущих социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления. Основной целью такой программы должно быть определение источников и механизмов финансирования, сроков и задач реструктуризации.

Программа должна включать в себя следующие основные положения:

Ё перечень реструктурируемых предприятий;

Ё цели, задачи и направления реструктуризации предприятий;

Ё порядок, способы и критерии принятия решения о реструктуризации;

Ё финансовое обеспечение и механизм финансирования;

Ё меры по социальной защите работников предприятий;

Ё взаимодействие предприятий с собственником имущества.

Для обеспечения финансовой поддержки унитарных предприятий по распоряжению главы муниципального образования формируется фонд финансовой поддержки за счет добровольных отчислений муниципальных унитарных предприятий, средства которого поступают на целевой бюджетный счет. Порядок отчислений в фонд и получения из фонда денежных средств муниципальными унитарными предприятиями регулируется специальным положением.

Таким образом, можно констатировать, что Восстановительные процедуры подразделяются на два вида - досудебную санацию и судебную санацию (финансовое оздоровление и внешнее управление).

Мероприятия по предупреждению несостоятельности участника имущественного оборота не представляют собой самостоятельной процедуры банкротства, но их своевременное применение может оказать существенное влияние на изменение финансового положения должника.

С июля 2005 г. появился новый способ прекращения деятельности юридического лица (кроме реорганизации и ликвидации) - исключение из единого реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.


Заключение

МУП не наделено правом собственности на используемое недвижимое имущество и в соответствии со статьей 295 ГК РФ его нельзя продавать, сдавать его в аренду, отдавать в залог и т.д. без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно. Имущество передается МУП на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является неделимым.

Собственник не наделен правом изымать, передавать в аренду имущество МУП. Это имущество нельзя вернуть иначе, как ликвидировав предприятие, и, если начинается процедура банкротства унитарного предприятия, муниципальное образование его автоматически теряет.

Унитарное предприятие прописывает в своем Уставе, утвержденном собственником, что отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Действие закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не распространяется на казенные предприятия. При необходимости по отношению к ним собственник может использовать процедуры ликвидации или реорганизации, не прибегая к банкротству.

Собственник МУПа, основанного на праве хозяйственного ведения, в случае банкротства несет субсидиарную ответственность по обязательствам МУПа только в случае банкротства, вызванного самим собственником при недостаточности имущества (ст. 114 ГК РФ), и не несет ответственности по обязательствам МУПа.

Унитарное предприятие несет ответственность за деятельность созданных им филиалов и представительств.

Предусмотрена обязательная отчетность руководителей МУПов, в которой должны содержать сведения о наличии признаков банкротства, включая объем просроченной задолженности по денежным обязательствам и по обязательным платежам. При наличии признаков банкротства руководитель обязан представить перечень принятых им мер в целях финансового оздоровления предприятия.

Процедура банкротства, как правило, преследует две цели: либо освобождение предприятия от кредиторской задолженности при сохранении действующего бизнеса в ходе финансового оздоровления или внешнего управления, либо перераспределение ресурсов в пользу нового собственника в результате ликвидации предприятия-должника в ходе конкурсного производства.

Процедуры банкротства проводят арбитражные управляющие, назначенные арбитражным судом.

В работе были рассмотрены процедуры банкротства, статистические данные о которых, рассмотренных в арбитражных судах РФ, позволяют прийти к определенным выводам.

Лишь небольшая часть дел была прекращена в результате проведения таких процедур как финансовое оздоровление и внешнее управление. Больше дел было прекращено в связи с погашением задолженности и отказано в признании должника банкротом в 2006 г.

Очень мало дел прекращено в связи с мировым соглашением.

Восстановительные процедуры подразделяются на два вида - досудебную санацию и судебную санацию (финансовое оздоровление и внешнее управление)

Мероприятия по предупреждению несостоятельности участника имущественного оборота не представляют собой самостоятельной процедуры банкротства, но их своевременное применение может оказать существенное влияние на изменение финансового положения должника. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Органом, координирующим и организующим проведение антикризисных мероприятий в отношении МУП, является Комитет по управлению муниципальным имуществом.

Решения о ликвидации выносятся в случае невозможности финансового оздоровления, но достаточности активов предприятия для расчетов с кредиторами и на ликвидационные мероприятия. Если ни то, ни другое невозможно, вносятся предложения по инициированию процедур банкротства.

С июля 2005 г. появился новый способ прекращения деятельности юридического лица (кроме реорганизации и ликвидации) - исключение из единого реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Если юридическое лицо в течение последних 12 месяцев, предшествовавших моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не проводило операций хотя бы по одному банковскому счету, то оно признается фактически прекратившим свою деятельность.


Библиография

Нормативные акты:

1) Российская Федерация. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с изм. от 09.06.2001 [Текст]// СЗ РФ. - 2001 - № 44. Ст. 4147.

2) Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. в ред. от 10.01.2003. [Электронный ресурс]// СПС Консультант Плюс. Законодательство.

3) Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. (с изменениями и дополнениями) [Текст]// СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410 (с послед. изм.).

4) Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) [Текст]// СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012 (с послед. изм.).

5) Российская Федерация. Законы. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (утратил силу) [Текст]//Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 1. Ст. 6

6) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// СПС Консультант Плюс. Законодательство.

7) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее Закон об унитарных предприятиях). [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Законодательство.

8) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ, от 31.12.2004 N 220-ФЗ, от 24.10.2005 N 133-ФЗ, от 18.07.2006 N 116-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Законодательство.

9) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Законодательство.

Информация о работе Участие органов местного самоуправления в банкротстве муниципальных унитарных предприятий