Свободные экономические зоны как инструмент развития территории: сущность, условия создания и функционирования, специфика управления, оц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 01:13, курсовая работа

Описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Содержание

Введение………………………………………………… …………….…...стр.3-4
1 Теоретико-методологические подходы к определению СЭЗ
1.1 Сущность, условия создания и функционирования СЭЗ…………...стр.5-12
1.2 Отечественный и зарубежный опыт создания, функционирования и
управления СЭЗ………………………………………………………….стр.13-22
2 СЭЗ как инструмент развития территории
2.1 СЭЗ Краснодарского края………………………………………….стр.23-26
2.2 Управление СЭЗ в Краснодарском крае…………………………..стр.27-31
2.3 Оценка эффективности функционирования СЭЗ
в Краснодарском крае…………………………………………………..стр.32-34
Заключение………………………………………………………………стр.35-36
Список использованных источников…………………………………стр.37-38

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Бугаевой[2].doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

Условия создания СЭЗ.

Цели  стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию, третьи – для уменьшения социальной напряженности. Однако, не смотря на все разнообразие целей и задач создания СЭЗ в общем их можно поделить на экономические, социальные и научно-технические.

     Экономические:

- более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;

- привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;

- использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукций;

- увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

     Социальные:

- комплексное развитие отсталых регионов;

- увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;

- обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;

- насыщение национального рынка высококачественными  товарами.

     Научно-технические:

- использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

- приобщение к новым формам управленческого труда;

- привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;

- повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

Условия функционирования СЭЗ.

Все цели организации СЭЗ могут быть реализованы  при целой системе условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. В этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

- политическая стабильность в стране создает общий

благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает

решающей в привлечении зарубежных инвестиций;

- наличие хорошо разработанной законодательной базы,

гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;

- наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);

- очень важным условием является природно-географическая среда;

- благоприятная экономическая конъюнктура – притягательная сила для любого инвестора.

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот.

Каждая  страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот,

устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени  индивидуальна и связана с

реализуемыми  на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:

     фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов

предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;

     финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

     административные льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;

     внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.

Все указанные  льготы, как показала мировая практика, могут применяться в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала.

Принципы  организации СЭЗ.

Свободные экономические зоны, как весьма своеобразные экономические

образования, требуют формулирования принципов их создания и функционирования.

К ним  относятся:

     Принцип управленческого и предпринимательского  риска. Сущность

этого принципа заключается в подчеркивании  остроты проявления различных аспектов бизнеса, предпринимательской деятельности, конкурентности, которые по своей сути содержат ситуацию неопределенности и риска и усиливают её.

     Принцип конкурентных преимуществ  создание таких предпочтений

активизации предпринимательской деятельности на территориях СЭЗ, которые обладают обусловленными организационными, финансовыми, конкретными экономическими привилегиями по отношению к другим территориям. Данный принцип предполагает, прежде всего, наличие творческого начала в механизме СЭЗ, поиск нестандартных форм и методов разрешения противоречий, отсутствие стереотипов в поведении фирмы и её позиционировании на рынке, т. е. ситуация активного соперничества предпринимателей между собой за новые технологии, рынки сбыта, качество товара, результативность и маневренность ценовой политики, возможность

предложить  конкурентоспособное решение.

     Принцип равноправного партнерства  определяет в первую очередь  форму

отношений в бизнесе. Данный принцип требует  создания новой системы руководящих правил ведения бизнеса.

     Принцип рефлексивного поведения определяет и корректирует поведение фирмы на рынке СЭЗ. Он во многом нормирует поведение хозяйственных субъектов на рынке. Правильная оценка каждой ситуации необходима прежде, чем сделать капиталовложения и сформировать законы, портфель ценных бумаг и т.д.

     Принцип информативной достаточности. Динамически изменяющаяся

рыночная  среда СЭЗ порождает особую необходимость  в анализе информационных потоков для достижения целей, поставленной фирмой и зоной в целом.

     Принцип согласования по целям основываясь на информации о внешней

рыночной  среде, окружающей СЭЗ, задачах и  механизмах, определяющих её стратегию развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных экономических институтов СЭЗ и её организационно-правовых норм.

     Принцип прибыльности и эффективности для СЭЗ реализует основную целевую функцию управления данной обособленной территорией, основываясь на тенденциях реализации закона спроса и предложения.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Отечественный и зарубежный опыт  создания, функционирования СЭЗ 
     Сейчас в мире, функционирует, по разным данным, от 400 до 2000 свободных экономических зон. Впервые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Целью их была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.

    При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодательством страны.

    Успешным  вариантом свободной экономической  зоны стало создание зоны благоприятствования  в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорте "Шеннон". Территория зоны составляла всего 15 га. Целью ее создания было получение дополнительно 300 новых рабочих мест. Здесь, однако, тот случай, когда результаты значительно превзошли ожидания. Еще один удачный пример свободной экономической зоны, центром которой являлся аэропорт, - "Дог-Айленд" (Англия, 1982 г.). Площадь этой СЭЗ составила 2000 га. Под реализацию намеченной программы было привлечено более 1 млрд. ф.ст.

    В 1967 г. в Бразилии была создана свободная  экономическая зона иного типа - "промышленный округ свободной зоны Манаус" (Амазония). Выделенная для этой СЭЗ площадь - 3,6 млн. кв. км; цель - стимулирование развития промышленного производства; основное средство достижения цели - налоговые льготы. Эта зона получила быстрое развитие, что в значительной степени повлияло на оздоровление экономики всей Бразилии. Ядро СЭЗ составили примерно ЗО сырьевых и топливно-энергетических отраслей, продукция которых потреблялась в самой Бразилии. Экспорт зоны достигал только 3 - 5% производства.

    В 1978 г. в Китае были созданы свободные  экономические зоны в 14 прибрежных городах. Цель - развитие внешней торговли. Основной инструмент - налоговые и  таможенные льготы. На каждый гектар зоны в период ее становления ежегодно вкладывалось примерно 15-17 млн. долл. США. Всего с момента создания по 1987 г. в СЭЗ Китая было привлечено приблизительно 22 млрд. долл. Через них проходило 2/3 внешнего товарооборота страны. В 1990 г. экспорт только одной зоны Шеньчжень составил 3 млрд.долл.

    Несколько слов следует также сказать о  расположенных в Южной Корее, Малайзии, Сингапуре, Гонконге "точечных" зонах, ориентированных на экспорт  товаров: ими охватывается до 90% всего  его объема в развивающихся странах  мира.

    Происходит  ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г. в США их насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина"). Она осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 СЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест - 100 тысяч.

    В Голландии и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков, причем планировалось образовать еще по 100 в каждой стране. В Японии в 14 районах создается 18 технополисов на базе ведущих научных подразделений. Крупнейший технополис "Цикуба" обеспечивает работой 145 тыс. человек. В Англии имеется более 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общей сложности 18,4 тыс. рабочих мест.

    Наконец, можно выделить еще одну разновидность  свободных зон, которая распространена в мире, - оффшорные зоны, которые  служат своего рода "налоговыми оазисами", обслуживающими международные финансовые операции. Примерами оффшорных центров являются, прежде всего, островные территории - Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос, Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.

    Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным  агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного  контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.

Информация о работе Свободные экономические зоны как инструмент развития территории: сущность, условия создания и функционирования, специфика управления, оц