Становление и развитии местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:56, реферат

Описание

Одним из примечательных явлений в становлении и развитии местного самоуправления как особой системы организации власти на местах является правотворчество муниципальных образований. Так как муниципальное право по состоянию на сегодняшний день представляет собой динамично развивающуюся отрасль российского права, то и вопросы, связанные с правотворчеством на данном уровне имеет свои особенности.

Содержание

1.Введение стр.1

2.Муниципальный правовой акт стр.2-4

3.Устав муниципального образования стр.4-8

4.Решения, принятые путем прямого волеизъявления стр.8-10

5.Подготовка муниципального правового акта стр.10-11

6.Вступление в силу муниципального правового акта стр.11

7.Отмена и приостановление действия акта стр.11-12

8.Ответственность за неисполнение акта стр.12-14

9.Заключение стр.14

Работа состоит из  1 файл

Муницип.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

      Судебный  порядок обжалования отказа в  государственной регистрации устава муниципального образования служит зашитой от необоснованных отказов в регистрации уставов и в более широком смысле гарантией от вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления. Жалобы на отказ в регистрации устава или изменений (дополнений) в него могут приносить граждане или органы местного самоуправления в суды общей юрисдикции.

      Условием  вступления в силу устава муниципального образования или изменений (дополнений) в него является публикация соответствующих нормативных актов в средствах массовой информации или доведения их до сведения населения муниципального образования иным способом. Сроки, порядок и другие условий опубликования (обнародования) таких нормативных актов определяются на местном уровне. 

    Решения, принятые путем прямого  волеизъявления граждан

          Ст. 22 Закона устанавливает перечень вопросов, которые могут выносится на местный референдум и порядок его проведения. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится референдум на всей территории муниципального образования. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении каким-либо органам государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенных уставом муниципального образования. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными Федеральным законом органами государе геенной власти, В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан на местный референдум не могут выноситься вопросы о:

  1. Досрочном      прекращении      или      продлении      срока 
    полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов 
    местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов 
    органов   местного  самоуправления либо  об  отсрочке  указанных 
    выборов;
  2. Формировании состава органов местного самоуправления, 
    персональном составе данных органов;
  3. Избрании, утверждении, назначении либо о даче согласия 
    на назначение на должность или на освобождение от должности 
    депутатов и должностных лиц;
  4. Принятии или изменении местного бюджета, исполнении 
    и      изменении      финансовых      обязательств      муниципального 
    образования;
  5. Принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению 
    здоровья и безопасности населения.

     Местное сообщество как совокупность жителей  может сам о организовываться в виде собрания (схода) жителей. Институт собраний относится к древнейшим формам местного самоуправления, сложившимся задолго до государственной организации, с появлением последней и ростом городов значение собраний в общественной организации снизилось, однако полностью исключить их из системы демократического самоуправления невозможно. Основным преимуществом собраний как института непосредственной демократии в системе местного самоуправления является органическое сочетание коллективного социального действия: обсуждение того или иного вопроса, выражение коллегиального мнения, принятие совместного решения с личной активностью участников собраний. Социальная ценность собраний, по мнению американских исследователей, состоит в том, что они «позволяют людям с различным положением и интересами найти взаимоприемлемый подход к общим проблемам»3. Ст. 25 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» говорит о сходах граждан. Здесь речь идет не о решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, а о правовых актах, принимаемых на основании таких решений. На местный    референдум    или    сход    граждан    могут    выноситься альтернативные варианты решения вопросов местного значения, однако, как правило, принимается принципиальное решение по тому или иному намерению местных властей. Также устанавливается, что нарушение сроков издания муниципального правого акта, необходимого для реализации решения, принятого на местном референдуме или сходе граждан, может служить основанием для ответственности органов местного самоуправления.

      Подготовка  муниципальных правовых актов

     Закон «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» в ст. 46 устанавливает перечень субъектов правотворческой инициативы, т.е. субъекты, обладающие правом вносить проекты муниципальных правовых актов на рассмотрение органов местного самоуправления. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов устанавливается на местом уровне самими органами местного самоуправления, полномочными принимать данные правовые акты. Очевидно, что перечень и форма прилагаемых к проектам документов будут зависеть от субъектов, вносящих проект на рассмотрение; от инициативных групп граждан обычно требуется определенное количество подписей в поддержку вносимого проекта, от   органов   территориального   общественного   самоуправления  - протокол заседания данного органа и т.п.

      Вступление  в силу муниципальных  правовых

актов

     Устав муниципального образования должен содержать виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. Иные правовые акты вступают в силу со дня их принятия (издания), если в самом документе или действующим законодательством не определен иной порядок вступления их в силу. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается па местном уровне в уставе муниципального образования и может содержать указание на конкретные печатные издания, в которых они публикуются, сроки опубликования, определять и сполю о пан не других, помимо печатных, средств массовой информации и другие способы доведения до сведения населения содержания принятых (изданных) правовых актов. О сведениях, распространения которых ограничено Федеральным законом4, постановление Правительства РФ5 и др.

Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия

     Согласно  ст. 48 Закона «Об общих принципах  организации 
местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты 
могут быть отменены или их действие может приостановлено 
органами местного самоуправления и должностными лицами 
местного самоуправления, принявшими (издавшими)

соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, - уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ). Данная норма является гарантией самостоятельности органов и должностных лиц местного самоуправления во взаимоотношениях с органами государственной власти, а также с органами местного самоуправления других муниципальных образований. Решения должностных лиц местного самоуправления, находящихся в административном подчинении иных должностных лиц местного самоуправления (например, руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования) могут быть отменены вышестоящим должностным лицом местного самоуправления в порядке, предусмотренным уставом муниципального образования. Поскольку за осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления несут ответственность в первую очередь

органы  государственной власти, такие полномочия финансируются из федеральною бюджета или бюджета субъекта федерации, вполне обосновано, что органы государственной власти вправе отменять или приостанавливать действие муниципальных правовых актов, связанных с осуществлением этих полномочий. 

        Ответственность за неисполнения правовых актов местного самоуправления

     Целью правотворческой деятельностью на местном уровне является строгое соблюдение предписаний, содержащихся в муниципальных правовых актах. Поэтому институт ответственности является одним из важнейших и эффективных инструментов в механизме защиты муниципальных прав и свобод граждан, реализация гарантий, местного самоуправления, обеспечение исполнения решений, принятых на муниципальном уровне. Однако он сегодня остается одним из малоизученных и неразработанных институтов е науке муниципального права.

     В юридической литературе по муниципальной проблематике понятие «ответственность» (как правило) в большей степени употребляется тогда, когда речь идет об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц перед государством, населением, физическими и юридическими лицами. Следует отметить, что ответственность за неисполнение муниципального правового акта упоминается и в международных документах, и в российском законодательстве. Но конкретной меры ответственности е них не установлено. Законодатель четко не определил, в соответствии   с   какими   именно   законами;   федеральными   или законами субъекта РФ, породив тем самым различную правотворческую практику в регионах. Проанализировав Закон «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» можно сделать следующие выводы:

  1. В законе предусматривается установление 
    ответственности только за неисполнение муниципальных правовых 
    актов;     законодатель    не   применяет    термин     «ненадлежащее 
    исполнение», а следовательно, не вводит ответственность за данные 
    действия;
  2. Субъектами    РФ    предоставляется    право    принимать 
    собственные     законы     об    ответственности     за    неисполнение 
    муниципальных   решений.   При   этом   законы   по-прежнему   не 
    уточняет,    в    каком    объеме    может    осуществляться    правовое 
    регулирование в этой области;

      Учитывая, что федеральное законодательство четко не регулирует данный институт, а на федеральном уровне не установлена ответственность в этой области, региональные законодатели сами предусматривают различные формы и виды ответственности за неисполнение правовых актов местного самоуправления. Подводя итог, нужно отметить, что институт ответственности за неисполнение правовых актов местного самоуправления в муниципальном праве нуждается в более детальном, тщательном научном исследовании и четкой регламентации в текущем законодательстве.

            Заключение

     Итак, подводя итоги, нужно отметить, что  сегодняшнее состояние правотворческой деятельности муниципальных образований имеет свои изъяны, связанные прежде всего с применением и контролем за их содержательной стороны. Ведь одним из главных вопросов, который нуждается в немедленном решении - это соответствие с нормативными правовыми актами других уровней. В данной работе, я стремилась сделать акцент не на детальном правотворческом процессе, а на таких аспектах, как виды муниципальных    актов,    в    частности    устава    муниципального

образования, подготовка,      вступление в      силу,      отмена      и приостановление     муниципальных     правовых     актов,    стремясь раскрыть наиболее важные вопросы. 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература:

  1. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления 
    в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
  2. Комментарий к Закону «Об общих принципах организации местного 
    самоуправления в РФ»
  1. «Журнал Российского Права» № 10 2004 г,/ Кузьмин М.А, 
    Ответственность за неисполнение правовых актов местного 
    самоуправления.
  1. Муниципальное право Российской Федерации. Под ред, Н.С, 
    Бондаря,

Информация о работе Становление и развитии местного самоуправления