Создание советской судебной системы в 1917 г. – 1920-е гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:45, контрольная работа

Описание

В настоящей контрольной работе я рассмотрел, как создавался судебный механизм Советского государства. Государства с совершенно иными формами политического устройства, чем прежде. Государства, сломавшего всю старую государственную, а следовательно и правовую систему, «…безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения.., а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно» . На её обломках новая власть начала создавать систему новую.

Содержание

1.Вопрос №1 "Слом старой судебной системы и создание советской системы правоохранительных органов в 1917–1918 гг."
2.Вопрос №2 "Изменения в судебной системе в годы гражданской войны"
3.Вопрос №3 "Реорганизация юстиции и правоохранительных органов в период нэпа"
4.Выводы
5.Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

   При трибуналах, кроме следственной  коллегии была учреждена коллегия обвинителей (ст.5). Коллегия обвинителей должна  давать заключения следственной комиссии по вопросу о подсудности дел и полноте произведенного следствия (ст.6, п. «б»). Кроме того в обязанности коллегии обвинителей входило инициирование в возбуждении обвинения против субъектов уличённых в преступлениях, предусмотренных положением о революционном трибунале или заключающих в себе признаки контрреволюционного деяния (ст.6, п. «в»).

  Стоит   отметить заявленную в данном  декрете публичность обвинения  (ст.6,п.«д»), а так же несмотря на жестокость того времени возможность защиты подсудимого (ст.9). Отрицательными моментами в деятельности трибуналов являлось отсутствие четких признаков составов уголовно наказуемых преступлений и санкций за них. Решения революционных трибуналов объявлялись окончательными с момента их провозглашения. И хотя действовавшей Инструкцией Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 года оговаривалась возможность обращения к центральной власти «с предложением о пересмотре дела в случае нарушения форм судопроизводства и явной несправедливости приговора», практически воспользоваться такой возможностью было весьма проблематично8.

   Таким образом в результате исследования нами правовых актов мы видим создание трёх институтов новой судебной власти: а) местный суд; б) окружной суд; в) революционный трибунал.

  Теперь  обратимся к такому  источнику  права как «революционное правосознание». Одной из форм общественного сознания является правосознание. Под ним в советской теории права понимается знание людьми как представителями определенных классов правовых явлений, отношение их к этим явлениям, в котором выражается осознание правомерности и неправомерности действий и поступков людей, справедливости и несправедливости законов государства, судебной деятельности, общественных порядков9.

   Под воздействием идеологических факторов, правовая психология превращается в правовую идеологию данного класса. В целом правовая психология и правовая идеология и составляют правосознание. Правосознанием обладает каждый класс, каждый социальный слой. При этом правосознание восходящего класса всегда революционно. Оно отвергает действующее право как выражение воли господствующего класса и противопоставляет ему новые правовые понятия, которые в результате победы данного класса в революции воплощаются в нормах нового права, ибо, «чтобы запрещать, или предписывать, надо быть властью в государстве... Воля, если она государственная, должна быть выражена как закон, установленный властью»10

     Революционное правосознание стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. В ст. 5 декрета «О суде №1» говорилось о «революционной совести» и о «революционном правосознании» как о синонимах. Но уже в 1918 г. в декретах «О суде» №2 и №3 делалась попытка разграничить категории «революционная совесть» и «революционное правосознание». Первая означала субъективную способность сознавать и применять революционное правосознание, второе - объективное содержание права. Революционное правосознание проявилось в многочисленных актах революционного правотворчества таких как: наказах депутатам съездов Советов, решениях, приговорах, протоколах сельских сходов, рабочих и солдатских собраний, постановлениях и резолюциях съездов представителей народных масс и их исполнительных органов. 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                2. Изменения в судебной системе в годы гражданской войны. 

   В годы гражданской войны, Советское  правительство не прекращало  законотворческой деятельности. Наоборот, в связи с угрозой самого  существования режима из-за начавшейся гражданской войны и иностранной интервенции, центральная власть большевиков стремилась укрепить её. Принятые СНК 20 июня 1918г.  декрет «О суде №3»11, а так же Положение «О суде» от 30.11.1918г. значительно дополнил предыдущие декреты о суде, а так же о революционных трибуналах. Собственно  именно с Положения «О суде» началась перестройка судебной системы и носила ярко выраженный классовый характер.

   Он проявлялся во всех аспектах  законодательных актов и первую  очередь из названия высшего  законотворческого органа новой власти, - Исполнительный Комитет рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Статья 3 декрета « О суде №3» гласит, что суды должны руководствоваться декретами Рабочего и Крестьянского Правительства и социалистической совестью. Подразумевалось, что социалистическая совесть отсутствует у поверженных в ходе Октябрьской революции классов. Борьба за господство пролетариата как класса-гегемона шла не только на фронтах Гражданской войны,  но и в ходе создания органов власти.

   Положение «О суде» от 30.11.1918г., вводило систему единых Народных судов. Целью этой перестройки являлось избавление от громоздкости судебной системы. Народный суд рассматривал дела в составе  единоличного судьи и народных заседателей. Была расширена компетенция Народных судов, планка исков до 10т.руб. и срок наказания до 5-ти лет, а так же кассационные жалобы на иски свыше 500 рублей (ст.ст.3,4,5 декрета «О суде №3).

    Подбор кадров для судебной  системы, впрочем, как и для  всех органов Советской власти  был обусловлен классовой принадлежностью кандидата. В частности  кандидаты на должности народных судей, а так же народных заседателей, должны были отвечать следующим требованиям о «порядке избрания  народных судей и народных заседателей» Положения «О суде»1918г. (далее «Положение»);

- иметь  право выбирать и быть избираемыми  в Советы Рабочих и Крестьянских  депутатов (п.1, ст.12);

- иметь  политический опыт работы в  пролетарских организациях партии, профессиональных союзах, рабочих  кооперативов, фабрично-заводских комитетах и советских учреждениях (п.2, ст.12)

- иметь  теоретическую и практическую  подготовку для должности советского  судьи (п.3, ст.12).

   Причём статья 12 подчёркивала, что  кандидат обязательно должен  был соответствовать пункту 1 и  хотя бы одному из двух последних пунктов.

   Что же касается народных заседателей,  то кандидаты на эту должность  так же должны были обладать  субъективным избирательным правом (ст.14 «Положения). Списки утверждались  на срок пять месяцев (ст.16 «Положения), из расчёта следующего состава:

     - для рассмотрения дел по тяжёлым  статьям, связанным с посяганием  на человеческую жизнь – 8 Народных  заседателей из которых 6 очередных, 2 запасных (ст.7 «Положения»);

      -по более лёгким статьям –  3 Народных заседателя, из которых  2 очередных, 1 запасной (ст.6 «Положения);

     Законодательно была закреплена  возможность отвода Народных  судей и Народных заседателей  (ст.ст.50,51,52 «Положения).        

    Предварительное следствие по  тяжким уголовным делам  вели  только Следственные комиссии, следственные действия по остальным делам вели либо органы дознания милиции, либо Следственные комиссии, а в порядке, не терпящем отлагательства Народный судья (ст.28 «Положения»). Отбор кандидатов для работы в Следственных комиссиях проходил аналогично отбору кандидатов в Народные заседатели (ст. 31 «Положения»).

   Следует отметить что по Положению  «О суде» 1918года, статьёй 34, участие  защиты на этапе предварительного  следствия могло быть ограничено  по усмотрению Следственной комиссии, если того требовали интересы раскрытия истины (ст.34 «Положения»).

   В роли кассационной инстанции выступал Совет Народных судей, избираемый губернским съездом Народных судей (ст.5 декрета «О суде№3»). Для рассмотрения же кассационных жалоб на решения Окружных Народных судов как по гражданским, так и по уголовным делам, и взамен Судебного Контроля временно учредить Кассационный Суд в г.Москве из двух отделений - Гражданского и Уголовного в составе: Председателя и его Товарища утверждаемых ВЦИКом по представлению Народного комиссара юстиции и 8-ми членами избираемыми ВЦИКом из кандидатов представленных Окружными Народными судами и Советами местных Народных судей (ст.8 декрета «О суде №3»)

   Коснулись изменения и Революционного  трибунала, частности введены  ограничения по его подсудности. По положению «О суде» Народным судам стали подсудны почти все уголовные и гражданские дела за малым исключением. Таким образом, согласно декрету «О суде №3», а именно статьи 2,  из ведения Революционных трибуналов изымались дела о взяточничестве и спекуляции, с передачей оных в ведение Окружных Народных судов. В примечании к статье 4  «Об общем начале судоустройства» Положения «О суде» 1918г., Революционные трибуналы определяли подсудность дела путём  признания или непризнания политического значения рассматриваемого дела.12

   А 11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции Декретом ВЦИК от 11.06 (29.05).1918 г. был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Кассационному рассмотрению подлежали приговоры по делам, по которым были нарушены правила подсудности и установленные формы судопроизводства, либо осужденному назначено явно несправедливое наказание. Кассационные жалобы и протесты приносились через трибуналы, постановившие приговоры. Срок кассационного обжалования устанавливался в две недели. Кассационные жалобы и протесты рассматривались также в двухнедельный срок.13

   Существовало три вида революционных трибуналов: общие, военно-революционные (учреждены в 1919г.), Особый революционный (октябрь 1919г.), военно-железнодорожный (учреждён в марте 1920г.). Декретом ВЦИК от 11.05.1918г.  был создан кассационный отдел по делам, рассматриваемым Революционными трибуналами. 

   При Военных трибуналах создавались  следственные комиссии. Порядок расследования дел следователями при Революционных Военных Трибуналов, определялся Инструкцией военным следователям, принятой Реввоентрибуналом Республики от 1 февраля 1919 г. Как Инструкция, так и Положение от 4 февраля 1919г. не регламентировали строго и детально процедуру судебного разбирательства. Статья 6 Положения устанавливала следующее правило: «По окончании следствия весь следственный материал передается председателю трибунала, который по ознакомлении с делом (лично или через одного из членов трибунала), назначает дело к слушанию, причем докладчиком по делу в трибунале является либо председатель, либо тот член трибунала, которому председателем было поручено ознакомление с делом».

   Решения и приговоры трибуналов выносились именем Российской Федеративной Социалистической Республики. При вынесении приговоров, согласно ст.2 Положения, революционные военные трибуналы руководствовались «интересами социалистической республики, обороны ее от врагов социалистической революции и интересами классовой борьбы за торжество пролетариата, как это подсказывается ему революционным коммунистическим правосознанием и революционной совестью».14

   Для установления единого руководства всеми системами трибуналов Декретом ВЦИК от 23.06.1921 г. был учрежден при ВЦИК Верховный трибунал, как единый кассационный орган и орган судебного надзора для всех действовавших на территории РСФСР трибуналов.

   Как было отмечено выше, важнейшей  задачей большевиков для укрепления власти являлось заполнение правового вакуума и к началу Гражданской войны были созданы основы советского права. И если в первых декретах, советское правительство было вынуждено допускать ссылки на дореволюционное законодательство, то к середине 1918года эта необходимость отпала. Со старым было покончено,  и, несмотря на имеющиеся правовые пробелы,     в Положении «О суде» от 30 ноября 1918г. был наложен официальный запрет на ссылки дореволюционного законодательства (примечание к ст.22).

   Окончательное завершение судебная реформа получила в Положении о судоустройстве РСФСР, принятом 31.10.1922 г. Положение предусматривало организацию единой трехчленной судебной системы в лице народного суда, губернского суда и Верховного суда РСФСР. По Положению сохранялись Революционно-военные трибуналы. Недолго просуществовали также военно-транспортные трибуналы.15

    

Информация о работе Создание советской судебной системы в 1917 г. – 1920-е гг