Современное состояние и пути развития системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание

В данной работе будут рассмотрены проблемы российской системы образования с точки зрения присоединения к Болонскому процессу. Для чего России нужно было в этом процессе участвовать, какие трудности возникли в ходе реализации принципов Болонского соглашения, а также в третьей главе будут рассмотрена возможности преодоления ряда из описанных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Современное состояние системы образования…………………….4
Практическая часть. Постановка проблемы в сфере современной системы образования. Присоединение России к Болонскому процессу………………………………………………………………..11
Практическая часть: перспективы развития системы образования в России в рамках взаимодействия с Болонской системой образования……………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………………………………

Работа состоит из  1 файл

КП.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)
 

   Что же касается высших учебных заведений, то общее их количество от года к году увеличивается, так же увеличивается и число студентов.

   В данной главе мы не будем рассматривать  причины ухудшения или улучшения  тех или иных показателей. Мы выявим из первичных данных проблему, изучим ее и постараемся найти пути ее решения.

   Рассмотрим  наиболее наболевшую тему для современной  России – присоединение России к  Болонскому процессу.

   Болонский процесс- процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

   Во  многих отношениях, Болонский процесс  стал революционным в области  европейского высшего образования. Его начало можно отнести ещё  к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Затем четыре из министров образования, участвовавших в праздновании 800-летия парижского университета Сорбона в 1998 году, сошлись мнениями о том, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбонская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998). Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) было оформлено через год в Болонье, представителями 29 стран (Болонская декларация, 1999). В настоящее время очевидно, что это было уникальное соглашение, так как сегодня процесс включает в себя 47 стран-участниц, из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда было подписано Болонское соглашение. Болонский процесс открыт для присоединения других стран [1].

   Россия  присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече  министров образования европейских  стран. В 2005 году в Бергене Болонскую  декларацию подписал министр образования  Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.

   «Сорбонская декларация» была подписана в 1998 году министрами четырех стран, а именно Франции, Германии, Великобритании и Италии. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

   Цели  Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году, при подписании Болонской  декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.

   Основные  положения Болонской декларации.

   Цель  декларации — установление европейской  зоны высшего образования, а также  активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

   Декларация  содержит семь ключевых положений:

  • Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  • Введение двухциклового обучения: предварительного (pregraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  • Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
  • Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
  • Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
  • Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
  • Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований[5].
 

   Формирование  общеевропейской системы высшего  образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения , рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему: 

   
  • введение  двухуровневого обучения;
  • введение кредитной системы;
  • контроль качества образования;
  • расширение мобильности;
  • обеспечение трудоустройства выпускников;
  • обеспечение привлекательности европейской системы образования .
 

   Однако  мероприятия, связанные с реализацией  этих предложений, вызывают противоречивые оценки и усиливающуюся дискуссию. Необходим анализ путей и средств оптимальной интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство.

   Во всех развитых странах наблюдаются сходные тенденции в высшем образовании, поэтому часть назревших изменений в России объективно совпадает с рекомендациями Болонской Декларации. Проблемы, стимулирующие Болонский процесс, во многом характерны и для России. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. В связи с этим следует объединять усилия по развитию образования, сохраняя при этом национальные достижения и традиции. Это позволит сделать российское высшее образование более конкурентоспособным. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта.  
 
 
 

   
  1. Практическая  часть. Постановка проблемы в сфере современной  системы образования. Присоединение России к Болонскому процессу.
 

   Россия, славившаяся качеством своего образования в советский период, утратила многие позиции. Только два российских университета фигурируют в Шанхайском рейтинге 2007 г. среди 500 первых: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) (77-е место) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) (341-е место). Эти же вузы, МГУ и СПбГУ, вошли в 2006 г. в рейтинг «Таймс», занимая соответственно 93-е и 164-е места из двухсот5. В 2007 г. российские вузы в этом рейтинге среди 200 ведущих вузов отсутствуют. С распадом СССР численность иностранных студентов в России сократилась в несколько раз и составляет на сегодняшний день около 1% от общей численности студентов в России (для сравнения, во Франции этот показатель составляет 11 %). В 2006г. Россия приняла на своей территории 52 300 иностранных студентов, в то время как США – 535 тыс., Великобритания – 275 тыс., Франция – 265 тыс., Германия – 255 тыс. Снижение числа иностранных студентов в России – это не только упущенная экономическая выгода: оно нежелательно и даже опасно, если принять во внимание демографический спад и сокращение численности лиц студенческого возраста в России, и к тому же снижает возможности «мягкого» влияния России на международной арене (soft power). Сложившаяся ситуация обусловлена различными экономическими и политическими факторами, в частности, падением интереса к изучению русского языка в западных странах, отсутствием в России циклов обучения на английском языке и студенческих кампусов, соответствующих западным нормам, негативным политическим и социальным имиджем страны за рубежом, опасением потенциальных студентов за личную безопасность, негибкостью образовательных программ и слабой интеграцией в европейские образовательные сети.

   Оба показателя (место в международных рейтингах  и количество иностранных студентов) свидетельствуют о том, что российская система высшего образования находится на обочине международного рынка образовательных услуг.

   Но  Россия не собирается довольствоваться таким положением вещей. Необходимость  привлечения зарубежных студентов, в первую очередь из стран СНГ, неоднократно подчеркивалась на самом высоком уровне как приоритетная задача. Стремление исправить ситуацию и повысить привлекательность российской системы высшего образования и стало одним из факторов присоединения России к Болонскому процессу.

   Вместе  с тем опыт участия в проведении «болонских» реформ в России показывает, что существуют две крайние точки  зрения по данному вопросу. Значительная группа работников высшего образования  продолжает полагать, что советское, а ныне российское высшее образование — a priori лучшее в мире, что любые серьезные реформы имеют целью «развалить» его и важно сохранить его в как можно большей неприкосновенности. Вторая — меньшая группа - придерживается той точки зрения, что наше высшее образование полностью архаично и подлежит тотальному реформированию.

   «Подводные  камни» Болонского процесса. 

   Выступая  за активное включение России в Болонский  процесс, мы вместе с тем не можем  обойти вопрос и о его возможной оборотной стороне. Применительно к российским условиям есть много «подводных камней», которые при неудачном стечении обстоятельств могут поставить под угрозу весь этот необходимый и жизнеспособный проект.

   Первый  из них — отсутствие в России существенного государственного финансирования Болонского процесса. На съездах Европейской ассоциации университетов звучала, например, такая цифра: на финансирование болонских реформ в переходный период странами-участниками Болонского процесса, как правило, расходуется до 60 % бюджета национальных министерств образования и отдельных вузов. Пока же не приходилось встречать сведений о том, что в России данные преобразования хоть в какой-то степени получают целевое финансирование. Да и в самих вузах эта работа чаще всего не оплачивается и выполняется в основном на привычных с советских времен «общественных началах». В условиях рыночной экономики это вовсе не способствует повышению эффективности перехода на болонскую систему.

   Между тем переработка программ по уровням  бакалавр/магистр, пересчет часов в  кредиты, направление студентов базового вуза на семестр или на год за рубеж, консультирование иностранных студентов по вопросам обучения в российском вузе, разработка и массовое заполнение Приложений европейского образца к диплому применительно к специфике конкретного вуза — все эти и другие задачи требуют значительных усилий и затрат времени, причем некоторые из них придется затем осуществлять на регулярной основе во всерасширяющихся масштабах. Например, по мере расширения академической мобильности задачи координаторов всех уровней будут возрастать многократно. Поэтому необходимо безотлагательно подвести под болонские преобразования в России соответствующую экономическую основу.

   Переход на многоуровневую систему высшего  образования, в том числе требует  решения, порой безотлагательного, достаточно сложных проблем.

   Централизованное  введение степени бакалавра в  российском высшем образовании ставит вопрос о сроке обучения в бакалавриате. Те вузы России, которые относительно давно используют эти степени, уже  привыкли к тому, что обучение бакалавра длится четыре года; между тем классический европейский бакалавр болонского образца — трехгодичный. Конечно, четырехлетний бакалавриат, с точки зрения его узнаваемости, вполне допустим, и европейское сообщество безоговорочно готово признавать его; однако, сказав «А», надо бы сказать «Б», то есть, согласившись на четырехлетнего бакалавра, было бы логично согласиться и на одногодичного магистра, так как суммарный срок обучения магистра в Европе — все-таки чаще всего пять лет, а определенное для этого уровня количество академических кредитов — не меньше 300.

   Опять же европейские болонские традиции не требуют строгого соблюдения и  этой нормы (300 кредитов на магистра), однако, когда степень «специалиста»  станет анахронизмом и основным носителем высшего образования станет магистр, выяснится, что срок получения высшего образования второго уровня в России увеличился на один год и составит шесть лет. Правильно ли и насколько это соответствует современной тенденции интенсификации образовательного процесса? Ибо необоснованное дополнительное время ложится в определенной степени бременем на родителей студентов (в варианте платного образования) и на государство (в варианте бюджетного образования), и таким образом срок полноценного включения студента в экономическую жизнь страны будет затягиваться.

   Отнюдь  не праздный вопрос: насколько государство  в лице Министерства образования  и науки РФ готово финансировать  шестилетнее образование?

   Существующие  на сегодняшний день планы Минобрнауки  РФ, насколько известно, предполагают оставить бесплатным четырехлетний бакалавриат и сделать платной двухлетнюю магистратуру. В этом случае степень бакалавра, скорее всего, начнет доминировать в стране, а на магистра, предположительно, будут продолжать учиться 20– 30 % студентов. Но ведь именно эти планы — сделать бакалавриат четырехлетним — и толкают страну к такому повороту событий. Между тем, сохранив оплачиваемый государством пятилетний цикл — три года бакалавр (как во многих странах Европы — эта степень в таком виде уже десятки лет там «работает»!) и два года магистр, мы с высокой вероятностью повернем ситуацию к тому, чтобы не менее 80 % бакалавров учились на магистров. Если уж говорить о неблагоприятном повороте в судьбах российского высшего образования, то именно такой подход (четыре года — бесплатный бакалавриат, а дальше — только за деньги) ему способствует.

Информация о работе Современное состояние и пути развития системы образования