Принципы местного самоуправления в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2011 в 01:08, контрольная работа

Описание

Объективной потребностью правового обеспечения местного самоуправления является развитие муниципального права.
Формирование и развитие местного самоуправления, муниципального права в Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта организации местной власти, но и под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта. Особое значение для становления и развития местного самоуправления, его правового регулирования имеет Европейская Хартия местного самоуправления.

Содержание

Введение.
1. Понятие основных принципов местного самоуправления.
2. Нормативно-правовая основа принципов местного самоуправления.
3. Содержание основных принципов местного самоуправления.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ(Принципы местного самоуправления в Российской Федерации.).docx

— 31.00 Кб (Скачать документ)

         Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

      Конкретные  формы осуществления местного самоуправления структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Эти и другие вопросы организации  и осуществления местного самоуправления регулируются в уставе муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления.

      2. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций Основное содержание рассматриваемого принципа раскрывает ст. 12 Конституции РФ: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами.

       3. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан

     Местное самоуправление, являясь одной из главных основ демократического строя, обеспечивает соединение и взаимодействие прямой демократии с демократией представительной.

     Как говорилось выше, в соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем  референдума, выборов, с помощью других форм прямого воле изъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

     Данные институты муниципальной демократии призваны обеспечить тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления, решение всех вопросов местной жизни в интересах местного сообщества. Это гарантируется прежде всего выборностью населением органов местного самоуправления. Выборные органы местного самоуправления — обязательный атрибут муниципального образования. Согласно ст. 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

     4.Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям

    Европейская Хартия местного самоуправления исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям (ст. 9). Этот важнейший принцип местного самоуправления получил закрепление в Конституции РФ, законодательстве о местном самоуправлении. Без его реализации невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность местного самоуправления.

     Конституция РФ, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст. 8). В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный Жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество.

     Муниципальная собственность является неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования.

     5.Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

     Сущность местного самоуправления проявляется не только в финансово-экономической и организационной самостоятельности муниципального образования, но и в ответственности его населения, берущего на себя бремя решения вопросов местного значения.

     Население решает вопросы местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Причем наличие у муниципального образования выборных органов согласно ст. 1 и 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

     6.Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

    Для Российской Федерации характерно многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления. Статья 5 Закона об общих принципах организации местного самоуправления относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации регулирование в соответствии с федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций.

     В уставах муниципальных образований отражаются особенности организации местного самоуправления.

     7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

     Значение принципа соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (ст. 18). Поэтому права и свободы человека и гражданина являются важнейшим элементом государственной и муниципальной демократии.

     Права и свободы гражданина реализуются прежде всего на местном уровне, там, где он живет, осуществляя трудовую, политическую и иную деятельность, и их осуществление во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления.

     8. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления

     Принцип законности — один из основных конституционных! принципов российской государственности. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать Конституцию и законы.

     Законность выступает важнейшей гарантией местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами и уставами субъектов Федерации в пределах гарантируемых государством полномочий. Это предполагает законодательное разграничение полномочий в области местного самоуправления между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти ее субъектов и муниципальными образованиями.

     9. Гласность местного самоуправления

     Гласность — важный элемент демократической системы управления обществом и государством. С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

     Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.

     Способы обеспечения гласности нашли свое правовое закрепление в нормах муниципального права, в практике местного самоуправления.

     10. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении

     Характерной чертой организации и деятельности местных органов советской власти являлись коллегиальные начала в организации и деятельности Советов, их исполнительных комитетов. Принцип коллективности пронизывал всю организацию работы Советов и их органов, хотя и носил зачастую формальный характер.Становление местного самоуправления в Российской Федерации сопровождалось переходом от исполкомовско-коллегиальной формы исполнительной власти к принципу единоначалия в руководстве местным исполнительным аппаратом. Коллегиальное принятие исполнительными комитетами решений часто служило прикрытием безответственности местной номенклатуры в отношении населения. В целях утверждения принципа индивидуальной ответственности и устранения коллективной безответственности в Деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления Закон РСФСР о местном самоуправлении закрепил: «Деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации... Глава местной администрации осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия» (ст. 30).

     11. Государственная гарантия местного самоуправления

     Как уже говорилось, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Гарантии осуществления местного самоуправления определяются в Законе об общих принципах организации местного самоуправления, других федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов Федерации.

     Реализация рассматриваемого принципа означает прежде всего создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления, к которой относится прежде всего признание государством местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа: местной публичной власти (ст. 3 и ст. 12 Конституции РФ). Это предполагает децентрализацию государственного управления, разграничение полномочий в области местного самоуправления между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти ее субъектов и муниципальными образованиями (ст. 4, 5, 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). 

    Заключение. 

      Государство устанавливает и обеспечивает гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Конституция РФ признает и защищает равным образом муниципальную собственность наряду с частной, государственной и иными формами собственности (ст. 8).

     Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов. Минимально необходимые расходы устанавливаются законами субъектов Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. При этом органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством.

    Статья 132 Конституции РФ предусматривает материально-финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они  могут наделяться законом, а ст. 133 — компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

     Кроме того, местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту.

     Государственная гарантия местного самоуправления не исчерпывается созданием правовой базы местного самоуправления, правового механизма защиты прав местного самоуправления. Статья 9 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определяет более широкие задачи государственной поддержки местного самоуправления: создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление. Однако вопрос о государственной поддержке местного самоуправления, как отмечалось на Всероссийском совещании по вопросам местного самоуправления (1995 г.), требует взвешенного подхода, ибо грань между поддержкой государства и вмешательством в решение вопросов местного значения слишком зыбка.

     Согласно Указу Президента РФ от 11 июня 1997 г. «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации» активное содействие становлению и развитию Местного самоуправления в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента и Правительства РФ. 
 
 

Информация о работе Принципы местного самоуправления в Российской Федерации