Предпосылки и условия развития теорий местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:06, доклад

Описание

Теории местного самоуправления можно определить как совокупность основанных на историческом опыте научных взглядов и представлений, направленных на объяснение сущности, организации муниципального (местного) управления и соотношения его с управлением публичным.

Работа состоит из  1 файл

Предпосылки и условия развития теорий местного самоуправления.docx

— 16.78 Кб (Скачать документ)

Предпосылки и условия развития теорий местного самоуправления

 

1.1 Понятие  и предпосылки развития теорий  местного самоуправления

 

Теории  местного самоуправления можно определить как совокупность основанных на историческом опыте научных взглядов и представлений, направленных на объяснение сущности, организации муниципального (местного) управления и соотношения его  с управлением публичным.

Основы  правовых систем местного самоуправления большинства европейских государств, а также Японии, США и других стран были заложены в ходе муниципальных  реформ XIX века, однако традиции общинного  самоуправления берут свое начало в  организации полисной демократии античного  мира.

Муниципалитетом называлось городское управление, берущее  на себя обязанность решения общегородских  задач, а также распоряжения хозяйственными средствами. Появляется этот термин в  период республики в Древнем Риме. Этим термином назывались города, которые  пользовались правами самоуправления. Стоит отметить, что под муниципалитетом  в настоящее время понимается избираемое городское и сельское самоуправление. Однако в некоторых  странах муниципальным является лишь городское самоуправление.

Принцип самоуправления являлся общим принципом  местного управления Италии периода  республики, когда Рим из маленькой  латинской общины превращается в  огромное государство с обширной территорией. Законом 45 г. до н.э. Юлий Цезарь установил некоторые общие правила относительно местного городского устройства, а именно: основой муниципального управления был установлен принцип широкой автономии в местных делах, хотя и под контролем Рима.(1)

По  своей сути организация муниципального устройства являлась копией государственного устройства Рима. Народное собрание всех граждан общины, организованное по местным куриям, являлось высшим органом  местного самоуправления. Народное собрание выбирало муниципальных магистратов  и решало общие вопросы местной  жизни. В каждом городе, по образцу  римского Сената, существовал муниципальный  сенат из 100 членов. В компетенции  муниципальной магистратуры находилась административная и судебная власть.(2)

Муниципальные реформы XIX века основывались на фундаменте, который закладывался уже в Средние  века. Средневековые города с их административным, судебным и финансовым правлением, отвоёванным или купленным  у феодальных правителей, в оболочке городского самоуправления несли зачатки буржуазного муниципализма.(3) Так Великая французская революция дала толчок конституционному движению в европейских странах. Однако оно не только привело к появлению новых форм организации власти на уровне высшего государственного управления, но и поставило задачу преобразования местного управления по новому типу, свободному от сильного бюрократического влияния центральных органов власти. Требование проведения начал местного самоуправления представляло собой логический вывод из основных принципов правового, конституционного государства, которое последовательно приходит на смену полицейскому, бюрократическому абсолютистскому государству.

 

 

1.2 Условия возникновения теорий  местного самоуправления

 

В условиях демократического, правового государства  взаимоотношения государства и  личности, центральных органов власти и местных сообществ принципиально  иные, нежели в абсолютистском государстве, которое И. Кант называл государством произвола. Таким образом, вполне естественно  то, что местное самоуправление, предполагающее известную независимость  и обособленность в системе органов  государственной власти, стало лозунгом политических движений и правовых реформ XIX в.

На  теорию и практику конституционного развития европейских государств большое  влияние оказали французские  конституции XVIII в., а также Конституция  Бельгии 1831 г., которая сыграла значительную роль в распространении идей местного самоуправления в Европе. В этой конституции содержалась статья, посвященная общинному управлению. Так же стоит отметить, что наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями Конституция Бельгии признавала и четвертую власть – муниципальную.

Француз Ж.-Г. Турэ, идеи организации общинного  управления которого нашли отражение  в Конституции Бельгии, сформулировал  две основные проблемы учения о местном  самоуправлении:

понятие о собственных общинных делах, присущих естественным образом муниципальному управлению;

понятие о государственных делах, которые  государство передает в ведение  местного самоуправления.

Эти два понятия получили впоследствии свое развитие в различных теориях  местного самоуправления.

В первой половине XIX века разрабатываются теоретические  основы о местном самоуправлении. Одним из первых обратился к этим проблемам французский государственный  деятель А. Токвиль. Он писал: «Общинные  институты играют для установления независимости ту же роль, что и  начальные школы для науки; они  открывают народу путь к свободе  и учат его пользоваться этой свободой, наслаждаться её мирным характером. Без  общинных институтов нация может  сформировать свободное правительство, однако истинного духа свобод она  так и не приобретет. Скоропреходящие  страсти, минутные интересы, случайные  обстоятельства могут создать лишь видимость независимости, однако деспотизм, загнанный внутрь общественного  организма, рано или поздно вновь  появится на поверхности».(4)

Таким образом, в XIX веке сформировался целый  ряд теорий местного самоуправления, в которых по-разному рассматривается  его сущность.

Ученые  использовали различный подход к  определению числа теорий о местном  самоуправлении. Лазаревский Н.И. считал, что существует всего четыре теории местного самоуправления: теория свободной  общины, хозяйственная и общественная теории самоуправления, а также теория самоуправляющейся единицы, как юридического лица.(5) Михайлов Г.С. выделяет три теории самоуправления: хозяйственную, государственную и политические теории. Фадеев В.И. называет пять теорий самоуправления: теорию свободной общины, общественную теорию самоуправления, государственную теорию самоуправления, теорию дуализма муниципального управления и теорию социального обслуживания.

Наиболее  верным представляется мнение Л. Велихова, который выделяет следующие теории местного самоуправления: свободной  общины, общественную (хозяйственную) и государственную.(6)

 

1 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. – Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – 47 с.

2 Покровский И.А. – История римского права – Спб – 1998 – 136 с.

3 Барабашев Г.В. – Муниципальные органы современного капиталистического государства – М. - 1971

4 Токвиль А. – Демократия в Америке – М.: Прогресс – 1992 – 65 с.

5 Лазаревский Н. – Лекции по русскому государственному праву – Том 1. Конституционное право – 2-е изд. – С.-Петербург: типография акционерного общества «Слово» - 1910 г.

6 Велихов Л.А. – Основы городского хозяйства – 230 с.


Информация о работе Предпосылки и условия развития теорий местного самоуправления