Правовое регулирование национально-культурной автономии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание

Концепция государственной национальной политики определяет ее основную задачу — дать возможность каждому народу самореализоваться посредством различных форм национально-культурного развития. Одной из таких форм экстерриториального самоопределения народов в России становится национально-культурная автономия.
В основу федеральных и региональных программ национально-культурного развития народов России «должна быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей».

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Понятие и сущность национально-культурной автономии…………………6
1.1 Понятие и виды национально-культурной автономии…………………….6
1.2 Предпосылки возникновения национально-культурной автономии в России …………………………………………………………………………....9
2 Правовое регулирование национально-культурной автономии…………...14
2.1 Правовой статус национально-культурной автономии…………………..14
2.2 Национально - культурная автономия: современные проблемы правового регулирования…………………………………………………………………..17
Заключение ……………………………………………………………………..26
Список использованных источников………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая..doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………… 3

1 Понятие и сущность национально-культурной автономии…………………6

1.1 Понятие и виды национально-культурной автономии…………………….6

1.2 Предпосылки возникновения национально-культурной автономии в России …………………………………………………………………………....9

2 Правовое регулирование национально-культурной автономии…………...14

2.1 Правовой статус национально-культурной автономии…………………..14

2.2 Национально - культурная автономия: современные проблемы правового регулирования…………………………………………………………………..17

Заключение ……………………………………………………………………..26                                                                                                          

Список использованных источников………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   В настоящее время в обществе все больше осознается необходимость научно обоснованной, ориентированной на перспективу национальной политики Российского государства, учитывающей необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях; политики согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.
   Сегодня на территории Российской Федерации проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Взаимодействуя, эти культуры дают мощный заряд национально-культурному развитию каждого народа.
   Концепция государственной национальной политики определяет ее основную задачу — дать возможность каждому народу самореализоваться посредством различных форм национально-культурного развития. Одной из таких форм экстерриториального самоопределения народов в России становится национально-культурная автономия.
В основу федеральных и региональных программ национально-культурного развития народов России «должна быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей». 
   Следовательно, национально-культурное развитие является важнейшим нациосохраняющим компонентом, обеспечивающим сохранение этнокультурной, языковой жизни, национальных традиций, обычаев, обрядов, религий, материальной культуры и так далее.
                 В июне 1996 года вступил в действие Федеральный закон «О национально-культурной автономии», который определил правовые механизмы реализации прав и свобод граждан в сфере национально-культурного развития, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
   Национально-культурные автономии выступают и как важный фактор формирования гражданского общества. Сегодня можно с уверенностью сказать: этот институт в нашей стране состоялся, граждане активно воспользовались предоставленными им Законом правами, что подтверждено практикой деятельности национально-культурных автономий.
              Национально-культурная автономия — это действующее в государстве с многонациональным составом населения добровольное общественное объединение, реализующее во взаимодействии с государственными органами и на основе консолидации усилий национальных общественных объединений право соответствующей этнической общности (нации, народа, национальности) на сохранение самобытности и создаваемое на основе участия физических лиц и этнических объединений. Эта форма этнической самоорганизации позволяет сочетать единство государства с укреплением единства этноса, его самовыражением, самоорганизацией.

Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, значение общественных национально-культурных автономий, возрастает всегда, когда государство переживает потрясения и кризисы, когда от каждого гражданина зачастую зависит и его судьба, и судьба страны. Наряду с ростом числа общественных формирований отмечается распространенность нарушений права граждан на объединение, свободы деятельности общественных организаций.

Во-вторых, в условиях проведения реформ в России, затрагивающих, в том числе, национальные федеративные отношении обращение к теме национально-культурной автономии является очень актуальным.

Это и предопределило цель и задачи исследования.

Целью данной работы является  изучение понятия и сущности национально-культурной автономии, выявление ее специфических особенностей, а также рассмотрение вопросов, касающихся  правового статуса национально-культурных автономий.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:

- изучение понятия и сущности национально-культурной автономии;

- рассмотрение предпосылок возникновения национально-культурной автономии;

- изучение правового статуса национально-культурной автономии;

- выявление проблем, касающихся правового регулирования национально-культурных автономий и негативно сказывающихся на их развитии.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных учёных по проблеме развития национально-культурных автономий. Основным законом, который использовался в работе, является Федеральный закон РФ «О национально-культурной автономии».

Эмпирическую базу исследования составили: материалы периодической печати, ресурсов  Internet, отчётов органов местного самоуправления по вопросам организации информационных ресурсов.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел –«Понятие и сущность национально-культурной автономии»; второй раздел – «Правовое регулирование национально-культурной автономии»), заключение, список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и сущность национально-культурной  автономии

   1.1 Понятие и виды национально-культурной автономии

 

              Национально-культурная автономия – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным  этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

                 В настоящее время созданы и зарегистрированы в органах юстиции 14 федеральных,  более 350 региональных и более 200 местных национально-культурных автономий.  Основной задачей, стоящей перед ними, является создание условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на сохранение этнической самобытности, развитие языка, образования и национальной культуры  [1].
Национально-культурная автономия основывается на принципах

- свободного   волеизъявления  граждан  при  отнесении   себя   к определенной этнической общности;

- самоорганизации и самоуправления;

- мгногообразия форм внутренней    организации национально- культурной автономии;

- сочетания    общественной    инициативы с   государственной    поддержкой;

- уважения  языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;

- законности.

Организационные    основы   национально-культурной    автономии определяются  спецификой расселения граждан  Российской  Федерации, относящих  себя  к определенным этническим общностям,  и  уставами национально-культурных автономий.

Национально-культурная   автономия    может    быть    местной, региональной, федеральной.

              Местные  национально-культурные автономии  граждан  Российской Федерации,  относящих  себя  к  определенной  этнической  общности, могут  образовывать  региональную национально-культурную  автономию граждан   Российской  Федерации,  относящих  себя  к   определенной этнической общности.

              Региональные  национально-культурные  автономии  двух  и  более субъектов    Российской    Федерации   могут    создавать    органы межрегиональной  координации своей деятельности.  Такие  органы  не являются межрегиональными национально-культурными автономиями. Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации,  относящих  себя  к  определенной  этнической  общности, учреждается  не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных  автономий  граждан  Российской   Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. Федеральные,   региональные  национально-культурные   автономии граждан   Российской  Федерации,  относящих  себя  к   определенным этническим   общностям,  имеющим  соответствующие  республику   или автономный  округ,  автономную область,  и  органы  государственной власти  субъектов  Российской Федерации могут  координировать  свою деятельность,  участвовать в разработке федеральных и  региональных программ  в  области  сохранения и развития  национальных  (родных) языков  и  национальной  культуры на основе взаимных  соглашений  и договоров    федеральных,    региональных    национально-культурных  автономий и субъектов Российской Федерации.

              Местная  национально-культурная автономия учреждается на  общем собрании гражданами Российской Федерации, относящими  себя к  определенной  этнической  общности и постоянно  проживающими  на территории     соответствующего     муниципального     образования. Учредителями  местной  национально-культурной  автономии  наряду  с гражданами  Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные  объединения граждан Российской  Федерации,  относящих себя  к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования. Делегаты   местных  национально-культурных  автономий   граждан Российской  Федерации,  относящих себя  к  определенной  этнической общности,  на  конференции  могут  учредить  региональную национально-культурную автономию в  пределах  субъекта  Российской Федерации. Делегаты региональных национально-культурных автономий  граждан Российской  Федерации,  относящих себя  к  определенной  этнической общности,   на   съезде  могут  учредить  федеральную  национально-культурную автономию.

              Национально-культурные   автономии   образуют   руководящие   и контрольно-ревизионные  органы.  Порядок  формирования,  функции   и названия  таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок   приема   в  члены  национально-культурной   автономии определяется    уставом    соответствующей   национально-культурной автономии.

              Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных  автономий  производится  в  соответствии  с законодательством Российской Федерации. Для    государственной    регистрации    национально-культурной автономии  в  числе  других  документов  должны  быть  представлены документы,  подтверждающие,  что не менее  чем  за  три  месяца  до проведения  учредительной  конференции  федеральной   или региональной  национально-культурной автономии и не  менее  чем  за один  месяц  до проведения учредительного собрания местной национально культурной   автономии   были   сделаны   сообщения   о предстоящем    учреждении   национально-культурной   автономии    в средствах  массовой информации, продукция которых  распространяется на соответствующей территории. Федеральный    орган   исполнительной    власти    в    области государственной    регистрации   осуществляет    ведение    реестра национально-культурных   автономий.  Реестр  национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления.

 

 

              1.2 Предпоссылки возникновения национально-культурной автономии в России

 

Широко распространено мнение, что в России национально-культурная автономия не получила реального осуществления. Это утверждение, однако, не совсем верно. В действительности национально-культурная автономия являлась одной из альтернатив решения национальных проблем в России в начале 20 века, особенно в переломные – 1917-1922 годы. Достаточно сказать, что  национально-культурная  автономия, отстаивавшаяся практически всем спектром политических партий России, как общероссийских, так и национальных, получила воплощение в политической и законотворческой практике большинства всероссийских, областных и национальных правительств.  установление советской власти.

              Теоретиками и разработчиками программы культурно - национальной автономии были видные австрийские социал - демократы О. Бауэр и К. Реннер. Если К. Реннер делал упор на нацию как на некую духовно - культурную общность, то О. Бауэр добавлял к этому и такой признак, как исторически сложившийся психофизический тип людей, связанных общностью языка и территории. Сам этот термин, где слова "национальный" и "культурный" подчас менялись местами, употреблялся австромарксистами лишь описательно. Причем яблоком раздора для них был, в основном, вопрос о том, как должны "автономизироваться" нации - по территории проживания либо персонально по всей территории Габсбургской монархии. К. Реннер полагал, что только государство может дать юридическо - правовые рамки межнациональным отношениям. О. Бауэр, со своей стороны, считал, что, решая в долгосрочном плане национальную проблему, государство обеспечивает собственное благополучие, минимизируя центробежные тенденции. Однако у этих исследователей не было четкости в обосновании своей точки зрения: они смешивали территориальную автономию, элементы федерализма и национально-культурной автономии [2]..               
              Уже в начале века австромарксисты увязывали культурную автономию отдельных наций с их сохранением в составе единого государства, передающего национальным областям право решать вопросы культуры, языка, образования, обычаев отдельных народов, не ставя при этом вопрос об их независимости.  Практически идеи национально - культурной автономии стали робко и частично осуществляться после Первой мировой войны (Австрия, Чехословакия), но особое распространение они получили после Второй мировой войны в Австрии, Венгрии, Румынии, Швеции, Норвегии и других странах, где создавались советы, общественные объединения и даже этнопарламенты не только рассеянно, но и компактно проживающих этносов, а также территориально перемещающихся этносов (например, саамы в Норвегии). Поэтому существующее в юридической литературе мнение, что национально - культурная автономия применяется лишь там, где этнические группы живут разрозненно, требует уточнения. Однако вопрос гораздо более сложен.
              В современном мире опыт создания национально - культурных автономий не так уж велик. В некоторых странах эта форма используется там, где этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемешку с представителями других этнических групп. При этом они создают свои организации и выборные органы, прерогативой которых являются преимущественно культурно - языковые вопросы; иногда посылают представителя своей этнической группы в парламент с правом совещательного голоса; имеют своего представителя или избранный этнической группой совет при правительстве. В качестве примера в юридической литературе приводится родина "австромарксизма" Австрия, где институт национально - культурной автономии применяется в отношении дисперсно проживающих венгров, словенов, хорватов и чехов (в том числе советы при правительстве); Венгрия, где имеется более десяти этнических групп, а также скандинавский ареал (Швеция, Норвегия, Финляндия), где расселены саамы. Последние создают выборные советы, которые часто называются саамскими парламентами.
В мировой практике национально - культурная автономия применяется и для компактно расселенных этнических групп. Например, в России региональные национально - культурные автономии татар практически созданы только в местах их компактного проживания (Ульяновская область). Аналогично решается вопрос немцами Поволжья и представителями казахской диаспоры в Оренбургской области, Республике Алтай и др. В Австрии в 1976 г. был принят Закон о национальных меньшинствах, касавшийся прежде всего словенского меньшинства, проживавшего в Южной Земле Австрии - Каринтии. Закон не только зафиксировал равные права нацменьшинств с правами остальных граждан Австрии, но и определил порядок тех особых прав, которыми пользовались меньшинства в местах их компактного проживания. Там создавались специальные Советы национальных меньшинств, вводились двуязычные топографические обозначения, закреплялось право использования языка меньшинств в госучреждениях, находящихся в соответствующих населенных пунктах, и т.д [3]..
О том, что национально - культурная автономия может существовать на территориях компактного расселения народа, свидетельствует опыт лужицких сорбов. В 1990 году федеральный канцлер ФРГ Г. Коль обязал правительства земель Бранденбург и Саксония, где проживают лужицкие сорбы, определить правовое положение сорбских сограждан с точки зрения конституционного права. В июне 1991 года Саксония, Бранденбург и Федерация создали Фонд (общественную организацию) с целью сохранения прав и национальной идентичности лужичан. Финансирование этой государственной программы было разделено следующим образом: 50 процентов - Федерация, 35 процентов - Саксония и 15 процентов - Бранденбург. В отличие от датчан, проживающих в Шлезвиг - Голштинии, которые хотя и представляют в Германии национальное меньшинство, но имеют свою государственность, собственную партию (Союз избирателей Южного Шлезвига) и, соответственно, представителя в ландтаге, лужичане, также представляя национальное меньшинство, считают себя обделенными государством. Их "защитное объединение" Домовина все более активно поднимает вопрос о расширении своего политического и культурного статуса.Не все просто и с саамским парламентом. Представители саамов, отмечая важность своего парламента для отстаивания экономических, территориальных (районы выпаса оленей) и культурных интересов этого народа, в то же время признают, что данный орган по своим полномочиям принципиально не отличается от существовавших до этого саамских национальных организаций.
              Тем не менее такого рода издержки не должны порождать скептического отношения к институту национально - культурной автономии. Происходящий в мире процесс нарастания конфликтогенных ситуаций на этнической основе требует как раз усиления внимания к данной форме общественной организации. Например, она может помочь разрешению ряда насущных проблем русскоязычного населения стран Балтии, лезгин в Азербайджане и т.д. Для полиэтнической России эта форма особенно актуальна.
              В России идеи О. Бауэра и К. Реннера, особенно после издания             их книг, разделяли не только социалистические и национальные, но и либеральные партии. Известна, в частности, работа одного                             из   видных  российских  социал - демократов     В. Медема. Он отстаивал идею культурной автономии как "федеративного союза национальных сеймов", своего рода      "национального самоуправления", рассматриваемого им в   качестве   дополнительного компонента областной автономии.
              Резко отрицательное отношение к национально - культурной автономии демонстрировали В.И. Ленин и его соратники. Они считали, что пропаганда этого института препятствует классовому единству пролетариата различных наций и открывает путь к сотрудничеству с национальной буржуазией.. По заданию Ленина и при непосредственном участии знавшего немецкий язык Н.И. Бухарина специальному разбору "несостоятельности" идеи национально - культурной автономии посвятил свою статью "Марксизм и национальный вопрос" И.В. Сталин. Его работа на долгие годы политически и теоретически табуировала вопрос о применимости национально - культурной автономии в нашей стране. Эту программу как "утонченный вид национализма" Сталин критиковал не только с позиции классового подхода, но и за "сохранение и развитие национальных особенностей народов", за то, что она корреспондировала с парламентарной моделью государственного устройства и т.п.
Не смог преодолеть настороженное отношение к национально - культурной автономии и последний партийный реформатор М.С. Горбачев. В принятом Пленумом ЦК КПСС 20 сентября 1989 года документе    "Национальная политика партии в современных условиях" дальше                       реабилитации "национал - уклонистов" дело  не пошло.
Переломить общественное мнение в отношении института национально - культурной автономии в многонациональной России удалось лишь к середине 90-х годов. Федеральный закон "О национально - культурной автономии" был принят 17 июня 1996 года. Он определяет законодательные основы национально - культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально - культурного развития.
 

Информация о работе Правовое регулирование национально-культурной автономии