Понятие муниципальное хозяйство МО. Модели муниципальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:36, контрольная работа

Описание

Наиболее верной считается позиция, которая позволяет выделить ряд особенностей муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство носит черты частного хозяйства, поскольку организации, предприятия и учреждения выступают на рынке как равноправный самостоятельный субъект. Однако, в отличие от обычного частного хозяйства, целью муниципального хозяйства является решение местных вопросов, связанных с удовлетворением общественных потребностей.

Содержание

Введение 3
Понятие муниципальное хозяйство муниципального образования. 4
Модели муниципальной экономики. 17
Заключение: 21

Работа состоит из  1 файл

ЭМХ контрольная работа.docx

— 48.37 Кб (Скачать документ)

 

1. Коммунальная. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. Орган местного самоуправления осуществляет только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества. Модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем.

2. Коммунально-рентная отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости) и оказания отдельных бюджетных услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной собственности. Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоги с населения и производителей продукции, а также платежи за услуги дополняются рентными платежами за использование муниципальной собственности, включая собственность на землю.

3. Муниципально-рентная характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а органы местного самоуправления. Для этого их источниками доходов должны быть не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, и, следовательно, они должны стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Основоположник российской муниципальной науки Л.Велихов  называл эту модель муниципальным  социализмом. Идея состоит в том, что органы местного самоуправления должны в основном самостоятельно обеспечивать финансовыми средствами свои общественные нужды за счет эффективной хозяйственной деятельности.

Подход, существующий в современной  России, представляет собой нечто  среднее между второй и третьей моделями. С одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям много частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели. С другой стороны, муниципальные предприятия являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов.

 

Заключение:

 

Значение территориально-хозяйственных  комплексов городов как структурных  единиц народно-хозяйственного комплекса  определяется с одной стороны  бурным развитием городов, с другой децентрализацией экономики и повышением роли территорий в решении экономических  и социальных вопросов. В силу этого  финансовый механизм отрасли в условиях рыночной экономики должен содержать  элементы, обеспечивающие социальную защиту населения территории от стихийного повышения цен на жизнеобеспечивающие  услуги муниципального хозяйства.

Знание муниципальной экономики, муниципального управления становятся определяющим для эффективного хозяйствования, эффективного управления территорией, для практической реализации миссии муниципального самоуправления. Подводя  итоги данной работы, можно сделать  следующие выводы.

Целью муниципального самоуправления и управления муниципальным хозяйством становится такое комплексное развитие территории муниципального образования, при котором безусловным приоритетом  становится формирование системы социальной защиты, рассматриваемой как создание и поддержание основных сфер жизнедеятельности  человека.

Сосредоточение в единых руках всех технических служб  города (водопроводного, газового, электрического и транспортного хозяйств) позволяет, упорядочив их эксплуатацию предоставлять  населению дополнительные удобства. Скажем, можно регулировать электроснабжение и электропотребности (снабжать электроэнергией в дневные часы трамвайный и троллейбусный парк, а в ночные часы обеспечивать освещение. Обладая всеми трубопроводами можно сделать так, чтобы одновременно проводились прокладка, либо ремонт газовых, водопроводных и канализационных труб. Как известно подобные работы нередко портят жизнь горожанам. То же относится и к проведению других уличных работ, связанных со строительством и благоустройством территории. И еще одно преимущество муниципальной собственности - возможность видеть и обеспечивать перспективы развития городов и их хозяйство, строить и развивать городские службы с расчетом на будущее.

 

Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26.01.1996. № 14-ФЗ;
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».;
  4. Кухтин П.В., Левов А.А., Мирзалиев М.Н., Ряховская А.Н., Широков А.Н., Юркова С.Н. Управление муниципальным хозяйством и местными финансами. Учебно-методическое пособие. М., 2004.;
  5. Юшина Е.А. Муниципальное управление. Учебник/ Е.А. Юшина – М.: 2003.;
  6. Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства: Учебник/ Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева – М.: Дело, 2002.;
  7. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие/ Р.В. Бабун – Спб.: Питер, 2005.;
  8. Зотов В.Б. Система муниципального управления – Учебник для вузов/В.Б. Зотов, Р.Б. Бабун, А.Н. Кириллова и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

 


Информация о работе Понятие муниципальное хозяйство МО. Модели муниципальной экономики