Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание

Правонарушения в системе управления наносят серьезный ущерб обществу и государству, поскольку препятствуют осуществлению прав и обязанностей, справедливому распределению материальных и духовных благ. Любое государство стремится проводить политику и создавать условия для снижения уровня правонарушений, в том числе и на уровне местного самоуправления.

Содержание

1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………………………………….2 стр.
2. Задача…………………………………………………………………………………………………….13 стр.
3. Задача…………………………………………………………………………………………………….16 стр.
4. Список литературы………………………………………………………………………………..19 стр.

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Таким образом, они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия. Объем имущественной ответственности за причиненный органами местного самоуправления вред, а также условия и порядок ее наступления определяются нормами прежде всего Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Как правило, вред возмещается в полном объеме за счет казны муниципального образования, согласно ст. 1069 ГК РФ. Данная статья, сформулированная с учетом требований ст. 33 и 53 Конституции РФ и ст. 16 ГК РФ, является специальной. В ней предусмотрены особенности гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления, которые отличают ее от общих правил деликтной ответственности и выражаются, во-первых, в юридически обязательном, одностороннем характере действий органов местного самоуправления, а также их должностных лиц; во-вторых, в том, что причинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов.

Ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за незаконные действия (бездействие), понимая под ними деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Виды и формы подобных деяний весьма многообразны. Ими могут быть различные приказы, распоряжения, постановления, указания и иные властные предписания (не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, ибо в области властных отношений требуется активность по реализации установленных полномочий, а непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.

Ответственность органов местного самоуправления по ст. 1069 ГК РФ наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическому лицу. Первый может требовать за причинение ему ущерба компенсации также и морального вреда (ст. 151). Если вред причиняется не в сфере властных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности (например, автомашина администрации района причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст. 1064 ГК РФ) либо на специальных основаниях (ст. 1079 ГК РФ).

В случае нарушения  органом или должностным лицом местного самоуправления прав и свобод человека и гражданина, которые защищаются в порядке гражданского судопроизводства, важную роль играет Прокуратура Российской Федерации. Прокурор в предусмотренных законом случаях предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск о защите интересов пострадавших. Прокурор становится процессуальным истцом, когда пострадавшие по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда личное участие в процессе невозможно в силу того, что нарушены права и свободы значительного числа граждан, или когда правонарушение приобрело особое общественное значение. Прокурор правомочен защищать также нарушенные права юридических лиц, используя при этом установленные законом формы и процедуры. Как показывает судебная практика, большинство дел, связанных с предъявлением исков к органам местного самоуправления, возбуждается именно прокурорами – в интересах физических и юридических лиц.

Как уже было отмечено, в особом порядке регулируется юридическая ответственность муниципальных служащих. За нарушение своих обязанностей, а также ограничений и запретов, установленных законодательством, муниципальный служащий подлежит ответственности, которая регулируется наряду с Федеральным законом № 25-ФЗ также трудовым, административным и уголовным законодательством.

Важное  значение в повышении  ответственности  органов местного самоуправления и  их должностных лиц  должна иметь реализация Национального плана  противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ 31 июля 2008 г. Данным планом намечены прежде всего меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции. Так же важным значением стало принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, которым уточнены такие понятия, как «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции», а также определены основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции. Кроме того, план предусматривает меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, а также меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. В реализации отдельных из них, в частности, воспитания у правоприменителей уважительного отношения к закону и повышения правовой культуры общества в целом, важную роль могут сыграть и органы местного самоуправления. 
 
 
 
 
 

2. В городе С.  городской Думой  от общего числа  её депутатов был  принят Устав города  С. и направлен для регистрации в соответствующий орган юстиции. Последний отказал в регистрации Устава, сославшись на нарушение установленного порядка его принятия. Однако городская дума признавала отказ в регистрации Устава города С. незаконным и определила его действующим.

-Правомерно  ли поступила городская  Дума?

-Вправе ли был орган юстиции отказать в данном случае в регистрации Устава города С.?

-Укажите  основания отказа  в государственной  регистрации устава  муниципального образования. 

-Как вправе поступить органы местного самоуправления в случае отказа органа юстиции в регистрации устава муниципального образования? 

Законодательство  РФ предусматривает, что для вступления в силу устава муниципального образования  он должен пройти государственную регистрацию  в органах юстиции и быть официально опубликованным (обнародован).

Порядок государственной  регистрации уставов муниципальных  образований в настоящее время  определен Федеральным законом  от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной  регистрации уставов муниципальных  образований». Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.

В случае, если в результате проверки, указанной в части 2 статьи 4 ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.

Городская дума города С. поступила неправомерно, согласно уставу города С. в полномочия городской думы входит только принятие Устава города и внесение в него изменений и дополнений, городская дума не вправе отменять решения регистрационного органа.

И отвечая на вопрос: «как вправе поступить  органы местного самоуправления в случае отказа органа юстиции в регистрации  устава муниципального образования?»

Согласно   ст.4  Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», органы местного самоуправления вправе повторно предоставить Устав города для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении. А при отказе в государственной регистрации или нарушении срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) решение может быть обжаловано гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. На основании норм  действующего законодательства  определите, что из  указанного является  формой территориального  общественного самоуправления в муниципальных образованиях:

а) общие собрания жителей  части территории муниципального образования;

б) конференции граждан (собрание делегатов);

в) опрос граждан;

г) муниципальные унитарные  предприятия;

д) субъекты территориального общественного самоуправления.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставляет населению муниципального образования право самому определять структуру органов местного самоуправления, порядок их формирования. Для различных органов местного самоуправления процедуры могут быть различными, что обусловлено различиями в природе этих органов. Часть 2 статьи 130 Конституции РФ дает лишь указание на возможность создания разных органов местного самоуправления, закрепляя, что местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление является одной из форм инициативного участия  населения в осуществлении местного самоуправления. Через инициативное, самостоятельное территориальное общественное самоуправление граждане имеют возможность под свою ответственность решать свои жизненно важные проблемы, возникающие в процессе проживания на конкретной территории.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это первичная, наиболее простая, близкая и понятная для населения форма решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан.

Собрания (конференции) по вопросам ТОС - это формы осуществления гражданами территориального общественного самоуправления, общий порядок их проведения определяется Уставом муниципального образования, а затем конкретизируется в Уставе ТОС.

Создание  органов территориального общественного  самоуправления не является обязательным, так как граждане могут все вопросы ТОС решать на собраниях. Особенно это касается ТОС, образуемых на небольших территориях (подъездах домов, многоквартирных домах, сельских населенных пунктах с небольшой численностью населения). Поэтому при небольшой численности жителей, проживающих на территории ТОС, вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица территориального общественного самоуправления (старосты, старшие по подъезду (дому) и т.п.).

Создание  и деятельность органов ТОС может  быть достаточно затратной для граждан.

Вместе с  тем, создание органов ТОС имеет  и свои преимущества в принятии оперативных  решений по управлению ТОС, ответственности, взаимодействии с органами местного самоуправления и органами государственной  власти, учете и хранении имущества и денежных средств ТОС.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в  поселениях непосредственно  населением посредством  проведения собраний и конференций  граждан, а также  посредством создания органов территориального общественного самоуправления (ст.27 п.2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Ломоносовские чтения 2004 г. Сборник статей молодых ученых "Россия и социальные изменения в современном мире".  Формы непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление Адарченко С. А.

2. Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: Проспект. – 1999.

3. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации – М.: Юристъ. – 1997.

4. Черногор Н.Н. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. – 2000. - №4.

5. Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности // Право и жизнь. – 2000. - №30.

6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

7. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»

8. Сикайло А.В. Устав муниципального образования как нормативно-правовой акт: правовая природа и особенности реализации: Автореферат дисс. … канд. юрид. наук / Сикайло А.В. - Москва --2007

Информация о работе Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления