Муниципальные образования: признаки, виды, характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач.
1. Раскрыть сущность категории «муниципальное образование», определить его полномочия.
2. Рассмотреть социально-экономическую систему муниципального образования.
3. Проанализировать осуществление власти в муниципальных образованиях органами местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы изучения муниципального образования……..5
1.1 Понятие «муниципальное образование», основные полномочия муниципального образования……………………………………………………5
1.2 Общие характеристики и особенности муниципального образования….10
1.2.1 Виды муниципальных образований…………………………………..11
1.2.2 Город как муниципальное образование………………………………13
Глава 2 Управление муниципальным образованием………………………….15
2.1 Правовая основа местного самоуправления в России…………………….15
2.2 Органы управления муниципальными образованиями…………………...19
Глава 3 Муниципальное образование «город Ульяновск»……………………22
3.1 Статус и границы муниципального образования «город Ульяновск»…..22
3.2 Полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск»………………………………………………..23
3.3 Структура органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск»………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по г и м системе.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

Кроме представительного органа местного самоуправления муниципальное образование должно определить в своём уставе, какие органы, должностные лица и на основе каких принципов должны осуществлять исполнительно-распорядительные функции в системе муниципального управления [3, c. 56].

Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности системы местного управления – регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении и др.

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с территориальными основами организации местного самоуправления, т.е. с территориальным устройством, так как функционирование системы местного управления осуществляется в границах определённых территориальных единиц, на которые делится территория государства. Это деление именуется административно-территориальным и является неотъемлемой частью государственного устройства.

В соответствии с административно-территориальным делением организуется государственная власть на местах. Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, и это определяет иерархию централизованной системы государственных органов управления и их соподчинённость.

В советский период административно-территориальными единицами являлись: края, области, районы, города, городские районы, посёлки, территории сельских Советов.

Положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года.

Сегодня решение этих вопросов отнесено к ведению субъектов Российской Федерации. Территориальные организационные основы местного управления представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование состава территории муниципального образования, порядок их установления и изменения [7, c. 31].

Установление или изменение границ территории внутригородских муниципальных образований решается представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с его уставом, при этом также учитывается мнение населения соответствующей территории.

Из вышеизложенного видно, что вопросы территориальных основ организации местного управления решались по-разному на разных этапах становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Главной целью управления муниципальным образованием является повышение уровня жизни населения. Достижению поставленной цели способствует обеспечение населения муниципальными услугами, которые определяют качество жизни. Перечень основных видов муниципальных услуг, которые обеспечивает местная власть, перечислены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ с изменениями от 28 декабря 2004г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Для городского округа, например, Федеральным законом предусмотрено решение 35 вопросов местного значения. Эти вопросы сгруппированы по двум основным направлениям:

- формирование муниципальных правовых актов и создании финансово-экономической основы муниципального образования;

- жизнеобеспечение городского округа.

К первой группе местного значения относятся:

1.   Принятие и изменение устава;

2.   Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3.   Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

4.   Установление местных налогов и сборов;

5.   Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

6.   Регулирование планировки и застройки территорий, контроль над использованием земель и др.

Вопросы второй группы в свою очередь можно разбить на две группы. Первая группа предполагает полную ответственность органов местного самоуправления за решение и полное или частичное финансирование:

1.   Содержания муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

2.   Содержания муниципальных учреждений социальной сферы;

3.   Содержания муниципальных систем энерго -, газо -, тепло -, водоснабжения и канализации, снабжения топливом;

4.   Содержания дорог, благоустройство, вывоз мусора и озеленение;

5.   Утилизации и переработки бытовых отходов;

6.   Организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

7.   Организации транспортного обслуживания;

8.   Организации муниципальной информационной службы;

9.   Обеспечения противопожарной безопасности.

Вторая группа предполагает осуществление соответствующих функций иными субъектами деятельности, отсутствие обязательного бюджетного финансирования и возложения на органы местного самоуправления лишь части ответственности за решение следующих вопросов:

1.   Жилищное и социально-культурное строительство;

2.   Обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

3.   Деятельность средств массовой информации;

4.   Содействие занятости населения.

Таким образом можно сделать вывод, что основной деятельностью органов местного самоуправления является решение вопросов по удовлетворению бытовых, социальных, образовательных, медицинских и иных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

 

2.2 Органы управления муниципальным образованием

Органы местного самоуправления являются основным звеном системы местного самоуправления. К органам местного самоуправления относятся:

1)  Представительные органы местного самоуправления;

2)  Главы муниципальных образований;

3)  Иные органы и должностные лица.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемый на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Его численный состав и срок полномочий депутатов определяется уставом муниципального образования, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении. Депутаты представительных органов местного самоуправления не обладают депутатской неприкосновенностью и осуществляют свою депутатскую деятельность без отзыва от основного места работы [6, c. 64].

К полномочиям представительных органов относится:

1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, в т.ч. Устава муниципального образования;

2. утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования;

3. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

4. контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в представительном органе субъекта Российской Федерации.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Главы муниципальных образований избираются гражданами на срок от двух до четырёх лет. Полномочия глав муниципальных образований определяются уставами муниципальных образований. К их компетенции, как правило, относится назначение и смещение должностных лиц администрации муниципального образования, организация работы по исполнению местного бюджета, планов и программ социально-экономического развития, оперативное управление муниципальной собственностью, выполнение представительных функций и др. [8, c. 57].

Органы местного самоуправления, не входят в систему органов государственной власти, наделены правом осуществлять властные действия нормоустановительного и распорядительного характера в решении вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления включают:

1)  «собственные» полномочия, т.е. полномочия, закреплённые за органами местного самоуправления федеральной Конституцией, законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации;

2)  Отдельные государственные полномочия, которые в соответствии с законом могут передаваться органами государственной власти органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться передачей для их осуществления соответствующих материальных и финансовых средств.

Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в самых разнообразных сферах хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства и в области охраны общественного порядка.

Основные полномочия органов местной власти муниципального образования:

1.   Выступать в качестве юридического лица и в связи с этим заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и отвечать в суде, совершать другие юридически значимые действия;

2.   Распоряжаться муниципальным имуществом, т.е. устанавливать арендную плату за пользование муниципальной собственностью, устанавливать перечень неотчуждаемых объектов и т.д.;

3.   Управлять муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;

4.   Устанавливать местные налоги и сборы;

5.   Распоряжаться муниципальными финансами;

6.   Принимать общеобязательные нормативные правовые акты (постановления, распоряжения).

Таким образом, представительные органы местного самоуправления принимают наиболее значимые для муниципальных образований решения.

Полномочия и сроки полномочий местной власти системы управления определяются в каждом муниципальном образовании самостоятельно.

Кроме собственных полномочий по решению вопросов местного значения органы местной власти иногда наделяются отдельными государственными полномочиями, определяемыми федеральным законодательством или законами субъектов Федерации. К ним относятся охрана окружающей среды, здравоохранение, социальное обеспечение, культуры и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД УЛЬЯНОВСК»

              3.1 Статус и границы муниципального образования  «город Ульяновск»

Муниципальное образование «город Ульяновск» является городским округом, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Ульяновской области.

Статус и границы муниципального образования «город Ульяновск» устанавливаются законом Ульяновской области, в соответствии с которым в границах города находятся следующие не являющиеся муниципальными образованиями районы города: Железнодорожный, Заволжский, Засвияжский, Ленинский.

Город Ульяновск в соответствии с законом Ульяновской области является административным центром Ульяновской области. Общегородским праздником является День города, который отмечается 12 июня.

Преобразование муниципального образования «город Ульяновск», изменение границ муниципального образования «город Ульяновск» осуществляется законом Ульяновской области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Ульяновской области, федеральных органов государственной власти в порядке, установленном федеральным законодательством.

              Муниципальное образование «город Ульяновск» имеет официальные символы: герб, флаг и гимн. Порядок официального использования официальных символов муниципального образования «город Ульяновск» устанавливается нормативными правовыми актами Ульяновской Городской Думы.

 

 

              3.2 Полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск»

              В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления  города Ульяновска обладают следующими полномочиями:

1) принятие Устава муниципального образования «город Ульяновск» и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования «город Ульяновск»;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

6) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, Главы города, голосования по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования «город Ульяновск»;

Информация о работе Муниципальные образования: признаки, виды, характеристика