Конституционно правовой статус органов местного самоуправления РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:12, курсовая работа

Описание

Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различ¬ные подходы к его исследованию.
Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:
а) основы конституционного строя;
б) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
в) формы народовластия

Содержание

Ведение
Глава 1. Понятие местного самоуправления
1.1 Местное самоуправление как основа конституционного строя
1.2 Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
1.3 Местное самоуправление - форма народовластия
Глава 2. Принципы местного самоуправления.
Глава 3. Система местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
3.1 Местный референдум
3.2 Муниципальные выборы
3.3 Собрания, сходы, конференции граждан
3.4 Территориальное общественное самоуправление
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

     Гражданам гарантируется возможность получения  полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Большую роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации.7

  1. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления

  Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения принимает в коллегиальном порядке. Уставы муниципальных образований закрепляют организационно-правовые гарантии коллегиальности принятия данными органами своих решений: это прежде всего требования кворума, необходимого для работы представительного органа, а также кворума, необходимого для принятия решения. Принцип коллегиальности работы представительного органа проявляется и на стадии подготовки проектов решений (привлечение представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом, и т.д. Принцип коллегиальности предполагает также создание необходимых условий депутатам представительного органа для их активного и конструктивного участия в подготовке и принятии решений: депутаты должны иметь возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно высказывать свое мнение, а также предложения, замечания по обсуждаемому представительным органом вопросу.

  Принцип единоначалия, на основе которого может  быть построена деятельность органов управления в системе местного самоуправления, допускает возможность использования и коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам управления местной жизнью. Так, практика местного самоуправления показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при главе местной администрации в составе руководителей структурных подразделений местной администрации или ином составе и выполняет совещательные функции.

  1. Государственная гарантия местного самоуправления

  Осуществление рассматриваемого принципа означает  создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации, законодательство о местном самоуправлении обеспечивают судебную защиту прав местного самоуправления, устанавливают запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантируемых Конституций Российской Федерации и федеральными законами.

  Статья 132 Конституции Российской Федерации предусматривает материально-финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться законом, а статья 133 - компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

  Конституция Российской Федерации признает и  защищает равным образом муниципальную  собственность наряду с частной, государственной и иными формами  собственности (ст. 8).

  Государство устанавливает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Ответственность наступает в соответствии с законом.

  Статья 9 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. определяет более широкие задачи государственной поддержки местного самоуправления: создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 .Система местного самоуправления.

Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия  населения в осуществлении  местного самоуправления. 

      Совокупность  организационных форм осуществления  местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.

  Закон об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации закрепляет несколько групп организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в Российской Федерации.

  Первая  из них включает формы  непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления осуществляется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление. Она играет особую роль в его реализации.

  Эта роль определяется тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и ряда других обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления - его органов. Имея это в вид, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга.

  Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется также и тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

  Другую  группу организационных  форм местного самоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

  Органы  местного самоуправления выступают  одной из основ демократической  системы управления обществом, позволяющей  демократизировать аппарат управления и решать местные вопросы с гораздо большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления; обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики; оптимально сочетать интересы и права человека и интересы регионов и государства в целом8

  Отдельную группу составляют организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. Многочисленные, разнообразные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления служат массовой опорой местного самоуправления, укрепляют его связи с населением. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения, питаемая устойчивыми интересами различных общественных групп. Они трансформируют эти интересы и традиции в активное гражданское поведение, практическую работу.

     3.1 Местный референдум

          Местный референдум - это голосование граждан, проживающих  на территории муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения. Референдум является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан.

    В части 10 статьи 22 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется, что гарантии права граждан на участие в  местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом субъекта Российской Федерации.

    Решение о назначении местного референдума  принимается представительным органом  муниципального образования по инициативе:

    1) граждан Российской Федерации,  имеющих право на участие в  местном референдуме;

    2) избирательных объединений, иных  общественных объединений, уставы  которых предусматривают участие в выборах и референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

    3) представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

    Необоснованный  отказ представительного органа местного самоуправления в проведении местного референдума может быть обжалован в судебном порядке и путем прокурорского надзора в соответствии с действующим законодательством. Решение о проведении местного референдума должно быть опубликовано в средствах массовой информации либо обнародовано иными способами в пятидневный срок.

    Если  на территории муниципального образования  выборный орган местного самоуправления не сформирован, то местный референдум может назначаться главой муниципального образования, главой администрации  города, района по инициативе граждан.9

    В местном референдуме принимают участие все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом. Не могут участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу. В местном референдуме могут принимать участие иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования при наличии международного договора.

    Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. На местный  референдум не могут быть вынесены вопросы:

    а) о досрочном прекращении или  продлении срока полномочий органов местного самоуправления, приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

    б) о персональном составе органов  местного самоуправления;

    в) об избрании депутатов и должностных  лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности  должностных лиц, а также о  даче согласия на их назначение на должность  и освобождение от должности;

    г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

    д) о принятии чрезвычайных и срочных  мер по обеспечению здоровья и  безопасности населения.

    Решения, принятые на местном референдуме  в пределах его компетенции, вступают в силу на следующий день после его официального опубликования (обнародования), если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме. Решения местного референдума имеют обязательный характер на территории соответствующего муниципального образования. Эти решения не нуждаются в утверждении органами государственной власти, их должностными лицами, органами местного самоуправления.

3.2Муниципальные выборы

    Муниципальные выборы - это выборы депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Правовую  основу проведения муниципальных выборов  составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", другие федеральные законы, конституции, уставы, законы субъектов Федерации и уставы муниципальных образований.

Информация о работе Конституционно правовой статус органов местного самоуправления РФ