Конкурентоспособность территории. Конкурентные преимущества территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 20:46, контрольная работа

Описание

Современное региональное социально-экономическое развитие проходит в условиях усиливающейся конкуренции регионов за создание благоприятных условий ведения бизнеса и повышения качества жизни населения. Одной из важных проблем современной России является значительная дифференциация темпов экономического развития российских регионов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………. 3

1.Формирование конкурентоспособности региона ………………………….. 4
Конкурентоспособность региона как экономическое явление …… 4
1.2 Концепция М. Портера в оценке конкурентоспособности региона..4

2. Концепция формирования конкурентоспособности региона …………….. 7

2.1 Конкуренция и конкурентоспособность регионов ………………... 7
2.2 Естественные и искусственные конкурентные преимущества …… 9
2.3 Взгляд на специализацию приграничных регионов Северо-Запада
России …………………………………………………………………….12
2.4 Повышение конкурентоспособности приграничного региона ……16

Заключения ……………………………………………………………….18

Список использованной литературы ……………………………………19

Работа состоит из  1 файл

Контрол Управления развития территорий.docx

— 79.68 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮГОРСКИЙ государственный  университет» 
 

ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА И  ЭКОНОМИКИ 
 

кафедра МЕНЕДЖМЕНТА 

Контрольная работа

по дисциплине

«Управление развитием территорий»

Вариант № 21   Конкурентоспособностьтерритории.                                        Конкурентные преимущества территории 
 

                  Выполнил:

                  студент 2 курса 

                  заочного  отделения 

                  группы  ЗУ-4790

                  Карпекин А.С. 

                  Проверил:

                  Старший преподаватель 

                  Бессонова Т.Н. 
                   

Ханты-Мансийск 2011  
 

     Оглавление 
 

    Введение          ……………………………………………………………. 3

1.Формирование конкурентоспособности региона  ………………………….. 4

    1. Конкурентоспособность региона как экономическое явление …… 4

           1.2 Концепция М. Портера в оценке  конкурентоспособности региона..4                

2. Концепция формирования конкурентоспособности региона  …………….. 7

     2.1 Конкуренция и конкурентоспособность регионов  ………………... 7

     2.2 Естественные и искусственные  конкурентные преимущества  …… 9

     2.3 Взгляд на специализацию приграничных регионов Северо-Запада

     России   …………………………………………………………………….12

           2.4 Повышение конкурентоспособности приграничного региона  ……16

           Заключения  ……………………………………………………………….18

     Список использованной литературы   ……………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Современное региональное социально-экономическое  развитие проходит в условиях усиливающейся  конкуренции регионов за создание благоприятных  условий ведения бизнеса и  повышения качества жизни населения. Одной из важных проблем современной  России является значительная дифференциация темпов экономического развития российских регионов. Рыночные условия изменили и понимание региональной политики, проводимой федеральным центром  и самими регионами.

     Конечная  цель любой экономической системы  – повышение уровня и качества жизни населения. В связи с  этим возрастает значение не только экономико-социальных факторов, но и конкурентные аспекты  регионов. В условиях нестабильного  экономического развития, которое осложняется  последствиями мирового финансового  кризиса, именно конкурентоспособность  становится решающим фактором, который  способен обеспечить инновационное  развитие России в целом и стратегическое развитие регионов.

     Оценка  конкурентоспособности региона  представляет собой важную исходную базу для региональных властей, которые  призваны обеспечивать поддержку и  наращивание конкурентных преимуществ своей территории. Усиление конкуренции между территориями приобретает все большую значимость, становясь ведущим принципом, определяющим будущую территориальную систему в России, Европе и мире.

     В связи с этим важно не только обозначить факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности  экономики регионов, но и определить возможности использования механизмов, воздействующих на эти факторы, в  целях повышения конкурентоспособности  экономики регионов.

     Рассмотрим  особенности формирования конкурентоспособности  региона на примере Республики Карелия.

     1. Формирование конкурентоспособности  региона

     1.1 Конкурентоспособность региона как экономическое явление

     Конкурентоспособность региона – это обусловленное  экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

     Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы  в базовые и обеспечивающие (или  глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона.  К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

     Под конкурентоспособностью региона понимается прежде всего наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.

     1.2 Концепция М. Портера  в оценке конкурентоспособности  региона

     Базовый подход к оценке конкурентоспособности  региона можно сформулировать на основе концепции конкурентоспособности  страны, предложенной М. Портером. Она  включает два аспекта оценки конкурентоспособности: факторный и результатный. Факторную  оценку конкурентоспособности можно построить на основе детерминант регионального ромба. Конкурентоспособность региона – это продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая интегрируется в величине и динамике валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (и/или одного работающего), а также выражается другими показателями. Вследствие большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов.

     Для оценки факторов формирования конкурентной способности региона в целом  и возможности воздействия региональных органов власти на ее составляющие целесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М. Портером. Роль региона в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «региональный ромб»: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития.

     Согласно  концепции М. Портера, развитие конкурентоспособности (как и страны в целом) происходит по следующим четырем стадиям: конкуренция  на основе факторов производства; конкуренция  на основе инвестиций; конкуренция  на основе нововведений; конкуренция  на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя  стадия – застой и спад. Конкурентное преимущество региона обеспечивается:

     на  первой стадии – благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей  силе (обеспечивается одним детерминантом);

     на  второй стадии – на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);

     на третей стадии – за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;

     на  четвертой стадии – за счет уже  созданного богатства и опирается  на все детерминанты, которые используются не полностью.

     В целом для анализа конкурентоспособности  экономики регионов могут быть использованы два основных подхода. Первый подход заключается в том, что конкурентоспособность  экономики регионов рассматривает  как предоставление регионами различных  условий для размещения на своей  территории хозяйствующих субъектов (такую конкурентоспособность регионов можно определить как «борьбу  за производителя»). Конкурентоспособность  регионов одного и того же уровня административно-территориальной  иерархии при их сопоставлении между  собой означает, что они конкурируют  в предоставлении основных условии  организации хозяйственной деятельности. Ориентируясь на данные условия, которые  носят объективный (природные ресурсы) либо субъективный (институциональные  факторы) характер, субъекты хозяйственной  деятельности при прочих равных условиях выбирают регион с наиболее благоприятным  их сочетанием. Второй подход, к определению  конкурентоспособности экономики  регионов состоит в том, что регионы  предоставляют различные условия  для проживания и социально-экономической  деятельности на их территории населению (условно этот вид конкурентоспособности  можно определить как «борьбу  за жителя»). Очевидно, что при прочих равных условиях, выбирая регион своего проживания, население будет оценивать  такое сочетание климатических, экономических (трудовая деятельность) и социальных показателей, которые  делают их пребывание на месте постоянного жительства наиболее комфортным. Экономические и социальные условия характеризуются несколькими показателями: абсолютный и относительный размер оплаты труда; величина социальных трансфертов для нетрудоспособных граждан; уровень развития социальной инфраструктуры. Таким образом, под абсолютной конкурентоспособностью экономики региона следует понимать совокупность физико-географических и социально-экономических его характеристик, которые создают условия для формирования на его территории экономических структур и структур расселения. Относительная конкурентоспособность экономики региона определяется в ранжированном ряду всех регионов того же уровня административно-территориальной иерархии страны.

      2. Концепция формирования конкурентоспособности региона

     2.1 Конкуренция и конкурентоспособность регионов

     Процессы  глобализации и экономической интеграции приводят к формированию геоэкономического пространства. А потому региональное развитие определяется способностью встраиваться в глобальные системы производственных отношений и обмена.

     Каждый  регион обладает факторами производства, уникальное сочетание которых определяет его международную специализацию и конкурентоспособность. Однако эффективность их использования зависит от того, найдет ли регион свое место в этой системе. Основой геоэкономический отношений является международное разделение труда. Используя уникальное сочетание факторов производства и выгод географического положения, регионы создают предпосылки для развития специализированных производств и функций, наращивая свои конкурентные преимущества.

     Каждый  регион стремится занять выгодное положение  в системе глобального обмена, привлечь на свою территорию ресурсы. Поэтому на первый план выходит  понятие конкуренции регионов, проявляющейся в привлечении инвестиций и капитала, трудовых ресурсов, технологий, в обеспечении доступа к внешним сырьевым ресурсам. В конкурентной борьбе выигрывают регионы, которым удалось создать уникальные условия, привлекательные для внешних контрагентов – конкурентные преимущества. Для повышения и поддержки конкурентоспособности приоритетными являются стратегия создания конкурентных преимуществ и стратегия их удержания.

     Реализация  стратегии создания конкурентных преимуществ  направлена на формирование в регионе  особых условий и среды, выгодных для проживания и ведения бизнеса. Реализация стратегии удержания  конкурентных преимуществ предполагает реализацию мероприятий по поддержанию созданных условий. Одно из направлений обеспечения конкурентных преимуществ – это формирование и поддержка благоприятного регионального имиджа (бренда). Под региональным брендом рассматривается уникальный образ территории, создаваемый в представлении потенциальных клиентских групп. В качестве таких клиентских групп выступают внешний бизнес, институциональные инвесторы и банки, мигранты, туристы. Уникальность бренда может достигаться за счет использования стратегии дифференциации, предполагающей развитие и усиление региональных черт, отличных от конкурентов.

Информация о работе Конкурентоспособность территории. Конкурентные преимущества территории