Компетенция органов местного самоуправления в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:03, реферат

Описание

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но и гарантируется органами власти Федерации и ее субъектов, причем гарантии местного самоуправления могут быть общеполитические, морально - этические, а также более конкретные - экономические, юридические, организационные и др.
В соответствии с нормативно-правовыми актами, органы местного самоуправления наделяются рядом полномочий в различных сферах жизнедеятельности населения.
В данной работе в общем виде будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия полномочий местного самоуправления и формы их реализации, а также полномочия органов местного самоуправления в области строительства.

Содержание

Введение
1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
2. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

МЕСТ САМУПР В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.doc

— 57.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации

2. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Согласно Конституции  Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Будучи существенным выражением народовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

В Российской Федерации  местное самоуправление не только признается, но и гарантируется органами власти Федерации и ее субъектов, причем гарантии местного самоуправления могут быть общеполитические, морально - этические, а также более конкретные - экономические, юридические, организационные и др.

В соответствии с нормативно-правовыми актами, органы местного самоуправления наделяются рядом  полномочий в различных сферах жизнедеятельности населения.

В данной работе в общем виде будут рассмотрены  вопросы, касающиеся понятия полномочий местного самоуправления и формы  их реализации, а также полномочия органов местного самоуправления в  области строительства.

 

 

 

1. Понятие полномочий  местного самоуправления и формы  их реализации

 

В соответствии с Основным Законом, государство  признаёт за органами местного самоуправления определенную совокупность полномочий, необходимую для решения вопросов местного значения, реализации задач и функций местного самоуправления.

Толковый словарь  русского языка определяет полномочие – как официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел. Юридическая наука использует данный термин для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица.

Полномочия  местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными  органами местного самоуправления права  и обязанности, необходимые для  осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований

Полномочия  местного самоуправления, во-первых, реализуются  непосредственно населением муниципальных  образований. Населению муниципального образования принадлежит исключительное право избирать представительные органы местного самоуправления, право выражать свою волю на местном референдуме, решая вопросы местного значения, право определять структуру органов местного самоуправления, а также ряд других прав. Во-вторых, реализуются полномочия местного самоуправления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Полномочия  выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления определяются, в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований, а также иными нормативно-правовыми актами муниципальных образований (например, регламентом представительного органа местного самоуправления и др.). Большинство полномочий местного самоуправления реализуется органами и должностными лицами.

Полномочия  местного самоуправления определяют пределы  самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью.

Конституция РФ (ст. 130) устанавливает, что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления.

Статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., № 131 – ФЗ определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Сфера строительства лежит в пределах границ вопросов местного значения (ст. 14) и является одним из вопросов органов местного самоуправления, в частности, условно, данные полномочия в области строительства, возможно отнести к собственным полномочиям органов местного самоуправления.

2. Полномочия  органов местного самоуправления  в области строительства

 

Деятельность органов  местного самоуправления в области  строительства направлена на обеспечение  благоприятных условий жизнедеятельности человека, эффективного формирования системы расселения и размещения производственных сил, рациональной планировки, застройки и благоустройства городских, сельских поселений и других муниципальных образований, развития производственной и социальной инфраструктур.

Правовое регулирование  деятельности органов местного самоуправления в данной сфере осуществляется Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом  Российской Федерации «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14 июля 1992 г., Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1993 г., а также другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Объектами деятельности органов  местного самоуправления в сфере  строительства является территория муниципального образования (района, города, посёлка, станицы и т. д.), часть  территории муниципального образования (жилые районы, зоны, кварталы, участки застройки), а также системы инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций, парки, архитектурные комплексы, памятники истории и культуры и др.

Органы местного самоуправления в процессе осуществления своих  полномочий в области строительства  вступают во взаимоотношения с гражданами, организациями, предприятиями, юридическими лицами и иными субъектами, выступающими в качестве заказчиков, инвесторов, застройщиков, разработчиков градостроительной документации, исполнителей работ, а также взаимодействуют в этой сфере с государственными органами.

Органы местного самоуправления в области строительства осуществляют следующие основные функции:

ü разработку, утверждение и реализацию проектов на строительство с учётом планов и программ развития территории муниципального образования, прогнозов ресурсного потенциала территории и согласование их с государственными органами, осуществляющими функции контроля и надзора в этой области;

ü осуществление в пределах своей компетенции контроля в сфере строительства;

ü выдачу в установленных законом случаях разрешения на строительство на своей территории;

ü решение (или участие в решении) вопросов приёмки в эксплуатацию законченных строительством объектов;

ü осуществление прав заказчика в градостроительной деятельности;

Специфика муниципальных образований (района, города, посёлка и др.) отражается на полномочиях органов местного самоуправления в этой сфере, их структуре.

За исключением небольших  поселковых и сельских муниципальных  образований органы местного самоуправления имеют в своей структуре органы, ведающие вопросами архитектуры и строительства, которые возглавляют главные архитекторы.

Согласно Федеральному закону «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» кандидатуры  главного архитектора должна отбираться в установленном порядке на конкурсной основе из числа архитекторов, имеющих лицензии, и утверждаться соответствующим органом местного самоуправления. В городах и иных поселениях с населением менее 50 тысяч жителей (за исключением городов-курортов и исторических городов) и в иных муниципальных образованиях при отсутствии архитекторов, имеющих лицензии, должность главного архитектора может занимать лицо, имеющее высшее или среднее архитектурное образование (ст. 22).

Органы местного самоуправления районных (уездных) муниципальных  образований разрабатывают схемы  и проекты районной планировки. В  этой работе помимо районного архитектора  принимают участие по вопросам своей  компетенции комитет по земельным ресурсам и землеустройству, главный санитарный врач района, другие заинтересованные государственные службы и инспекции, а также территориальная проектная организация.

В районной планировки рассматриваются и разрешаются  основные вопросы размещения и развития объектов района. Она выступает в качестве связующего звена между социально-экономическим планированием развития территории и строительным планированием. Районная планировка определяет основы территориальной организации района, разрешает вопросы размещения и развития объектов социальной и производственной инфраструктуры района. При этом учитываются и предусматриваются перспективы развития линий энергопередач, сети газопроводов, организация транспортных и иных коммуникаций.

На основе схемы  и проекта районной планировки разрабатываются генеральные планы, проекты планировки и застройки отдельных населённых пунктов, входящих в состав районного муниципального образования.

К ведению городских  муниципальных образований относятся  вопросы разработки и утверждения следующих градостроительных документов:

v генерального плана города;

v проекта планировки пригородной зоны;

v проектов детальной планировки и застройки районов в городе, микрорайонов;

v проектов инженерных сооружений и благоустройства;

v правил застройки города.

Каждый вид  градостроительной документации имеет  свой порядок утверждения и согласования, проведения соответствующей экспертизы. Например, государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию  хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации осуществляется специальным уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Объектами государственной  экологической экспертизы являются все виды градостроительной документации, в том числе:

Ÿ схемы и проекты районной планировки;

Ÿ генеральные планы городов, других поселений и их систем;

Ÿ проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;

Ÿ генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также промышленных, рекреационных и других функциональных зон;

Ÿ проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

Ÿ проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений.

Утвержденная  градостроительная документация обязательна  для исполнения всеми участниками  градостроительной деятельности. Внесение в неё изменений осуществляется только с разрешения утвердившего её органа.

Генеральный план города, другого поселения – это  основной юридический документ, определяющий в интересах населения условия  проживания, направления и границы  территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство  территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.

Генеральные планы  городов разрабатываются обычно на расчётный срок в 25 – 30 лет. Весь комплекс мероприятий по разработке и согласованию с соответствующими государственными органами проекта  генерального плана и других проектов планировки и застройки осуществляет исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) и прежде всего отдел (управление) главного архитектора, который осуществляет руководство планировкой и застройкой.

 В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления:

Ÿ организуют за счёт собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения;

Ÿ утверждают проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счёт средств местного бюджета;

Ÿ выступают заказчиком на строительство муниципальных объектов;

Ÿ выдают разрешение на строительство на территории муниципального образования всех объектов производственного назначения.

В соответствии с Федеральным законом «Об  архитектурной детальности в  Российской Федерации» органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  определяют перечень объектов, для  строительства которых не требуется  разрешение.

Однако строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

По закону, разрешение на строительство выдаётся соответствующим  органом архитектуры и градостроительства. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обжалован заказчиком (застройщиком) в орган местного самоуправления и/ или в суд.

Лицо, виновное в строительстве без соответствующего разрешения, обязано за свой счёт осуществить  снос (полную разборку) самовольной застройки или привести земельный участок в первоначальное состояние.

К административной ответственности может быть и  привлечено и должностное лицо органа местного самоуправления за нарушение  порядка выдачи разрешения на строительство.

Граждане, юридические лица, имеющие намерение осуществить строительство объекта, для которого требуется разрешение на строительство, обязаны иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектором, имеющим лицензию на архитектурную деятельность. Архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства. Основанием для выдачи задания является решение органа местного самоуправления о проектировании в случае, если участок находится в муниципальной собственности.

Контроль в  области строительства осуществляется, прежде всего, инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора. Органы местного самоуправления обладают следующими контрольными полномочиями в этой сфере:

Ÿ приостановление строительства, осуществляемого с нарушением утвержденных проектов и правил застройки;

Ÿ участие в приёмке в эксплуатацию других законченных строительством объектов;

Ÿ утверждение актов о приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения.

Информация о работе Компетенция органов местного самоуправления в строительстве