Экономическая и финансовая основы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание

Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2
1. Понятие и структура экономической основы местного самоуправления. 4
2. Муниципальная собственность в экономической основе местного самоуправления 6
3. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности 13
4. Финансовая основа местного самоуправления 17
5. Местный бюджет 20
5.1. Доходная часть бюджета 24
5.2. Расходная часть бюджета 27
Заключение……………………………………………………………30
Список используемой литературы………………………...………...31

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.DOC

— 210.50 Кб (Скачать документ)


             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 7:

 

«Экономическая и финансовая основы местного самоуправления».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

г.Ростов-на-Дону

2011 год

Содержание

 

   Введение……………………………………………………………..2

 

1. Понятие и структура экономической основы местного самоуправления.

 

2. Муниципальная собственность в экономической основе местного самоуправления

 

3. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности

 

4. Финансовая основа местного самоуправления

 

5. Местный бюджет

 

5.1.  Доходная часть бюджета

 

5.2. Расходная часть бюджета

 

Заключение……………………………………………………………30

 

Список используемой литературы………………………...………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.

   Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства. В целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

   Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом.

   Финансово-экономические основы местного самоуправления составляют: а) муниципальная собственность; б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления; в) имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

   Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и структура экономической основы местного самоуправления.

 

    Определение экономической основы местного самоуправления сформулировано в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Согласно Федеральному закону, "экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований" (ст. 49)[1].

   Состояние финансово-экономической основы местного самоуправления во многом обусловлено состоянием экономики нашего общества, его финансов. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию экономических, финансовых и иных условий, необходимых для развития местного самоуправления.

   Европейская Хартия о местном самоуправлении закрепляет в ст. 9 следующие общие принципы организации финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления:             

1)     органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

2)     финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией или законом полномочиям;

3)     по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна формироваться из местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

4)     финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;

5)     защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов - неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

 

 

    Эти пять основных положений Европейской Хартии местного самоуправления можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять финансово-налоговую политику демократического государства, в том числе и России, применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

    Указанные выше принципы развития финансово-экономической основы местного самоуправления реализуются в РФ в рамках государственной экономической политики, региональной и местной экономической политики, которая направлена на создание условий эффективного развития всех регионов и территорий. В частности, органы государственной власти РФ в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 (ст.5 и 6):

1)   регулируют порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;

2)   передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми законодательно могут наделяться данные органы;

3) разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;

4) регулируют отношения между федеральным и местными бюджетами, между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;

5) обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

6) обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;

7)   компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ;

8)   участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы.

    На современном этапе развития региональной и национальной экономики местным органам власти все менее приходится рассчитывать на помощь сверху и все более ориентироваться на собственные силы, собственные инициативы и собственные ресурсы. Тем местным сообществам, которые смогут реализовать возможности использования потенциала собственной территории, открываются благоприятные перспективы социально-экономического развития.

  

 

 

 

 

 

 

2. Муниципальная собственность в экономической основе местного самоуправления

 

   Эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-вещественными ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления, которыми согласно ст.49 Федерального закона «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», как ранее уже отмечалось, являются: находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные прав муниципальных образований»[2].

   Принятие в 1991 г. Закона о местном самоуправлении в Российской Федерации, Закона о собственности и позднее Конституции РФ обеспечило официальное признание муниципальной собственности, её равноправного положения с государственной, частной и собственностью общественных организаций. Дальнейшее законодательное закрепление и развитие муниципальная собственность получила в федеральном законе «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятом в 1995 и 2003 гг.

   Законодательное выделение муниципальной собственности, было необходимо, хотя бы, по двум причинам.

   Во-первых, согласно названным выше законам, органы местного самоуправления получили статус равноправного субъекта правовых, экономических, социальных отношений наряду с государственными органами власти и управления, другими хозяйствующими субъектами, и, соответственно, должны выполнять возложенные на них полномочия и функции в рамках своих муниципальных образований, что невозможно представить без наличия муниципальной собственности.

   Во-вторых, в бывшем СССР понятие «муниципальная собственность» в хозяйственно-правовом аспекте отсутствовало, и на всех уровнях власти и управления, начиная от союзного и заканчивая местным, собственность была  представлена в одной форме – государственной или, как тогда называли, общенародной.

   Однако выделение муниципальной собственности из государственной не должно приводить к их противопоставлению. Не только их правовая природа, но и социально-экономическое назначение в основном схожи: «различия лишь в масштабах: уровень всего государства – в одном случае, местного самоуправления – в другом»[3].

   Акцентируя внимание на правовом и социально-экономическом назначении муниципальной собственности можно сказать, что наличие муниципальной собственности позволяет муниципальным органам власти и управления:

– выступать в качестве полноправных, самостоятельных субъектов управления;

- обеспечивать благоприятные условия для развития частного сектора: муниципальные органы власти и управления берут на себя не выгодные, но обязательные в рамках муниципального образования функции хозяйствования;

- муниципальная собственность гарантирует функционирование некоммерческой социальной сферы;

- реализуя право собственности, муниципальные органы власти и управления формируют и развивают экономические связи с федеральными и региональными органами власти и управления, с хозяйствующими субъектами и т.д.[4]

   Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Она представляет собой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью.

   Муниципальную собственность, согласно законодательству РФ составляют средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

     В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским, а также другим муниципальным образованиям[5].

    Органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц — муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления за закрепленным за ними имуществом. Частью этого имущества – денежными средствами - они будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника — муниципального образования — они получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну. Именно имущество казны, в первую очередь, средства соответствующего бюджета, составляют базу имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим долгам.

    Согласно ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к муниципальному имуществу относится:

Информация о работе Экономическая и финансовая основы местного самоуправления