Избирательные системы на муниципальных выборах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование избирательной системы на муниципальных выборах, выявление эффективности, а также сильных и слабых сторон различных избирательных систем.
Исходя из цели, мною были определены основные задачи работы:
1. дать характеристику понятия избирательная система и изучить виды избирательных систем;
2. исследовать механизм действия муниципальных избирательных систем;
3. провести исследование нормативно правовой базы по выбранной теме.

Содержание

I Введение………………………………………………………………….. …….. 2
II Избирательные системы в РФ.
1. Понятие избирательной системы…………………………………………... 3
2. Виды избирательных систем………………………………………...... …… 5
III Избирательные системы на муниципальных выборах.
1. Местное самоуправление и муниципальные избирательные системы….. 9
IV Заключение…………………………………………………………………….. 15
V Список использованной литературы………………………………………. 16

Работа состоит из  1 файл

курсовая2к.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

— правовых форм участия населения в осуществлении  местного самоуправления (закрепляются новые формы такого участия: публичные слушания и др.);

— порядка и  принципов наделения органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиям (рассматриваемый Закон достаточно подробно регулирует данные вопросы, определяя конкретные механизмы реализации конституционных положений о возможности делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий);

— пределов и  форм правотворческой деятельности муниципальных образований (указанный Закон содержит специальную главу, посвященную муниципальным правовым актам).6

Следует также учитывать, что рассматриваемый Закон расширяет полномочия федеральных органов государственной власти в сфере правового регулирования местного самоуправления, а также полномочия муниципальных образований, жестко ограничивая пределы правового регулирования местного самоуправления субъектами РФ, чтобы не допускать произвольного вторжения региональных органов власти в компетенцию муниципальных образований. В связи с этим значительная часть вопросов, которые ранее решались субъектами РФ, отнесена к компетенции федеральных органов власти, а в ряде случаев — к компетенции муниципальных образований.

Я думаю, что  в местном самоуправлении необходимо также решить вопросы, связанные с развитием гражданского общества, системы различных форм самоорганизации и самодеятельности населения. Ибо в тесном взаимодействии с ними местное самоуправление может осуществлять свое социальное предназначение: эффективно решать вопросы местного значения, представлять и защищать интересы территориальных самоуправляемых коллективов, развивать различные социальные структуры самоорганизации населения, гражданские инициативы.

Понятие «муниципальная избирательная система» тесно связано  с термином «местное самоуправление». Местное самоуправление в Российской Федерации характеризуется наличием ряда специфических признаков, в числе которых и осуществление муниципальной власти через выборные органы. Муниципальные избирательные системы призваны обеспечить демократизм местных выборов и легитимность местной власти.

Организация российских избирательных систем муниципального уровня регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; о выборах представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, уставами муниципальных образований.

С учетом анализа  положений избирательного и муниципального законодательства муниципальную избирательную систему следует определять, как совокупность средств и мер, создаваемых и используемых государством для организации публичной власти на местном уровне.

Основными субъектами муниципальной избирательной системы, влияющими на процесс и исход выборов, являются: граждане, кандидаты, политические партии, избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, представительные органы местного самоуправления, избирательные комиссии.7

Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство не содержат никаких ограничений  в использовании вида избирательной системы при проведении муниципальных выборов. Допускается и признается правомерной организация всех видов выборов на основе и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем, а также смешанных ее форм.

Как показывает практика, наиболее часто встречающимися недостатками региональных законов является отсутствие вариативности видов избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы муниципальных образований. Преобладает мажоритарная избирательная система, которая используется в одномандатных избирательных округах. Это объясняется, по-видимому, следующими причинами: использование этой системы позволяет персонифицировать выборы, обеспечить возможность участия в выборах независимых кандидатов, что существенно в связи с неразвитостью нашей многопартийности (особенно на муниципальном уровне), стимулировать объединение избирателей вокруг определенных кандидатов, что важно в условиях множественности и конфликтности социальных интересов.

С учетом указанного Федеральный закон об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ предполагает возможность использования при проведении выборов депутатов представительных органов как мажоритарной избирательной системы (по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам), так и пропорциональной избирательной системы (по единому избирательному округу). Не исключается данным Законом и возможность применения на муниципальных выборах смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательной системы.

Закон об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003г. устанавливает, что законом субъекта РФ определяются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Конкретная избирательная система, используемая при проведении муниципальных выборов в муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования. При этом законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой указанный Закон понимает условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов (ст. 23).

Муниципальные образования, как правило, применяют  на выборах мажоритарную избирательную систему. Пропорциональная избирательная система используется лишь в отдельных муниципальных образованиях. 8

          Например, в Саратовской области выборы депутатов Саратовской городской думы осуществляются на основании  Закона Саратовской области от 31 октября 2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» (в редакции от 26 ноября 2010 года № 203-ЗСО).

Срок полномочий депутатов 5 лет . Решение о назначении выборов должно быть принято соответствующим  представительным органом не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через 5 дней со дня его принятия

Выборы осуществляются на основании Смешанной избирательной системы: 21 депутат избирается на основе пропорциональной избирательной системы по единому избирательному округу муниципального образования пропорционально числу голосов, поданных за муниципальные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, 20 депутатов избирается на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам. Муниципальный список кандидатов состоит из общемуниципальной части и муниципальных частей. В состав общемуниципальной части могут входить не более 3 кандидатов. Количество муниципальных частей муниципального списка кандидатов должно соответствовать количеству одномандатных избирательных округов. Общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением по единому избирательному округу не может превышать более чем в 3 раза количество мандатов, распределяемых по единому избирательному округу между муниципальными списками кандидатов. Каждому муниципальному списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата.

 Я считаю, что муниципальные избирательные системы имеют немало особенностей, которые необходимо изучать и анализировать, в том числе для совершенствования действующего законодательства о выборах и об организации местного самоуправления.

 

Заключение

В отечественной  науке вопрос о понятии избирательной системы является дискуссионным. Наиболее распространенными избирательными системами являются мажоритарная и пропорциональная, а также смешанная избирательные системы. Муниципальная избирательная система - совокупность средств и мер, создаваемых и используемых государством для организации публичной власти на местном уровне.

В демократическом  обществе и государстве важнейшее  значение имеет выборный путь реализации народовластия. Выборы - способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования.

Федеральное избирательное  законодательство, основываясь на международных избирательных стандартах, закрепляет фундаментальные принципы организации и проведения выборов, призванные обеспечить их демократический, свободный и периодический характер в Российской Федерации:

    • Всеобщее избирательное право
    • Принцип равного избирательного права
    • Принцип прямого голосования на муниципальных выборах
    • Принцип тайного голосования
    • Открытость и гласность муниципальных выборов

Правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется на всех уровнях публичной власти в государстве: федеральном, субъектов Федерации и муниципальном. На мой взгляд, большее внимание при совершенствовании избирательного законодательства регулирующего муниципальные выборы следует уделить федеральному и муниципальному законодательству. Я считаю, что именно эти уровни власти имеют наибольшее значение при рассмотрении данной проблемы, так как законы субъектов Федерации нередко просто дублируют положения, которые уже урегулированы на федеральном уровне.

Список использованной литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» "Российская газета", № 237, 25.12.1993.
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  4. Областной закон «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Ростовской области» от 24 сентября 2003г. № 21 – ЗС
  5. Закон Саратовской области от 31 октября 2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» (в редакции от 26 ноября 2010 года № 203-ЗСО).
  6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М. Норма, 2004.
  7. Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 1999.
  8. Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // «Конституционное и муниципальное право», 2008, № 5.
  9. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2005.
  10. Постников А.Е. Избирательное законодательство: необходимо четкое разделение полномочий между различными уровнями власти при проведении выборов //Журнал российского права. 2002. № 5.
  11. Зиновьев А.В., Поляшова И. С. Избирательная система России (теория, практика и перспективы). СПб.: Юридический центр Пресс, 2003

1 Зиновьев А.В., Поляшова И. С. Избирательная система России (теория, практика и перспективы). СПб,. 2003.С.56.

2 «Конституция Российской Федерации» "Российская газета", № 237, 25.12.1993.С.21.

3 Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // «Конституционное и муниципальное право», 2008.С.152.

4 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник.2005. М.,С.213.

5 Постников А.Е. Избирательное законодательство: необходимо четкое разделение полномочий между различными уровнями власти при проведении выборов //Журнал российского права. 2002.С.35.

6 Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // «Конституционное и муниципальное право», 2008. С.332.

7 Зиновьев А.В., Поляшова И. С. Избирательная система России (теория, практика и перспективы).2003 СПб.,С.59.

8 Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 199.С.173.

 


Информация о работе Избирательные системы на муниципальных выборах