Источники муниципального права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:33, контрольная работа

Описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что правовое положение местного самоуправления как самостоятельной формы в механизме осуществления народовластия обусловило необходимость полного охвата всех сторон его организации и деятельности единой отраслью научных знаний. Такой отраслью является наука муниципального права. Целостный характер этой отрасли знаний определяется единством ее объекта – местного самоуправления.

Работа состоит из  1 файл

муниципальное.docx

— 26.18 Кб (Скачать документ)

     Введение 

     Тема  данной контрольной работы: «Источники муниципального права РФ». Актуальность данной темы обусловлена тем, что  правовое положение местного самоуправления как самостоятельной формы в  механизме осуществления народовластия  обусловило необходимость полного  охвата всех сторон его организации  и деятельности единой отраслью научных  знаний. Такой отраслью является наука  муниципального права. Целостный характер этой отрасли знаний определяется единством  ее объекта – местного самоуправления.

     Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные на регулирование  муниципальных отношений.

     В работе рассмотрены различные группы источников муниципального права с  учетом различных уровней правового  регулирования муниципальных отношений. 
 

 

      1. Источники муниципального  права РФ 

     Источник  права можно определить как форму  выражения правовой нормы. Источником муниципального права являются акты, содержащие муниципально-правовые нормы.

     Все источники муниципального права  как отрасли права можно разделить  на четыре большие группы:

     1. Общепризнанные принципы  и нормы международного  права и международные  договоры Российской  Федерации по вопросам организации местного самоуправления.

     Данные  акты стали источниками российского  права только после принятия Конституции  Российской Федерации 1993 г. Статья 15 Конституции России впервые в истории отечественного конституционного законодательства устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем международным договором, то применяются правила международного договора. Из этих положений следует, что в данных международно-правовых актах содержатся нормы, являющиеся составной частью внутригосударственного права.

     Если  взглянуть на систему местного самоуправления, то пожалуй важнейшим международно-правовым актом по вопросам местного самоуправления будет Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года по инициативе Постоянной Конференции местных и региональных органов власти в Европе. Хартия состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле местное самоуправление объявляется в качестве одной из основ конституционного строя любого демократического государства, а его развитие представляется как вклад в построение единой Европы, основанной на принципах демократии и права.

     Первая  часть Хартии посвящена законодательному закреплению основ местного самоуправления. В этой главе закрепляются гарантии самостоятельности и защиты местного самоуправления, порядок реализации органами местного самоуправления своих полномочий, источники финансирования местного самоуправления, вопросы судебной защиты прав местного самоуправления. Во второй главе Хартии устанавливаются обязательства государств, ее подписавших. Государство обязуется соблюдать не менее двадцати пунктов первой части Хартии. Часть III Хартии устанавливает порядок подписания, ратификация и вступления в силу Хартии.

     Для решения международно-правовых проблем  развития местного самоуправления в  Европе создан Конгресс местных и  региональных органов, который входит в структуру органов Совета Европы. Конгресс состоит из двух палат: Палаты местных органов власти и Палаты регионов. Заседания Конгресса проводятся один раз в год во Дворце Европы в Страсбурге. Конгресс является совещательным органом, а его решения носят рекомендательный характер. Российская Федерация является членом Совета Европы с 1996 г. и с этого же времени принимает участие в работе Конгресса местных и региональных органов власти Европы. 

     2. Вторую группу  источников муниципального  права составляют  федеральные нормативно-правовые акты. 

     Конституция Российской Федерации содержит начала всех правовых актов и закрепляет в гл. 8 «Местное самоуправление» наиболее важные принципиальные положения, определяющие основные цели и задачи местного самоуправления; роль местного самоуправления в механизме осуществления народовластия; основы деятельности населения по решению задач местного значения.

     Конституционные нормы обладают верховенством и  высшей юридической силой в отношении  всех иных законодательных актов. При  этом Конституция Российской Федерации  не только представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения, но и  является «императивом, стоящим над  государством и законом и защищающим «справедливый порядок государства…».

     Закрепленное  в Конституции Российской Федерации  положение о высшей юридической силе и прямом действии основного закона Российского государства означает, что все конституционные нормы, в том числе и по вопросам организации местного самоуправления, имеют верховенство над законами и подзаконными актами.

     Местное самоуправление осуществляется также  в соответствии с федеральными законами.

     Важнейшим источником муниципального права, правовой основой для развития законодательства субъектов Российской Федерации  о местном самоуправлении является закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый Государственной Думой от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Данный закон определяет:

  • общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации;
  • организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления;
  • правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления;
  • основные полномочия органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

     Во  многом положения данного Закона обращены в будущее, поскольку в  соответствии с ними только начинает формироваться система законодательства Российской Федерации и ее субъектов  по вопросам местного самоуправления, происходит создание местных органов самоуправления, осуществляется поиск наиболее эффективных форм и методов реализации местного самоуправления. Для решения указанных задач и правовой регламентации наиболее принципиальных, важных вопросов организации местного самоуправления на переходный период в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплена глава «Заключительные и переходные положения», в которой приводятся следующие основные положения:

  • предусматривается возможность временного правового регулирования отдельных вопросов местного самоуправления уставами муниципальных образований до принятия законов субъектов Российской Федерации;
  • главе муниципального образования предоставляется право назначения местного референдума, в случае если в муниципальном образовании не сформирован представительный орган местного самоуправления;
  • Правительству Российской Федерации предлагается не позднее четырнадцати месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона разработать и представить на рассмотрение Государственной Думы проекты соответствующих федеральных законов и законодательных актов, а выборы представительного органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления провести не позднее шестнадцати месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

     Местное самоуправление осуществляется также  в соответствии с другими федеральными законами. 
 
 

     3. К третьей группе  источников муниципального  права относятся  нормативные акты, принимаемые органами  государственной  власти субъектов  Российской Федерации.  

     Это конституции республик, уставы других субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации  по вопросам местного самоуправления, акты президентов республик, глав администраций  других субъектов Российской Федерации, постановления Законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     В докладе на Всероссийском совещании  с представителями органов местного самоуправления Председатель Совета Министров  Российской Федерации B.C. Черномырдин наметил круг первоочередных законов, которые необходимо разработать и принять органам государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления. В числе таких нормативно-правовых актов, закон об административно-территориальном устройстве; закон о местном самоуправлении; законы о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; о местном референдуме; о муниципальной службе; о порядке регистрации уставов о местном самоуправлении муниципальных образований; закон о порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления.

     В соответствии со ст. 7, п. 2 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принимаемые субъектами Российской Федерации нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления должны находиться в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. 

     4. Четвертую группу  источников муниципального  права составляют:

     Нормативно-правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

     Важнейшим такого рода актом является устав  муниципального образования, который  разрабатывается муниципальным  образованием самостоятельно и принимается  либо представительным органом местного самоуправления, либо населением непосредственно. Устав муниципального образования  принимается в обязательном порядке  и подлежит государственной регистрации: Он должен соответствовать Конституции  Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъектов  Российской Федерации. В случае противоречия положений устава муниципального образования  положениям указанных нормативно-правовых актов в его регистрации может  быть отказано. Устав муниципального образования вступает в силу только после его официального опубликования (обнародования).

     Помимо  уставов органы и должностные  лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) и  другие правовые акты. Согласно ст. 44, п. 1 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые по вопросам местного значения органами местного самоуправления, являются обязательными для исполнения на территории муниципального образования всеми предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, гражданами, общественными объединениями.

     Неисполнение  или ненадлежащее исполнение решений  органов и должностных лиц  местного самоуправления влечет ответственность  в соответствии с законом. В этом Законе определено, что наименования и виды правовых актов, принимаемых (издаваемых) органами и должностными лицами местного самоуправления определяются в уставе муниципального образования в соответствии с законами Российской Федерации. Эти правовые акты не должны противоречить законам, имеющим верховенство в системе правовых актов государства.

     В зависимости от своих юридических  свойств, правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления подразделяются на нормативные акты, т.е. содержащие общие правила поведения и индивидуальные акты.

     Правовые  акты представительных органов местного самоуправления именуются решениями. Порядок их принятия и вступления в силу устанавливаются в уставе муниципального образования. В этих актах традиционно определятся  кворумы для принятия решений  и для преодоления «вето» главы  муниципального образования.

     Руководитель  исполнительного органа местного самоуправления (глава администрации), а также  глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена  в уставе муниципального образования) в пределах своих полномочий издают постановления и распоряжения.

     В форме постановления издаются акты, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина, а также связанные с решением крупных вопросов экономического и  социального развития, охраны общественного  порядка, использованием муниципальной  собственности и финансовых ресурсов.

     Правовые  акты иных органов и должностных  лиц местного самоуправления определяются, как правило, соответствующими положениями  об этих органах. Обычно руководители структурных подразделений исполнительного  органа местного самоуправления (администрации) издают по вопросам своего ведения  приказы.

Информация о работе Источники муниципального права РФ