Информационные технологии в муниципальном управлении – проблемы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 03:04, дипломная работа

Описание

Цель: анализ ситуации и выявление проблем в сфере информатизации муниципального управления в Пермском крае.
Задачи: 1. Анализ содержания федеральной целевой программы «Электронная Россия»;
2. анализ региональных программ и концепций информатизации государственного и муниципального управления;
3. анализ текущего состояния информатизации и уровня применения информационных технологий в муниципальном управлении на примере администрации Дзержинского района г.Перми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. «Электронная Россия» — Федеральная целевая программа
1.2. Информационные технологии в муниципальном управлении
1.3. Понятие муниципальной информационной системы
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
2.1. «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов
города Перми до 2008 года»
2.2. Краевая Программа «Электронное Прикамье»
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
3.1. Текущее состояние информатизации в Пермском крае
3.2. Проблемы и решения применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 1,023.50 Кб (Скачать документ)

Мы согласны с автором и в том, что информирование населения действительно происходит, найти опубликованную информацию в большинстве случаев можно. Более того, пространство Интернета действительно стало отчетной площадкой органов власти (часто с запаздыванием, но все же). Пользователь может прочитать о деятельности того или иного органа власти, посмотреть список реализованных и планируемых мероприятий, акций и т.д.

Однако возможности коммуникации в Интернет – пространстве, разработчиками понимаются слишком узко, часто в виде списка контактных телефонов и электронных адресов.

В основном, информационная политика электронных представительств региональных органов власти носит односторонний характер. Что разработчики посчитали нужным вывесить, тем и должен довольствоваться пользователь. Обратная связь, конечно, имеет место быть, но создается общее впечатление, что она реализуется по остаточному принципу. Электронные представительства не заинтересованы в массовом характере обращений граждан, не стремятся охватить как можно большую аудиторию, не конкурируют за пользователей. Тем самым коммуникативная функция электронных представительств органов власти явно нуждается в доработке. На сегодняшний день, с большой натяжкой, она может быть оценена лишь как удовлетворительная.[19]

 

Вторая проблема, которую должны были решить ИКТ, это сокращение времени ожидания, в том числе и для решения этой задачи вводились автоматизированные систему учета обращений граждан. Такая система функционирует и в администрации Дзержинского района г.Перми. Реально же введение системы мало связано с соблюдением сроков, так как служащие администрации не считают эту задачу актуальной для себя. Большинство сотрудников нуждается в напоминаниях о том, что необходимо исполнить документ, кроме того, в администрации существует практика наказаний за нарушение сроков исполнения. Несмотря на все принимаемые меры, сроки ожидания не сокращаются. Это, на наш взгляд, связано и с тем, что часто документы «сверху» приходят уже с опозданием, пока они «пройдут» все ступени в администрации и «спустятся» до исполнителя, времени на их исполнение практически не остается. В результате большинство документов, поступивших исполнителю оказываются с грифом «срочно», «очень срочно», возникает нервозность, напряжение и раздражение со стороны исполнителя, сотрудники проявляют поспешность и, как следствие, ухудшается качество подготовки документов, разработки рекомендации и, соответственно, принятия решений. Аналогичная ситуация возникает, если в цепочке лиц, рассматривающих документ, есть хотя бы один, откладывающий дела «в долгий ящик». При чем это вполне может быть и руководитель структурного подразделения, что еще больше нагнетет негативных эмоций среди рядовых специалистов. Таким образом, эффективность работы не возрастает, а, наоборот, падает, а время ожидания все равно не уменьшается. Более того, иногда можно встретить объявление о том, что «…в связи с внедрением новых технологий обработки информации время ожидания увеличивается…». Здесь, на наш взгляд, может быть два решения – повышение ответственности и корпоративной культуру работы или контроль со стороны автоматизированной системы за прохождением документа на каждой ступени. Последнее возможно при введение электронного документооборота,  но тут возникают новые проблемы. Формально, в администрации Дзержинского района введен электронный документооборот, то есть к ним приходят из вышестоящих структур запросы, документы в электронном виде и обратно ответы тоже направляются в электронном виде, а внутри организации реально документ поле регистрации начинает свое движение в бумажном виде. Возможно, что причина тому несовершенство системы документооборота, либо неумение и нежелание служащих работать с документами в электронном виде. И если первая причина – техническая, о вторая носит скорее комплексный характер, потому как с неумением можно справиться посредством обучения, а с нежеланием бороться гораздо труднее. Таким образом, вытекает следующая проблема внедрения ИКТ в муниципальном управлении – низкий уровень квалификации и профессиональной подготовки работников органов муниципального управления. Об этой проблеме говорят практически все, кто так или иначе занимается проблемами информатизации различных уровней власти. Понятно, что предлагается проводить подготовку кадров к работе с ИКТ, организовывать их обучение и т.д. Но не стоит забывать и о второй стороне этой проблемы – нежелания поднимать свой профессиональный уровень. Показательно, на наш взгляд, то, что улучшение знаний в сфере информационных технологий не является для служащих администрации Дзержинского района  актуальным, а потребность в обучении заявляется лишь в связи с внедрением новых программных продуктов. И,  сожалению, если желание или нежелание рядовых специалистов не играет большой роли в процессе внедрения и использования информационных технологий, то нежелание руководителей муниципальных образований осваивать и применять ИКТ ставит под сомнение реализацию всей программы «Электронная Россия». При том, что руководителями, как правило, нежелание внедрять ИКТ объясняют либо нехваткой средств, либо отсутствием единых стандартов и четких предписаний. Разработчики программы «Электронное Прикамье 2008 -2010 г.» говорят о том, что «…низкий уровень готовности вкладывать собственные (муниципальные) средства в развитие информационных систем обусловлен недостаточным финансированием. Как следствие – приоритетность решения более насущных задач, связанных с непосредственными нуждами населения, такими как услуги ЖКХ, строительство дорог и др.»[20]

Также авторы Программы «Электронное Прикамье 2008 – 2010г» пришли к выводу, что интерес со стороны представителей властных структур муниципального уровня к единым комплексам информационных систем обусловлен отсутствием единых стандартов создания и ведения баз данных различными структурами, ведомственно принадлежащими к разным уровням власти – федеральному, региональному и муниципальному. Особенно остро это ощущается именно на уровне местного самоуправления. Отсутствие создает дополнительную нагрузку для работников администраций. В условиях нехватки специалистов, особенно профессионально владеющих информационными технологиями, существенно снижается эффективность деятельности органа власти.[21]

Нам эта проблема видится несколько в ином ракурсе – на самом деле всегда были, есть и будут люди (и руководители администрации в том числе), которые не принимают разного рода нововведений, поэтому либо ищут причины, почему они не могут этого сделать, либо делают что-то «для галочки», то есть без учета реальных потребностей и возможностей возглавляемой организации. У них нет  желания вникать в процессы и проблемы, связанные с внедрением информационных и коммуникационных технологий, но есть желание отметиться в том, что работа по информатизации проведена. Поэтому закупается техника, которой никто не пользуется, устанавливается программное обеспечение, не вполне соответствующее задачам организации и допускаются прочие ошибки, связанные, в первую очередь, с непониманием целей процесса информатизации всего общества в целом и государственного и муниципального управления в частности. К сожалению, у нас сложилось внутреннее убеждение, что в рассматриваемой нами администрации дела обстоят именно так. Подтверждением тому служит пример, когда практически остановилась работа с обращениями граждан лишь потому, что один специалист, работающий с программой по обращениям граждан,  ушел в отпуск, а второй заболел.

Решение этой проблемы нам видится в том, чтобы разъяснять руководителям администраций основные цели и задачи информатизации, формировать концептуальный взгляд на происходящие изменения, готовить кадры, способные к системному мышлению.

Нам кажется, что нежелание широкого использования электронных коммуникационных технологий со стороны руководства объясняет то, что в информационной работе администрации Дзержинского района г.Перми используется, главным образом печатные СМИ – журнал «Бюллетень администрации Дзержинского района», а также встречи представителей администрации с населением и трудовыми коллективами.

Использование информационных и телекоммуникационных технологий в обеспечении доступа населения к информации о деятельности администрации Дзержинского района на данный момент ограничено. Предусмотрена лишь возможность обратной связи с представителями администрации Дзержинского района через сайт www.perm.ru, где открыт раздел «Обращение граждан». Теперь через интернет жители Прикамья, а также других регионов могут задать свой вопрос или направить свое обращение в краевую администрацию.

Интернет-обращение направляется либо главе региона, либо в соответствующее министерство, агентство, муниципалитет, в чьем ведении находится тот или иной вопрос.

Из проблемы низкой компетентности в сфере ИКТ, на наш взгляд, вытекают и проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности. Как правило, вопросы информатизации и обеспечения информационной безопасности ближе всех касаются одного-двух специалистов узкой профессиональной направленности (системные администраторы, программисты), это относится и к структуре администрации Дзержинского района г. Перми.

Как оказалось, в администрации Дзержинского района доступ к носителям информации и компьютерной технике не имеет каких-либо ограничений в рамках отдела или помещения, и ограничивается в основном лишь возможностью доступа в это помещение.

Основными средствами защиты являются антивирусная с функцией fierwall для предотвращения сетевых атак и парольная защиты.

В данном случае наша точка зрения совпадает с высказываемой служащими администрации о том, что защита информации осуществляется крайне неэффективно. Это подтверждает и тот факт, что некоторые сотрудники имеют служебную информацию (мы не имеем в виду информацию, представляющую государственную тайну или подобную) на домашнем ПК. А работать с департаментами, которые активно обмениваются информацией на электронных носителях, (например, департамент образования) сотрудники считают небезопасным для своих компьютеров.

Мы считаем, что существует необходимость применения дополнительных мер по защите информации как на внутреннем так и на внешнем уровне. Необходимо как минимум применять и средства аппаратного контроля доступа – электронные замки «Соболь», и организовывать контроль и блокирование записи на электронные носители – флэш-карты и ограничивать использование пишущих СD-приводов. Обеспечение информационной безопасности относится к приоритетным мероприятиям, которые должны включать систему мер по предотвращению несанкционированного доступа, защите от хищений и изменений, а также защиту от компьютерных вирусов.

Выводы

В результате проведенного исследования нами был выявлен ряд взаимосвязанных проблем на уровне муниципального управления. Проанализировав актуальное состояние информатизации, мы пришли к выводам, аналогичным разработчикам программы «Электронное Прикамье 2008 – 2010г.» Это косвенно может свидетельствовать о том, что состояние внедрения и применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальное управление за последние два года существенно не изменилось.

Несмотря на определенные успехи в деле информатизации муниципального управления, общий уровень использования ИКТ муниципальными служащими в администрации Дзержинского района остается достаточно низким. Мы согласны с авторами краевой программы утверждающими, что внедрение новых технических средств в большинстве случаев существенно не влияет на практику принятия управленческих решений. Непродуманность некоторых организационных и технических решений при внедрении новых технологий зачастую вызывает отрицательный эффект, снижающий качество и оперативность управления.

Мы выяснили, что внедрение информационных технологий оказывает слабое влияние на сферу оказания государственных услуг. Взаимодействие с населением и организациями по поводу предоставления услуг выстраивается традиционным способом: путем личного обращения в органы власти, направления письменных заявлений и запросов и т.п. В администрации Дзержинского района для учета и контроля обращений граждан внедрены автоматизированные системы. Однако, необходимость сокращения срока ожидания гражданами получения услуги большинством муниципальных служащих в качестве актуальной задачи не рассматривается.

Кроме того, формируются параллельные потоки документов в электронном и бумажном видах. При этом электронная версия документа используется для отчетности, а бумажная – для непосредственной работы.

Отсутствует эффективный информационный обмен на межведомственном уровне, что приводит к значительным временным задержкам при принятии управленческих решений. В связи с этим респонденты отмечают общий недостаток информации, отсутствие оперативности в разрешении актуальных вопросов управления.

Важным фактором, сдерживающим широкое внедрение ИКТ в практику деятельности ОМС, является недостаточный уровень компетенции  муниципальных служащих.

Отсутствует системная политика информатизации. В администрации не созданы комплексные программы внедрения информационных и коммуникационных технологий и совершенствования на их основе управленческой деятельности; не созданы структуры, ответственные за информатизацию; реализуемые мероприятия плохо координированы между собой. Финансирование приобретения вычислительной техники и сетевого оборудования, программного обеспечения, развития прикладных информационных систем производится по необходимости. При этом не учитываются возможности совместимости программно-технических решений в различных информационных системах, обеспечивающих административно-управленческий процесс. Следствием сложившейся ситуации является существенное снижение эффективности деятельности органа власти.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, мы рассмотрели основные направления реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», в результате выполнения которой были заложены институциональные основы в сфере использования информационных технологий, определены и отработаны на практике подходы к решению задачи повышения эффективности и открытости деятельности органов государственного управления на основе их применения, начата работа по созданию ряда ключевых межведомственных информационных систем, необходимых для эффективной реализации функций государственного управления, в том числе на региональном и муниципальном уровнях. Выяснили, что информационная система муниципального образования представляет собой комплекс сложных программных систем и рассмотрели понятие муниципальной информационной системы, виды  и принципы построения информационной системы в государственном и муниципальном управлении, обобщенную структуру муниципальной информационной системы. Этому посвящена первая глава нашего исследования.

Проанализировав документы, регламентирующие процессы  информатизации муниципального управления, мы выяснили, что на территории Пермского края, помимо Федеральной Целевой программы «Электронная Россия»,  разработаны и реализуются региональные Концепция и программы информатизации, направленные, в первую очередь, на реализацию программ и планов комплексного развития социально-экономического развития  территории. Приняты соответствующие законы об информатизации, формировании информационных ресурсов, информационном обеспечении органов власти. Данные документы проанализированы нами во второй главе. Наиболее актуальной и отвечающей современным требованиям нами признана и взята за основу Краевая программа «Электронное Прикамье 2008-2010г.»

С точки зрения основных положений этой программы нами было проанализирован процесс применения информационно-коммуникационных технологий в администрации Дзержинского района города Перми. Этому посвящена третья глава нашей работы.

Мы согласны с авторами краевой программы в том, что приоритетными направлениями развития информатизации в Пермском крае в настоящее время являются интеграция созданных разрозненных информационных систем органов управления в комплексные территориальные информационные системы, развитие инфраструктуры региональной информатизации, формирование и использование информационных ресурсов – кадастров, регистров, распределенных баз данных, внедрение автоматизированной системы электронного документооборота, создание центров электронной торговли и госзакупок, создание интернет-порталов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Из этого следует разработка и реализация политики развития ИКТ должны быть тесно увязаны с совершенствованием государственного и муниципального управления.

Анализ непосредственно муниципального управления показал, что имеется ряд взаимосвязанных проблем в использовании и внедрении информационно-коммуникационных технологий в органах власти. Проанализировав актуальное состояние информатизации, мы пришли к выводам, аналогичным разработчикам программы «Электронное Прикамье 2008 – 2010г.» Это косвенно может свидетельствовать о том, что состояние внедрения и применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальное управление за последние два года существенно не изменилось. К путям решения выявленных проблем, предложенными авторами краевой программы, мы бы хотели добавить возможность создания помимо интернет-порталов сall-центров  для информирования населения о деятельности органов власти по оказанию государственных услуг и необходимость организации работы, направленной на формирование понимания и необходимости внедрения ИКТ в деятельность муниципального управления. 

Информация о работе Информационные технологии в муниципальном управлении – проблемы и пути решения