Гласность деятельности местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:15, реферат

Описание

Формирование и развитие местного самоуправления, муници¬пального права в Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта организации местной власти, но и под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта. Особое значение для становления и развития местного самоуправ¬ления, его правового регулирования имеет Европейская Хартия местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие общих принципов местного самоуправления…………………….4
2. Гласность местного самоуправления………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право гластность деят.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   


 

 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие общих принципов  местного самоуправления…………………….4

2. Гласность местного  самоуправления………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………..11

Список литературы…………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Объективной потребностью правового обеспечения  местного самоуправления является развитие муниципального права.

Формирование  и развитие местного самоуправления, муниципального права в Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта организации местной власти, но и под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта. Особое значение для становления и развития местного самоуправления, его правового регулирования имеет Европейская Хартия местного самоуправления. Во-первых, в ней, как уже говорилось, обобщен европейский опыт, который может быть использован в России. Во-вторых, Хартия показывает роль местной демократии, местного самоуправления в управлении государством и обществом, которое выступает в качестве одной из основ демократического, правового государства. Развитие местной демократии, местного самоуправления обеспечивает стабильность в обществе, привлечение граждан к решению вопросов их жизнедеятельности. В-третьих, Хартия закрепляет принципы организации местной власти, которые обязательны и для России — члена Совета Европ Иными словами, муниципальные образования получили (кроме федеральных гарантий своих прав) и международные гарантии. Наконец, Хартия — это документ, который отражает ценности, объединяющие народы всех государств. Благодаря ей возможность эффективно взаимодействовать получили не только государства, их центральные органы, но и население, граждане в лице своих органов местного самоуправления.

Таким образом, Хартия дает мощный толчок развитию местной демократии в Российской Федерации, поиску наиболее оптимальных и эффективных форм самоуправления с учетом европейского опыта.

 

1. Понятие общих принципов  местного самоуправления

 

Общие принципы местного самоуправления — это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.

В принципах местного самоуправления находят отражение  требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:

1) они предопределяют  единые основы построения и  функционирования муниципальной  власти на всей территории  Российской Федерации;

2) являясь теоретической  основой муниципального строительства, они помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;

3)  они выступают  в качестве критерия оценки  действующей системы местного  самоуправления: насколько она отвечает  началам и идеям, выраженным  в принципах местного самоуправления;

4) отражая сущностные  признаки и черты местного  самоуправления, они способствуют  сохранению преемственности в  развитии  институтов местного  самоуправления.

Принципы местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской Хартии местного самоуправления, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран — членов Совета Европы.

Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон  РФ  «Об  общих

принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации», соответствующие  законы  субъектов  Российской  Федерации,  основываясь   на положениях Европейской Хартии о  местном  самоуправлении,  закрепляют  общие принципы   местного   самоуправления,   присущие   всей   системе  местного самоуправления в РФ.

        К общим принципам местного  самоуправления относятся:

        1) самостоятельность решения населением  вопросов местного значения;

        2) организационное обособление местного  самоуправления, его органов

в   системе   управления   государством   и   взаимодействие   с    органами

государственной власти в осуществлении общих  задач и функций;

        3)  соответствие  материальных  и  финансовых   ресурсов   местного

           самоуправления его полномочиям.

        Конституция   РФ,    гарантируя    экономическую    и    финансовую

самостоятельность местного самоуправления, признаёт  и  защищает  наравне  с другими  формами собственности муниципальную  собственность (ст. 8). 

        4) ответственность органов местного  самоуправления  и должностных

лиц местного самоуправления перед населением;

        5)  многообразие  организационных   форм   осуществления   местного

самоуправления;

        6) соблюдение прав и свобод  человека и гражданина;

        7) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

        8) гласность деятельности местного  самоуправления;

        9)  коллегиальность  и   единоначалие   в   деятельности   местного

самоуправления;

        10) государственная гарантия местного  самоуправления. 
        Под   функциями   местного   самоуправления   понимаются   основные

направления муниципальной  деятельности. К ним относятся:

        1)  обеспечение  участия   населения  в  решении   вопросов  местного

значения;

        2) управление муниципальной собственностью, финансовыми  средствами местного самоуправления;

        3)  обеспечение  комплексного  развития  территории  муниципального

образования;

        4) обеспечение удовлетворения потребностей  населения  в  социально-

культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

        5) охрана общественного порядка  (ст. 132 Конституции РФ);

        6) защита интересов и прав местного  самоуправления, гарантированных

Конституцией  РФ, Федеральными Законами, Конституциями, Уставами  и  законами субъектов РФ.

        Согласно ст. 130 Конституции РФ  местное самоуправление в Российской  Федерации  осуществляется  гражданами  как  путём  различных   форм   прямого волеизъявления  (референдум,  выборы,  других  форм)  так  и  через   органы местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Гласность местного самоуправления

 

Гласность — важный элемент демократической  системы управления обществом и государством. С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

Реализация принципа гласности  в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.

Способы обеспечения гласности  нашли свое правовое закрепление в нормах муниципального права, в практике местного самоуправления.

Законом “Об общих принципах организации местного самоуправления” устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает, прежде всего, информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.

Кроме того, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан  содержание решений, принимаемых ими. В соответствии упомянутым Законом - нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

Устанавливаемая Законом  обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в свое время местными Советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. К этим формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления относятся: отчеты депутатов и выборных Должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию, и т.п.

Гражданам гарантируется  возможность получения полной и  достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, Закон РФ «О государственной тайне» содержит перечень сведений, относимых к государственной тайне. К государственной тайне (ст. 5) могут быть отнесены, в частности, сведения о силах и средствах гражданской обороны, об объектах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа и др. Закон также содержит перечень сведений, не подлежащих засекречиванию, а именно: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и др.

Большую роль в осуществлении  принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации. Статья 17 Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления” относит к предметам ведения местного самоуправления вопросы организации и содержания муниципальной информационной службы, а также создания условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования.

В соответствии с Федеральным  законом от 24 ноября 1995г. «Об экономической поддержке районных (городских) газет» в целях обеспечения конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации, информационного обеспечения реформ местного самоуправления и активного участия граждан в местном самоуправлении осуществляется экономическая поддержка районных (городских) газет. Экономическая поддержка оказывается районным (городским) газетам, внесенным в Федеральный реестр районных (городских) газет, путем выделения средств из федерального бюджета на развитие материально-технической базы районных (городских) газет и оплату расходов, связанных с их производством и распространением (оплата полиграфических услуг, бумаги, услуг федеральной почтовой связи).

Последовательное осуществление  принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления создает  необходимые предпосылки и условия для участия граждан в контроле за работой муниципальных органов, в решении вопросов местного значения. Так, реализация населением права на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, согласно ст. 26 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, обязывает органы местного самоуправления рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные инициативной группой граждан, с обеспечением возможности изложения своей позиции представителями инициативной группы. Результаты рассмотрения должны быть официально в письменной форме доведены до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Практика местного самоуправления свидетельствует, что наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения (например, проект устава муниципального образования) могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.

Получая объективную  информацию о состоянии местных  дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Ст. 32 Закона закрепляется обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в порядке и в сроки определенные Законом “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (30 дней с даты регистрации обращения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государство устанавливает  и обеспечивает гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Конституция РФ признает и защищает равным образом муниципальную собственность наряду с частной, государственной и иными формами собственности (ст. 8).

Информация о работе Гласность деятельности местного самоуправления