Правовые признаки банкротства комерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:15, реферат

Описание

Предприятия, организации вступают в многочисленные взаимоотношения друг с другом, банками, различными финансовыми институтами, правительством, в том числе в лице налоговых органов и другими организациями. Чаще всего эти отношения носят денежный характер, который определяется законом или договором. В тех случаях, когда денежный размер обязательства превышает определенный предел и очевидна невозможность их погашения из стоимости имущества, юридические лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Тогда их коммерческая деятельность прекращается, имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.56 Кб (Скачать документ)
    1. Институт банкротства в РФ. Понятие и правовые признаки банкротства.

Предприятия, организации  вступают в многочисленные взаимоотношения  друг с другом, банками, различными финансовыми институтами, правительством, в том числе в лице налоговых  органов и другими организациями. Чаще всего эти отношения носят  денежный характер, который определяется законом или договором. В тех  случаях, когда денежный размер обязательства  превышает определенный предел и  очевидна невозможность их погашения  из стоимости имущества, юридические  лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Тогда их коммерческая деятельность прекращается, имущество  реализуется для удовлетворения требований кредиторов.

Согласно общепринятым представлениям, несостоятельность рассматривается  как определенное негативное положение  субъекта в системе экономических  связей, которое характеризуется  уровнем неплатежеспособности субъекта по своим обязательствам.

Институт банкротства  — совокупность условий, правил, механизмов и норм, которые определяют производственно-финансовое положение коммерческих организаций, направленных на санирование экономики.

Институт банкротства  позволяет решить две задачи:

- обеспечить должнику  защиту от кредиторов, требования  которых он не в состоянии  удовлетворить;

- защитить интересы каждого  кредитора от неправомерных действий  должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества  и справедливое его распределение  между кредиторами.

Основными целями института  банкротства является сохранение коммерческой организации, а следовательно, и собственности его владельца путем изменения системы управления организацией, предоставления льгот должнику. Бесспорно, подобные положения не распространяются на умышленные или фиктивные банкротства. При этом для достижения конкретных целей используются определенные системы и органы в рамках института несостоятельности — кадровый ресурс, страховые и консалтинговые компании, развитый институт собственности, фондовые биржи, правовые нормы, традиции и т.д.

Система банкротства —  это определенная система диагностики, контроля и предупреждения неплатежеспособности коммерческой организации. Объективная  необходимость в приведении структуры  производства к реальному платежеспособному  спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы, одновременно являясь и основной целью.

Субъекты системы банкротства:

- арбитражный суд;

- собственник коммерческой  организации;

- арбитражные менеджеры;

- наемные работники;

- инвесторы;

- должник;

- кредиторы;

- органы государственной  власти.

При открытии дела о несостоятельности (банкротстве) все из вышеназванных  субъектов системы банкротства  оказываются задействованными в  этом процессе, являясь одновременно и основными субъектами рынка.

Как показывает мировая практика, достижение основной цели института  несостоятельности — воспроизводства  отношений собственности посредством  системы банкротства — возможно только при соблюдении нескольких условий:

Создание эффективных  механизмов, призванных представлять интересы всех субъектов системы  банкротства (кредиторы, наемный персонал) при ликвидации обанкротившейся коммерческой организации и позволять рационально распределять активы (конкурсную массу) должника.

Установка на сохранение перспективных  организаций насколько это возможно и целесообразно.

Создание системы мер  для возрождения бизнеса.

Установление стабильной единой и надежной системы прав и  обязанностей для всех субъектов  хозяйствования при их несостоятельности (банкротстве).

Введение системы мер  безопасности при банкротстве и  временной неплатежеспособности.

Стимулирование и развитие партнерских отношений, и формирование приемлемой процедуры решения финансовых споров.

Ограждение правовой и  административной системы от возможностей ускорения процедур банкротства.

Создание механизма выполнения должником своих обязательств без  ликвидации бизнеса.

Главным субъектом системы  банкротства, как и рынка, является предприятие той или иной формы  собственности. Взаимодействие с рынком — внешней средой своего жизнедеятельности  — предприятие реализует посредством  своего товара.

Глубинные факторы кризисных  ситуаций заложены в самом механизме  рынка. Они отражают процесс развития национальной экономики, который идет волнообразно в зависимости от фазы цикла на макроуровне и жизненного цикла конкретной коммерческой организации, которые обусловлены постоянным изменением потребительских ориентаций.

Центральное место в системе  правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный  закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)", задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота  неплатежеспособных субъектов, а с  другой - предоставление возможности  добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Кроме того, в систему  законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный  закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций" (с изменениями и  дополнениями), Федеральный закон  от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов  естественных монополий топливно-энергетического  комплекса", а также иные нормативные  акты. К числу последних, в частности, следует отнести Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (с изменениями и дополнениями), Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" и др.

В соответствии с Федеральным  законом от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ, термин «несостоятельность» и «банкротство»» признаются равнозначными, и по своей  сути эти понятия являются внешним  признаком оценки неэффективности  деятельности предприятия, которая  сводится к определению его финансового  состояния, отражающего способность  устойчиво выполнять принятые на себя финансовые обязательства.

Иными словами, «несостоятельность (банкротство)» - признанная арбитражным  судом или объявленная должником  неспособность должника в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по плате обязательных платежей.

В современной практике понятие  «банкрот» введено Указом Президента РФ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных  предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур»  от 14 июня 19992 года был принят закон  РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 11 ноября 1992 года №3929-1. Применение Закона затруднялось из-за отсутствия механизма действенного арбитражного судопроизводства.

Дело о несостоятельности (банкротстве) рассматривается арбитражным  судом по месту нахождения предприятия  – должника, указанному в учредительных  документах.

 

 

 

 

 


Информация о работе Правовые признаки банкротства комерческих организаций