Понятие подведомственности. Критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение понятия подведомственности, анализ теоретических и практических вопросов, касающихся разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами, характеристика отдельных видов судебных споров
Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать сущность понятия подведомственности а также критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции общих судов;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции хозяйственных судов.

Работа состоит из  1 файл

дипл. Подведомственность РБ.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

Субъектный состав и характер спорного правоотношения - основ­ные критерии, закрепленные в Хозяйственном процессуальном кодексе (ст. 27) и Гражданском процессуальном кодексе (ст. 37), по которым разграничивается подведомственность дел между общими и хозяйствен­ными судами.

Когда законодательные акты не позволяют четко разграничить компе­тенцию между общими и хозяйственными судами, например, в законода­тельном акте указано, что дело подлежит рассмотрению в судебном порядке или в суде (без указания конкретного суда), подведомственность дела определяется с учетом субъектного состава и характера возникшего спорного правоотношения (п. 1 совместного Постановления Пленумов Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь и Верховного суда Республики Беларусь от 22 июня 2000г. №4/3 «О разграничении подведомственности дел между общими и хо­зяйственными судами»).

Законодательством установлен приоритет общесудебной подведомствен­ности. В соответствии со ст. 38 ГПК при предъявлении нескольких свя­занных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие иному суду или иному государственному органу или организации, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Это правило применяется и в случаях «необходимого соучастия», когда в отношении одних соучастников спор подведомствен хозяйственному суду, а в отношении других - общему суду [42, с.76].

Так, отменяя определение суда первой инстанции о прекращении производ­ства по мотивам его неподведомственности общему суду, коллегия по гражданским делам Минского городского суда по конкретному делу пра­вильно отметила, что требование о возврате спорного имущества возникло из права общей собственности, принадлежащей гражданину и юридичес­кому лицу, поэтому в процессе они должны выступать как соучастники. Такое соучастие является обязательным, и хотя каждый соучастник выс­тупает по отношению к другой стороне самостоятельно, раздельное рас­смотрение требований каждого истца к каждому ответчику невозможно. Поскольку споры, одной из сторон в которых является гражданин, подве­домственны общим судам, прекращение производства по делу неправо­мерно [92].

Как уже отмечалось выше, разграничение компетенции между общим и хозяй­ственным судом проводится по двум критериям (прави­лам), которые закреплены в общих процессуальных за­конах ХПК и ГПК: 1) субъектному составу участников спора; 2) по характеру спорного правоотношения.

Согласно ст. 37 ГПК общему суду подведомствен­ны дела по спорам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. Субъектами спора, разрешение которого отнесено к подведомственности хо­зяйственных судов, являются: юридические лица, инди­видуальные предприниматели, государственные и иные органы, Республика Беларусь, административно-террито­риальные единицы Республики Беларусь (ч.1 ст. 27 ХПК) [102]. Обычно участниками спора, подведомственного хо­зяйственному суду, являются коммерческие организации, т.е. организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 46 ГК). Споры с участием некоммерческих организаций (на­пример, общественных и религиозных организаций, по­литических партий) подведомственны хозяйственному суду при условии, что спор возник по поводу имущества, вещей, которые имеют денежную оценку, возникающих в связи с ними прав и обязанностей (отношения соб­ственности, движимого и недвижимого имущества и др.).

Юридическое лицо и гражданин, занимающийся пред­принимательской деятельностью без образования юриди­ческого лица (индивидуальный предприниматель), приоб­ретают правосубъектность в делах, подведомственных хозяйственному суду, с момента их государственной регис­трации в Едином государственном регистре (ст. 47 ГК) [18].

Согласно общим правилам подведомственности, если стороной в споре выступает организация, не имею­щая статус юридического лица, или гражданин, не заре­гистрированный в установленном порядке в качестве предпринимателя, спор разрешается в общем суде. Из этого правила актами законодательства устанавливают­ся исключения - Хозяйственному суду, в частности, под­ведомственны дела по спорам с участием граждан, кото­рые не являются предпринимателями:

-         в случае отказа регистрирующего органа в реги­страции гражданина в качестве индивидуально­го предпринимателя (п.11 ст. 27 ХПК);

-         по заявлениям граждан-кредиторов юридическо­го лица или их наследников об экономической несостоятельности (банкротстве) (ст.ст. 9, 23 За­кона «Об экономической несостоятельности (бан­кротстве)») [86].

По субъектному составу разграничивается подве­домственность общему или хозяйственному суду дел, возникающих из административных отношений, дел особого производства (п.3, 4 ст. 37 ГПК, ч.3 ст. 27 ХПК) и приказного производства (ст. 394 ГПК и ст. 116 ХПК).

По характеру спорного правоотношения общему суду подведомственны дела, возникающие из граждан­ских, семейных, трудовых, жилищных, земельных от­ношений, а также отношений по использованию при­родных ресурсов и окружающей среды (ч.1 ст. 37 ГПК), а хозяйственному суду - хозяйственные (экономичес­кие) споры и иные дела, отнесенные ст. 27 ХПК к его ведению. Содержание термина «хозяйственный (эконо­мический) спор» в законодательстве не раскрывается. Ст. 27 ХПК дает примерный перечень таких споров. С учетом задач хозяйственного судопроизводства, закреп­ленного в ст. 1, 2 ХПК, хозяйственный (экономичес­кий) спор можно определить как спор, возникающий из гражданских, административных и иных правоот­ношений (земельных, финансовых, налоговых, бюджет­ных и др.) в сфере предпринимательской или иной хо­зяйственной (экономической) деятельности. Пред­принимательская или иная хозяйственная деятельность является основным признаком понятия «экономичес­кий спор».

Оба критерия, по которым проводится разграниче­ние компетенции между общими и хозяйственными су­дами и определяется подведомственность дел последним (субъектный, состав и характер спора), должны учиты­ваться в совокупности. При отсутствии любого из них спор подлежит разрешению в общем суде. Поэтому, если спор по своему характеру хотя и является экономичес­ким (возник из предпринимательской или иной хозяй­ственной деятельности), но в нем участвует гражданин, который не зарегистрирован в качестве предпринимате­ля (отсутствует первый признак), то такой спор разре­шается в общих судах, если иное не предусмотрено зако­нодательством.

Спор, который не является экономическим, хотя и возник между юридическими лицами, юридическими ли­цами и государственными органами, несмотря на субъек­тный состав, подведомственен общему суду, так как в нем отсутствует второй из указанных выше критериев. Подведомственность таких споров общим судам закреп­лена в актах законодательства. К ним относятся, в част­ности, дела о прекращении деятельности общественных объе­динений, в том числе политических партий, ре­лигиозных организаций (ст. 29 Закона Республи­ки Беларусь «Об общественных объединениях» [80], ст. 18 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» [74]; ст. 35 Закона «О политических партиях» [60]).

Из общих правил подведомственности, закрепленных в комментируе­мой статье, законодательными актами могут устанавливаться исключения (специальная подведомственность). Суть этих исключений состоит в сле­дующем:

а) некоторые споры, возникающие между юридическими лицами, отне­сены к ведению общих судов (обычно эти споры не затрагивают сферу экономической деятельности субъектов) (п. 2 часть первая ст. 37 ГПК). В общих судах разрешаются, в частности, споры: -по искам общественных объединений потребителей о признании дей­ствий продавца, изготовителя (предприятий, осуществляющих их функ­ции), исполнителя, а также органа управления противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих дей­ствий (часть вторая ст. 20 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О защите прав потребителей» с изменениями и дополнениями); -заявления наймодателей (объединений наймодателей), профсоюза, орга­на, избранного на общем собрании или конференции нечленов профсоюза, о применении коллективных договоров (соглашений) (Трудовой кодекс Республики Беларусь);

б) некоторые споры с участием граждан, которые не являются индиви­дуальными предпринимателями, и организаций, которые не являются юридическими лицами, могут относиться к ведению хозяйственного суда законодательными актами (п. 2 часть первая ст. 4 ХПК).

В частности, хозяйственному суду подведомственны дела по заявлени­ям (жалобам) граждан - на решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя либо уклонении от регистрации в установленный срок (п. 11 ст. 27 ХПК, часть седьмая ст. 5 Закона Республики Беларусь от 28.05.1991 «О пред­принимательстве в Республике Беларусь») [67];

по заявлениям граждан-кредиторов юридического лица или их наслед­ников об экономической несостоятельности (банкротстве) (ст. 9, 23 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве) [86];

в) споры, которые с позиций общих правил подведомственности долж­ны разрешаться в судебном порядке (общими или хозяйственными суда­ми в соответствии с их компетенцией), отнесены законодательством к ведению несудебных органов (административных, нотариата и др.).

Например, в соответствий с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 646 от 27 ноября 1995 г. взыскание некоторых видов задолженности производится в бесспорном (внесудебном) порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия [83]. В постановлении надзорной колле­гии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по конкретному делу указано, что наличие исполнительной надписи о принудительном списании с должника в пользу кредитора денежных сумм препятствует обращению кредитора в суд с требованием о взыскании задолженности. Должник, не согласный с бесспорным взысканием, вправе в судебном порядке оспаривать исполнительную надпись, если она выдана с наруше­нием законодательства.

К компетенции хозяйственных судов отнесено разрешение споров меж­ду трудовым коллективом и государственным органом, принявшим реше­ние о реорганизации или ликвидации государственного предприятия, когда спор связан с требованием трудового коллектива о передаче пред­приятия в аренду или преобразование его в иное предприятие, основанное на негосударственной форме собственности.

Отдельные категории дел подведомственны хозяйственному суду лишь при наступлении указанных в законе условий (условная подведомствен­ность). Так, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из пере-. возки груза, обязательно предъявление ему претензии (ст. 751 ГК); по искам о возмещении вреда, причиненного изданием незаконного акта го­сударственным органом (должностным лицом), обязательно обращение к этому органу с просьбой об отмене акта (п. 6 Положения о порядке возме­щении ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности неза­конными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденного постановлением Верховным Советом Республики Беларусь от 16 июня 1993 г.); жалобы на решения инспекций ГНК и действия их должностных лиц предварительно подаются в ту налоговую инспекцию, которой они подчинены (ст. 14 Закона Республики Беларусь «О государ­ственной налоговой инспекции Республики Беларусь»). Несоблюдение этих условий влечет возвращение искового заявления или оставление его без рассмотрения (п. 4 ст. 94, п. 5 ст. 126 ХПК).

При конкурирующей подведомственности конкретное дело может быть разрешено каждым из нескольких указанных в законе юрисдикционных органов. Так, принудительная ликвидация банков, филиалов юридическо­го лица и представительств иностранных банков допускается как в судеб­ном порядке в соответствии с Законом Республики Беларусь «0б экономической несостоятельности (банкротстве)», так и по решению На­ционального банка (см. Банковский кодекс Республики Беларусь). Ликвидация банков на основании решения Национального банка препятствует рассмотрению такого требования хозяйственным су­дом. Если решение противоречит законодательству, оно может быть оспо­рено (признано недействительным) по иску юридического лица, поданному в хозяйственный суд. Однако Национальный банк не вправе принимать решение о ликвидации банка, в отношении которого ведется судебная процедура банкротства, поскольку это является прямым вмешательством в судебный процесс (постановление Пленума ВХС Республики Беларусь по делу № 82-1) [91].

Стороны могут заключить письменное соглашение о передаче подве­домственного хозяйственному суду спора на рассмотрение третейского суда (договорная подведомственность).

Подведомственность определяется только законодательными актами. В некоторых случаях (до приведения специального законодательства в соот­ветствие с ХПК) вопросы подведомственности решались на уровне поста­новлений Пленумов Верховного и Высшего Хозяйственного судов, однако в будущем они вправе лишь разъяснять закрепленные законодательными актами правила подведомственности.

Таким образом, в завершение данной главы следует повторить, что правовая наука выделяет несколько подходов к определению самого понятия подведомственности. Под подведомственностью в широком смысле сло­ва или предметной компетенцией имеют в виду совокуп­ность полномочий государственного или иного органа на осуществление своих функций по отношению к опреде­ленному кругу объектов (дел). Подведомственность в уз­ком смысле слова определяется как круг споров о праве и иных правовых вопросов индивидуального характера, разрешение которых отнесено к ведению государствен­ного или иного органа. В этом смысле подведомствен­ность рассматривают как юрисдикцию, под которой по­нимают круг вопросов, по отношению к которым соответствующие органы могут применять право.

Под подведомственностью дел общим судам пони­маются гражданские дела, которые эти суды правомоч­ны рассматривать и разрешать по существу. Соответственно под подведомственностью хозяйственным судам, пони­маются хозяйственные дела, которые эти суды правомоч­ны рассматривать и разрешать по существу.

В теории гражданского процессуального права и в законодательстве выделяют различные основания классификации видов подведом­ственности: в зависимости от органов, к ведению которых отнесено разрешение тех или иных дел, в зависимости от характера дел, в зависимости от характера норм, регулирую­щих подведомственность.

 


Глава 2.  Основание отнесения дел к компетенции общих судов

 

Поскольку в законе невозможно дать исчерпываю­щие указания о подведомственности каждого спора, в нем закреплены лишь общие правила подведомственнос­ти юридических дел и отдельные исключения из них, которые законодатель считает необходимым установить в силу определенных причин.

Общие правила подведомственности гражданских дел суду общей юрисдикции закреплены в ст. 37 ГПК применительно к четырем видам гражданского судопро­изводства - исковому; производству, возникающему из административно-правовых отношений; особому; при­казному и применяются постольку, поскольку иное не установлено актами законодательства (специальная подведомственность).

Информация о работе Понятие подведомственности. Критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом