Особенности допроса несовершеннолетнего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:02, контрольная работа

Описание

Раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, изобличение виновных лиц, возмещение вреда причиненного преступлением, определяются тем, насколько тактически грамотно и законно проведено расследование. Успех в борьбе с преступностью во многом зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых по праву центральное место занимает допрос.

Содержание

Введение.
1.Понятие и предмет допроса несовершеннолетних свидетелей.
2.Планирование допроса несовершеннолетних свидетелей.
3.Изучение данных о личности несовершеннолетнего допрашиваемого свидетеля
4.Установление психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым свидетелем.
5.Тактические приемы допроса несовершеннолетних свидетелей.
6.Общие условия допроса несовершеннолетних свидетелей на следствии.
7.Общие условие допроса в процессе очной ставки .
8.Допрос несовершеннолетних свидетелей в судебном разбира

Работа состоит из  1 файл

контрольная криминалистика.doc

— 259.00 Кб (Скачать документ)


ИВЭСЭП

ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

в г. СМОЛЕНСКЕ

 

 

 

 

Учебная дисциплина:

«Криминалистика».

Контрольная работа:

Особенности допроса несовершеннолетнего.

 

 

 

выполнила студентка

5 курса заочного отделения

Трубашева Юлия Валерьевна.

 

 

 

 

 

 

П Л А Н

 

Введение.

1.Понятие и предмет допроса несовершеннолетних свидетелей.

2.Планирование допроса несовершеннолетних  свидетелей.

3.Изучение данных о личности несовершеннолетнего допрашиваемого свидетеля

4.Установление психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым свидетелем.

5.Тактические приемы допроса несовершеннолетних свидетелей.

6.Общие условия допроса несовершеннолетних свидетелей  на следствии.

7.Общие условие допроса в процессе очной ставки .

8.Допрос несовершеннолетних свидетелей в судебном разбирательстве.

 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, изобличение виновных лиц, возмещение вреда причиненного преступлением, определяются тем, насколько тактически грамотно и законно проведено расследование. Успех в борьбе с преступностью во многом зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых по праву центральное место занимает допрос.

Допрос считается процессуальным средством получения и проверки доказательств. С его помощью получают и проверяют значительную часть информации о преступлении, необходимую для правильного разрешения уголовного дела. Кроме того. допрос является следственным действием, с помощью которого следователь и суд чаще всего устанавливают мотивы и цели преступления, условия которые ему способствовали.

Допрос - самое распространенное следственное и судебное действие. Практически нет уголовных дел, при расследовании которых, следователь и суд не прибегали бы к допросу свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и подсудимых.

Допрос самый распространенный способ получения доказательств, а допрос несовершеннолетних- его разновидность. Допрос несовершеннолетних отличается сложностью, его производство требует от следователя высокой общей и профессиональной культуры, глубокого знания детей, их психологии, мастерского владения тактико-криминалистическими приемами допроса несовершеннолетних.

Допрос, в производстве которого участвует несовершеннолетний, имеет свою специфику, поскольку их психика чрезвычайно своеобразна, характеризуется широкой вариантностью, обусловленной особенностями бытовой среды, условиями воспитания и обучения.

Цель допроса несовершеннолетних свидетелей заключается в получении полных и объективно отражающих действительность показаний. Эти показания являются источником доказательств, а содержащиеся в них фактические данные - доказательствами. По своему характеру допрос несовершеннолетнего – действие многоплановое, сложное. Он имеет процессуальный, криминалистический, организаторский, психологический, педагогический и этические аспекты. В допросе несовершеннолетнего широко используется криминалистическая тактика, юридическая психология, логика, педагогика, судебная этика. Квалифицированное производство допроса несовершеннолетнего требует от следователя не только знания закона и творческого его применения, но и житейского опыта, умения отличать индивидуально-возрастные особенности несовершеннолетнего, его психику. Допрос несовершеннолетнего это искусство, требующее от следователя высокого мастерства и способностей.

Целью этой контрольной работы является, выявление особенностей, порядка и    условии допроса несовершеннолетних свидетелей. В любой науке существует проблемы, которым посвящено огромное количество исследований и по которым, тем не менее , можно говорит еще и еще. В уголовно процессуальном праве и криминалистике к числу таких проблем с полным основанием можно отнести вопросы совершенствования допроса несовершеннолетних свидетелей.

 

1.Понятие и предмет допроса несовершеннолетних свидетелей.

              Допрос несовершеннолетних свидетелей - одно из наиболее распространенных следственных действий. Он является способом получения, закрепления и проверки такого вида доказательств, как показания названных лиц. По внешности допрос несовершеннолетних имеет определенное сходство с опросом, беседой. Однако он существенно отличается от них своей правовой природой и прежде всего установленным для него законом процессуальным порядком проведения и оформления. Если опросы и подобные им способы получения информации обычно не нуждаются в особых формальностях правовых гарантиях, то допрос несовершеннолетних свидетелей строиться так, чтобы порядок его производства по возможности позволял получать в максимальной степени заслуживающие доверия, значимые для дела фактические данные и в то же время надежно гарантировал права и интересы несовершеннолетнего свидетеля. 

              Допрос несовершеннолетних свидетелей имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально демографическими и психологическими особенностями допрашиваемых..

              К особенностям, определяющим специфику допроса несовершеннолетних свидетелей, относятся:

              -меньший чем у взрослых, объем знаний и опыта;

              -меньшая способность к сосредоточенному вниманию;

              -повышенная внушаемость;

              -склонность к фантазированию;

              -меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого;

              -тенденции к смешению реально воспринятого и воображаемого

              -эмоциональность суждений и действий;

              Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознать события в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное впечатление.

              Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий.

              Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.

              Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на их показаниях. Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, ложным представлением о дружбе, боязни отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.

              Вызов несовершеннолетних на допрос производиться, как правило, через их родителей или иных законных представителей. Иной порядок допускается лишь в случаях, когда это вызывается обстоятельствами дел.Повестка адресуется одному из родителей, опекуну или попечителю, администрации учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний. В случае необходимости участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля их законных представителей , в повестку включается предложение о явке этого лица вместе с вызываемым несовершеннолетним. В ней также указывается, в качестве кого вызывается это лицо, или ему направляется отдельная повестка, вручаемая вместе с повесткой о вызове несовершеннолетнего. Иной порядок (через посыльного, путем личного вручения повестки, по телефону) допускается, если вызов через родителей или иных законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимость обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего.

              В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допрос несовершеннолетних.

              1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершеннолетние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя в месте нахождения несовершеннолетнего.

              Определяя место допроса несовершеннолетних свидетелей, следует исходить из того, что подросток в возрасте 14-16 лет может быть допрошен в кабинете следователя, так как  официальная, деловая обстановка подчеркивает важность происходящего и настраивает подростка на дачу полных и правдивых показаний, особенно, когда следователь разъясняет ему необходимость правдивого рассказа обо всем, что ему известно по делу.

              Для допроса несовершеннолетних свидетелей следует избирать иное место, более им привычное (школа, дом, дошкольное воспитательное учреждение). Иногда допрос целесообразно проводить на месте где подросток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.   

              2. Определить день и время допроса.

              Допрос несовершеннолетнего свидетеля должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с событием преступления. Это обусловлено тем что, что если наблюдаемое подростком событие не имеет для него резкого эмоционального значения, то восприятие несовершеннолетнего поверхностно и образы (представления), запечатленные  в его памяти, быстро стираются под влиянием нового восприятия.

              Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что несовершеннолетние  (особенно несовершеннолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и непреднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса.

              Если в результате сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологическая заторможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний сможет давать показания.

              Устанавливая время явки несовершеннолетнего свидетеля на допрос следователь должен учитывать особенности его психики и планировать свое рабочее время таким образом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызов на допрос.

              3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего.

Для установления психологического контакта  и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отношения к сверстникам, черты характера, круг интересов и увлечений, а также иные данные, относящиеся  к социально-демографической и психологической характеристикам несовершеннолетнего.

              С этой целью необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела с точки зрения извлечения указанных сведений, а также допросить родителей и иных законных представителей несовершеннолетнего, педагогов, сверстников и других лиц.

              4. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно:

              а) разъяснить участникам предстоящего допроса их роль в этом следственном действии.

              б) выяснить особенности психологии несовершеннолетнего допрашиваемого

              в) выяснить характер взаимоотношений несовершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу

              г) предупредить участников допроса несовершеннолетних о недопустимости постановки наводящих вопросов и высказывания в адрес несовершеннолетнего допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и содержания показаний, о недопустимости пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить обстановку на допросе.

              5. Составить план беседы с допрашиваемым в подготовительной стадии допроса.

Следователь должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет свое начало психологический  контакт между ним  и несовершеннолетним допрашиваемым. При всей неопытности несовершеннолетние, тем не менее, тонко чувствуют фальшь, а поэтому следователь в ходе подготовки к допросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной и в силу этого не способствующей установлению психологического контакта.

6. Составить план допроса несовершеннолетнего.

При составлении плана допроса необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать несовершеннолетнему допрашиваемому. Вопросы должны быть понятными и недвусмысленными. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для того чтобы, интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушаемого воздействия, их не следует выделять  «среди» нейтральных вопросов изменением обстановки, повышением или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п..

              7. Подготовить средства фиксации показаний.

Для фиксации показаний, помимо бланков протокола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует проверить не только их наличие, но и рабочее состояние для того, чтобы не пришлось отвлекаться на их проверку во время допроса несовершеннолетнего.

              В              юридической литературе показания несовершеннолетних рассматриваются в качестве одного из важных источников доказательств. Информация, которой располагает несовершеннолетний, может иметь решающее значение для раскрытия и расследования преступления. Однако получение полных и достоверных показаний во многом зависит от умения следователя правильно определить предмет допроса несовершеннолетних.

Информация о работе Особенности допроса несовершеннолетнего