Альтернативные способы разрешения споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 00:31, реферат

Описание

Суть мирного разрешения спора заключается в том, что между сторонами отсутствует прямая конфронтация, в силу чего они готовы идти на компромисс. В этом случае стороны спора по взаимной договоренности обращаются к третьему нейтральному лицу, которое способствует нахождению взаимовыгодного для них варианта. В отличие от переговоров, которые проходят, как правило, без участия третьего лица, в каждом из вариантов мирного разрешения спора привлечение независимого и незаинтересованного в исходе спора лица является обязательным. Однако это не означает, что привлеченное таким образом лицо будет решать спор по существу. Наоборот, дружественное урегулирование спора предполагает, что сами стороны придут к решению, которое их устроит.

Работа состоит из  1 файл

Alternativnye_sposoby_razreshenia_sporov_Refer.docx

— 44.67 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ)  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Реферат на тему «Альтернативные способы разрешения споров»

 

 

 

 

Выполнил студент 4 курса

группы

ФИО

 

 

 

 

Казань, 2012.

Понятие и основные формы альтернативного разрешения споров.

Альтернативные способы  разрешения споров (АРС) - это система приемов, средств, методов, от сугубо конфиденциальных, в которых принимают участие только стороны (переговоры), до имеющих черты публичного разбирательства, заканчивающегося вынесением обязательного для сторон решения (арбитраж, третейский суд). АРС - это форма частного урегулирования отношений между сторонами. Вместе с тем АРС должны служить целям правосудия, обеспечению процессуальных гарантий защиты прав и интересов сторон и повышению эффективности разрешения сложных правовых ситуаций в суде.1

Суть мирного разрешения спора заключается в том, что  между сторонами отсутствует  прямая конфронтация, в силу чего они  готовы идти на компромисс. В этом случае стороны спора по взаимной договоренности обращаются к третьему нейтральному лицу, которое способствует нахождению взаимовыгодного для них варианта. В отличие от переговоров, которые  проходят, как правило, без участия  третьего лица, в каждом из вариантов  мирного разрешения спора привлечение  независимого и незаинтересованного  в исходе спора лица является обязательным. Однако это не означает, что привлеченное таким образом лицо будет решать спор по существу. Наоборот, дружественное  урегулирование спора предполагает, что сами стороны придут к решению, которое их устроит. И это существенный психологический момент в подобного рода процедурах. Ведь решение, достигнутое самими сторонами в ходе примирительной процедуры, как правило, и не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении. Более того, именно тот факт, что в результате процедуры мирного разрешения спора не выносится обязывающего стороны решения, является нередко преимуществом, поскольку в этом случае участники более охотно сообщают все обстоятельства спора, даже те, которые могут отрицательно повлиять на их позицию. Каждый участник понимает, что если он не сообщит всю информацию посреднику, это повлечет за собой невозможность достижения компромисса. Все это создает более комфортную обстановку для спорящих сторон, тем самым способствуя нахождению наиболее эффективного решения. Указанные особенности как раз и предопределяют то, что мирные способы урегулирования разногласий сейчас все чаще выделяют в самостоятельную категорию среди всех способов разрешения споров.

Под альтернативными способами  применительно к России следует  понимать внесудебные или негосударственные  способы разрешения споров.

Целью АРС, вернее целью действий участвующих в споре сторон в  процессе АРС, является достижение определенного  результата - разрешения конфликта.2

Предпосылки к использованию  альтернативных процедур: загруженность  и волокита судов (разрешения споров можно ожидать годами), огромные затраты сил, нервов, времени, средств  доверителей, нередко встречающаяся  необъективность и пристрастность судей (в том числе и по коррупционным  причинам), проблемы исполнения законных и обоснованных судебных решений.

Преимущества АРС:

1. оперативность;

2. отсутствие публичности;

3. зачастую добровольное  разрешение решений;

4. возможность самостоятельного  выбора лиц, рассматривающих и  разрешающих спор;

5. невысокие материальные  расходы;

6. большая вероятность  сохранения дружеских и партнерских  отношений;

7. отсутствие жестких  процессуальных форм.

К принципам применения АРС  можно отнести:

- законность АРС - стороны  спора должны руководствоваться  действующим законодательством  и соглашением, заключенным между  ними;

- добровольность на использование  процедуры АРС - передача спора  на разрешение путем АРС возможна, как правило, лишь при наличии  согласия на это всех сторон  спора. Исключением является ситуация, когда стороны обязаны использовать  какую-либо процедуру АРС в  силу указания закона или суда;

- добровольность разрешения  спора путем АРС - для окончательного  разрешения спора стороны должны  выразить свое согласие с его  условиями. Такое согласие оформляется, как правило, в виде соглашения гражданско-правового характера. Исключение составляют те способы АРС, где спор разрешается вне зависимости от согласия сторон с условиями его разрешения;

- активность сторон спора  - предполагает совершение определенного  рода действий сторон спора  независимо от их непосредственного  участия в момент разбирательства  (при условии, что стороны были  извещены надлежащим образом  о дате и месте разрешения  спора);

- конфиденциальность - предполагает  тот случай, если стороны спора  не договорились об ином, вся информация, относящаяся к примирительной процедуре является конфиденциальной, за исключением тех случаев, когда ее раскрытие требуется в соответствии с действующим законодательством;

- системность и взаимосвязанность  действий лиц, участвующих в  процедуре АРС при рассмотрении  и разрешении спора;

- информированность - издание  специальной литературы и учреждение  средств массовой информации  для освещения допустимых альтернативных  способов разрешения споров и  проблем примирения сторон; подготовка  и выпуск учебно-методических  пособий и комментариев к нормативным  актам, регулирующих вопросы примирения  сторон; проведение специальных  семинаров и конференций, направленных  на разъяснение общественности  о преимуществах мирного урегулирования  споров;

- подготовка квалифицированных  специалистов в области применения  альтернативных методов разрешения  правовых споров (посредников (медиаторов), конфликтологов и т. д.).

Наиболее традиционным является деление альтернативных форм разрешения правовых конфликтов на основные и комбинированные.3

К основным альтернативным формам относятся:

1. Переговоры, представляющие  собой урегулирование спора непосредственно  сторонами без участия иных  лиц;

2. Посредничество, означающее  урегулирование спора с помощью  независимого, нейтрального посредника, который содействует сторонам  в достижении соглашения;

3. Третейский суд - разрешение  спора с помощью независимого, нейтрального лица - арбитра (или  группы арбитров), который уполномочен  вынести обязательное для сторон  решение.

Кроме того, компоненты основных видов, смешиваясь друг с другом, образуют совершенно новые комбинированные  формы4. Например, такие как:

- посредничество - третейский  суд, означающее урегулирование  спора с помощью посредника-арбитра,  который в случае недостижения сторонами соглашения уполномочен разрешить спор в порядке арбитража;

- «мини-суд», широко применяемый  способ для урегулирования коммерческих  споров, получивший название от  внешнего сходства с судебной  процедурой и представляющий  собой урегулирование спора с  участием руководителей корпораций, юристов и третьего независимого  лица, возглавляющего слушание дела;

- независимая экспертиза  по установлению фактических  обстоятельств дела - процедура достижения  сторонами соглашения на основе  заключения квалифицированного  специалиста, изучившего дело  с точки зрения фактического  состава;

- омбудсмен - урегулирование  споров, связанных с недостатками  в деятельности правительственных  агентств и частных организаций  официально уполномоченным лицом,  расследующим обстоятельства дела  по жалобам заинтересованных  лиц;

- частная судебная система  или судья «напрокат», обеспечивающая  разрешение споров с помощью  судей, ушедших в отставку, за  достаточно высокую плату, которые  имеют полномочия не только  примирить стороны, но и вынести  обязательное для них решение.

Из всех этих способов для  российской действительности наиболее актуальными являются кроме третейского разбирательства представляются переговоры и медиация, на характеристике которых остановимся более подробно.

 

Переговоры.

Действительно, в случае возникновения правового спора  переговоры традиционно являются первым шагом по его урегулированию. Неслучайно во многие договоры стороны вносят пункт о том, что в случае возникновения  споров, стороны предпримут все необходимое  для разрешения спора путем переговоров  и зачастую этот пункт не является формальным. При этом не имеет значения, была ли оговорка о переговорах предусмотрена  в договоре. Однако, юристы все же рекомендуют ее указывать.

Итак, переговоры - наиболее доступный способ разрешения конфликтов, не требующий финансовых затрат и  не составляющим никакого риска для  сторон

Для характеристики переговоров  используются следующие категории:

- модели переговоров;

- стратегия и тактика  переговоров;

- стадии переговоров.

Модели переговоров. Под  моделью понимают совокупность определенных стандартов поведения и взаимоотношений, которые принимаются за основу в  переговорах.

В основном, выделяют две  модели переговоров:

Переговоры-сотрудничество : их целью является достижение компромисса. Они основаны на взаимных уступках. Считается, что уступки, сделанные одной стороной, порождают моральную обязанность для подобного поведения другой стороны. Эта модель достаточно уязвима, так как в один из моментов одна из сторон может отказаться пойти на уступку, и тогда переговоры заходят в тупик. 

Переговоры-соперничество: их целью является стремление участников урегулировать спор в свою пользу. Они основаны на психическом давлении, агрессивном поведении, обвинительной позиции. Уязвимость данной модели заключается в возможном злоупотреблением давлением. Если оно становится чрезмерным, то «слабая» сторона отказывается от продолжения переговоров и идет в суд.

По общей рекомендации, первую модель предлагается использовать в простых делах, вторая модель может  быть продуктивнее в сложных спорах с крайне противоречивыми позициями  сторон.

В рамках того или иного  типа (модели) определяется стратегия  поведения во время переговоров.

Стратегии:

Состязательная стратегия. Её суть заключается в том, что каждый участник акцентирует внимание только на своих проблемах и интересах. Причем выигрыш для одной стороны означает проигрыш для другой. Характерными чертами данной стратегии является жесткая позиция, высокая степень напряженности, эмоциональное давление. Более подходит для модели поведения - «соперничество», однако применяется и в модели «сотрудничество». 

Интеграционная стратегия. Сутью является восприятие разногласий по спору как общей проблемы, разрешаемой совместно с учетов взаимных интересов. Так называемая «Беспроигрышная игра». Для данной стратегии характерно обсуждение общих интересов и вариантов урегулирования спора. Более подходит для модели поведения – «сотрудничество», однако применяется и модели «соперничество».

Стратегия как основная линия  поведения имеет свое специфическое  преломление на отдельных этапах переговоров. Поэтому еще одной  важной категорией, которая исследуется  в теории, являются стадии переговоров.5

Четыре стадии (этапа) переговоров.

Значение: отражают динамику переговоров и позволяют рассматривать  переговоры как определенный механизм, функционирующий по своим правилам.

Подготовительный этап переговоров (определение места и времени  проведения переговоров, определение  того, с кем предстоит вести  переговоры, возможности и полномочия лица, формулирование своих интересов, прогнозирование целей, продумывание возможных вариантов хода переговоров, выбор одежды, в которой вы пойдете  на переговоры.)

1. Ориентация и определение  позиции в споре;

Ориентация – ознакомление с контрагентом и с его позицией. Задача: получить как можно больше информации друг о друге и о  сущности разногласий (предыдущий опыт, квалификация, деловая репутация, обмен  письмами, знакомство, невербальное общение, внешний вид).

Установление собственной  позиции в споре и ее пределов:

2. Непосредственное урегулирование  разногласий;

Включает два элемента: аргументацию и предложения об уступках.

Уступки в переговорах  рассматриваются как основное средство, с помощью которого возможно достижение соглашения. (Если в интеграционном процессе стороны делают свои уступки  поочередно, то в состязательном процессе каждый участник процесса желает как  можно меньше уступить и как можно  больше получить).

Важно в этой стадии: уметь  слушать, уметь задавать вопросы (закрытые, открытые), владеть техниками ведения  переговоров (активное слушание, перефразирование, вентилирование эмоций, выявление интересов, мозговой штурм, тест на реальность, адвокат  дьявола, дробление проблемы)..

Информация о работе Альтернативные способы разрешения споров