Трудовое законодательство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:52, реферат

Описание

Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную необходимость.

Все, чем мы пользуемся в обыденной жизни, начиная от простой канцелярской скрепки и кончая сложной автоматической системой машин, результат целенаправленной деятельности многих поколений людей.

Организация труда как в масштабе всего общества, так и в рамках отдельного хозяйства складывается под воздействием объективных и субъективных факторов. Ее объективную основу составляют производственные отношения, возникающие независимо от воли и сознания людей и развивающиеся по установленным законам природы и общества.

Содержание

Введение

Основная часть
История развития трудового законодательства России.
Современное реформирование и тенденции развития трудового законодательства.
Правовая действительность жизни трудового кодекса и проблемы совершенствования трудового законодательства.

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат ТП.docx

— 55.74 Кб (Скачать документ)

   Современная практика трудовых отношений, сложившаяся  в России, во многих своих проявлениях  близка к китайской модели. Недостатки этой модели для индустриальной страны с достаточно высоким уровнем  экономического развития находят наглядное  проявление в негативных процессах  на российском рынке труда, отмеченных в предыдущем разделе.8

   Вместе  с тем, ни одна из двух других моделей  не может быть реализована в России как целостная система.

   Реформирование  трудовых отношений в Российской Федерации должно с одной стороны, создать эффективный, высокомобильный  рынок труда, способный обеспечить структурную перестройку экономики  и последующий переход к экономическому росту. С другой стороны, оно должно быть направлено на повышение уровня регистрируемой занятости, нормализацию производственных и социальных условий  труда и обеспечение роста  заработной платы в соответствии с ростом производительности труда. 9

   Меры  по упорядочению и рационализации трудовых отношений, по предоставлению большей  свободы предпринимателю в определении  условий найма и увольнения рабочей  силы должны сопровождаться активной политической, моральной и правовой поддержкой работника со стороны  государства. Поэтому, например, государственная  поддержка безработных должна быть ориентирована на помощь социально  незащищенным категориям, таким как  длительно безработные, молодежь, высвобождаемые работники градообразующих предприятий. Кроме того, максимально широко должны использоваться формы организационно-правовой поддержки работников и безработных: формирование эффективных механизмов правовой защиты трудовых прав, государственная  поддержка профсоюзов и других социально-защитных и правозащитных организаций, государственные программы правового просвещения и содействия адаптации работников на рынке труда.

   Стратегическая  цель реформы трудовых отношений - создание в России эффективного цивилизованного  рынка труда, оперативно обеспечивающего  работодателя рабочей силой, необходимой  квалификации, а работника - работой, достойной заработной платой и приемлемыми  условиями труда.

  • Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
  • Реформирование трудового законодательства в целях эффективного размещения и использования трудовых ресурсов в экономике при строгом соблюдении основных прав работников (право на справедливую оплату труда, право на защиту от необоснованного увольнения, право на забастовку и т. п.).
  • Развитие механизмов социального партнерства на уровне предприятия.
  • Формирование эффективных механизмов урегулирования трудовых споров. Совершенствование и повышение эффективности механизмов досудебной защиты трудовых и социальных прав работника. Создание специализированной трудовой юстиции, государственная поддержка развития системы негосударственной защиты трудовых прав и самозащиты.
  • Повышение роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда.

   Реформирование  системы управления охраной труда  через создание экономического механизма, стимулирующего работодателей к  поиску путей снижения уровня производственного  травматизма, профессиональной и производственно  обусловленной заболеваемости, с  одной стороны, и работника - к  соблюдению техники безопасности, с  другой.

   Успешное  проведение реформы невозможно без  активной разъяснительной и просветительской деятельности государственных органов. Необходимо разработать и реализовать  соответствующие государственные  программы информационно-методического  содействия гражданам в решении  вопросов занятости и защиты трудовых прав.

   Реформа трудовых отношений будет содействовать:

   -увеличению гибкости трудовых отношений, их адаптивности к изменениям экономической конъюнктуры;

   -повышению территориальной, отраслевой и профессиональной мобильности рабочей силы;

   -постепенному вытеснению неформальных трудовых отношений.

   -расширению сферы регистрируемой занятости;

   -сокращению длительной, застойной безработицы;

   -повышению уровня оплаты труда в регистрируемом секторе и ее удельного веса в национальном доходе;

   -постепенному приближению уровня оплаты труда работников бюджетного сектора к уровню оплаты труда работников внебюджетной сферы;

   -повышению уровня собираемости подоходного налога и отчислений во внебюджетные социальные фонды;

   -сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

   -усилению реальной защиты основных трудовых и социальных прав работника;

   -укреплению профсоюзного движения;

      -общему снижению социальной напряженности, переводу трудовых конфликтов в правовое русло коллективных трудовых споров.

   Реформа трудовых отношений может быть успешной лишь при параллельном проведении необходимых  преобразований в смежных отраслях.

   Необходимо  осуществить налоговую реформу. Общее снижение налогового бремени должно стимулировать рост регистрируемых экономических отношений, что положительно скажется и на трудовых отношениях. Особой задачей является выравнивание налогообложения капитала и труда. Современное предельное обложение труда (подоходный налог плюс отчисления в социальные фонды) почти вдвое выше налогообложения капитала (прибыли), что стимулирует развитие неформальных трудовых отношений и экономически неоправданное вытеснение живого труда из производства.

   Тесно связана с реформой трудовых отношений  пенсионная реформа. Создание пенсионной системы, непосредственно увязывающей размеры трудовой пенсии и элементы накопительного финансирования (через персонифицированный учет) и трудового дохода работника, будет стимулировать последнего к официальному оформлению своих трудовых отношений и к максимально полной регистрации оплаты труда. Постепенный перевод финансирования досрочных пенсий, назначаемых в связи с вредными условиями труда, в профессиональные пенсионные системы, действующие на основе дополнительных страховых взносов работодателей, создает дополнительные экономические стимулы для работодателей по улучшению условий труда и сокращению числа вредных производств.

   Повышение межрегиональной мобильности рабочей  силы во многом зависит от проведения жилищно-коммунальной реформы. Создание реального, доступного и широкого рынка жилья требует как решительного отказа от реликтов прописки (разного рода местные поборы за регистрацию и иные противозаконные ограничения на выбор места жительства), так и развития рыночной системы аренды жилья. Необходимы выравнивание экономических условий эксплуатации собственного и арендуемого, муниципального и частного жилья, развитие ипотеки, целенаправленная политика, поощряющая как муниципальное, так и частное строительство жилья с целью сдачи в краткосрочную и долгосрочную аренду, прежде всего в регионах, привлекающих миграционные потоки. 10

   Реформа бюджетного финансирования отраслей социальной сферы общественного обслуживания (прежде всего образования и здравоохранения, где занято около 80% работников бюджетного сектора), заключающаяся в переходе от сметного финансирования к финансированию реально оказываемых услуг по принципу "деньги следуют за учеником, пациентом", позволит решить проблему разрывов в уровнях оплаты работников бюджетного и внебюджетного секторов и задержек с выплатами заработной платы. Внедрение данных механизмов позволит существенно расширить самостоятельность организаций образования и здравоохранения в вопросах кадровой политики и оплаты труда.

   Реформы в сфере трудовых отношений тесно  связаны с реформами в сфере профессионального образования. Главной проблемой в этой области является возросшее несоответствие между профессиональной структурой подготовки кадров и структурой спроса, предъявляемого на рынке труда. При этом государственное финансирование в сфере образования по-прежнему ориентировано на сложившееся предложение образовательных услуг, а не на рыночный спрос на них, и, тем самым, закрепляет существующий разрыв между структурой подготовки кадров и спросом на них на рынке труда. Это ведет к усилению диспропорций на рынке труда и снижению общего уровня занятости в стране.11

   Важная  роль должна принадлежать реформе государственной службы, не только потому, что это существенный сегмент рынка труда, но и потому, что от эффективности государственной службы во многом зависит судьба любых реформ. В настоящее время госслужба практически исключена из нормального функционирования рынка труда, низкоэффективна и развивается по экстенсивному типу. Это связано с низким уровнем оплаты, затрудняющим необходимый отбор кадров и создающим постоянный соблазн коррумпирования, закрытостью и негибкостью отношений найма. Повышение уровня оплаты государственных служащих без увеличения удельного веса расходов на содержание госаппарата (при сокращении его численности) требует изменения условий финансирования и организационных принципов (внедрение балансового метода учета, постепенный переход от сметного финансирования государственных учреждений к финансированию в зависимости от объема работ (услуг), переход к открытому конкурсному механизму найма и должностного продвижения с обязательной публикацией информации о конкурсах на должности в открытой печати и др.).

   Повышение действенности механизмов корпоративного управления также будет способствовать нормализации ситуации в трудовой сфере. В отсутствие эффективного собственника невыплаты заработной платы и другие злоупотребления интересами работников используются директорами многих предприятий в качестве средства личного обогащения. Появление у таких предприятий эффективных собственников, - в том числе и в результате реализации процедуры банкротства,- способно существенно ограничить возможности для произвола директоров предприятий, поскольку он наносит ущерб не только интересам работников, но и интересам собственников предприятий.

   Улучшение положения работников бюджетной сферы и акционерных обществ с долей государства в значительной степени зависит от реформирования системы управления государственной собственностью. Необходимо укрепление механизма управления казенными и другими государственными предприятиями, государственными пакетами акций на предприятиях любых организационно-правовых форм. Должны быть приняты меры по усилению регулирующего воздействия государства на оплату труда руководителей государственных и муниципальных предприятий, через систему контрактов должна быть обеспечена жесткая связь размеров оплаты их труда с результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Необходимо в кратчайший срок закончить разработку эффективных юридических и организационных процедур представления интересов государства в акционерных обществах, где имеется доля государства, чтобы обеспечить общегосударственные приоритеты, в том числе в части соблюдения и защиты трудовых прав граждан.

   На  мой взгляд, при разработке нового трудового законодательства должны быть существенно переработаны и в ряде случаев подготовлены заново следующие его разделы:

   Необходимо  более детальное определение  сторон трудовых отношений, в том  числе: конкретизация роли представителей работников; выделение такой специфической  категории работников, как работники, выполняющие распорядительные и  контрольно-надзорные функции и  в ряде ситуаций защищающие интересы работодателей и ряд других вопросов.

   Требуется детально разработать определение  механизмов представительства работников и работодателей, в том числе  условия создания представительных органов, выбираемых всеми работниками  организации, разделение компетенции  между выборными представительными  органами и профсоюзами. Целесообразно  предусмотреть механизм заключения коллективных договоров работниками, не являющимися членами профсоюза, с помощью организации-посредника.

   Следует упорядочить возникающую в связи  с существующим профсоюзным плюрализмом  ситуацию множественности коллективных трудовых договоров и определить, что действие коллективного трудового  договора распространяется только на работников, прямо или косвенно (через  членство в профсоюзе) уполномочивших соответствующий профсоюзный орган  на ведение коллективных переговоров  от их лица.12

   Государственные меры по повышению эффективности  защиты трудовых прав граждан должны осуществляться в следующих основных направлениях:

  1. Совершенствование досудебных механизмов защиты трудовых прав.
  2. Создание специализированной трудовой юстиции.
  3. Введение новых законодательных норм расширяющих возможности граждан в защите трудовых.
  4. Поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан.
  5. Информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости.

   В условиях продолжающейся структурной перестройки экономики основной целью государственной политики на российском рынке труда является содействие эффективному перераспределению рабочей силы при сдерживании безработицы и смягчении ее социальных последствий. Особое внимание предстоит уделить мерам по сокращению длительной, застойной безработицы.

Информация о работе Трудовое законодательство РФ