Трудовое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание

В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и отношения человека к труду. Они являются одним из определяющих признаков характера труда. В

Содержание

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Трудовое поведение
1.1 Определяющие факторы трудового поведения
1.2 Типология трудового поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задача
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Трудовое поведение 1.docx

— 49.28 Кб (Скачать документ)

Содержание

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Трудовое поведение

1.1 Определяющие факторы  трудового поведения

1.2 Типология трудового  поведения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКА  ЧАСТЬ

1. Трудовое поведение

В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и  отношения человека к труду. Они  являются одним из определяющих признаков  характера труда. Внешнее проявление отношения человека к труду проявляется  в его трудовом поведении. В свою очередь характер трудового поведения  работника и его отношения  к труду определяет множество  взаимосвязанных факторов, изменяя  которые можно влиять на трудовое поведение индивида, а следовательно и на качество его работы. Поэтому рассмотрим подробнее вопросы, касающиеся трудового поведения и его определяющие факторы.

1.1 Определяющие  факторы трудового поведения

Трудовое поведение - это  исполнительная сторона трудовой деятельности, внешнее ее проявление. Однако за внешне идентичными трудовыми поступками может быть скрыта разная по своей  внутренней направленности трудовая деятельность. Так, постоянное совершенствование  трудовых приемов и методов у  одного работника может обусловливаться  стремлением увеличить свой заработок, у другого - получением признания  своих товарищей, коллектива и т.д. Для выявления путей повышения  эффективности трудовой деятельности необходимо изучение не только ее внешнего проявления, а и внутренней сущности, характера ее внутренних побудительных  сил.

Главной побудительной силой  человека, группы, общества является потребность, под которой понимается объективно обусловленный запрос личности в необходимых для существования благах и деятельности по их приобретению. Не имея еды, одежды, жилища, духовных благ люди не могут существовать. А чтобы все это иметь, они должны производить, трудиться. Следовательно, люди трудятся потому, что им необходимо удовлетворить потребности. Потребности активизируют человека. Если нет потребности, не может быть и активности.

Однако побудительной  силой обладают осознанные потребности. Потребности, осознаваясь людьми, отражают в их психике несоответствие внешних  условий их внутренним требованиям  и предопределяют их деятельность по устранению такого несоответствия.

Интересы - это конкретное выражение осознанных потребностей. Осознанные потребности обретают форму  интересов к определенным объектам, обеспечивающим удовлетворение потребностей. Интересы выступают реальной причиной социальных действий. Если потребность  характеризует, что нужно субъекту для его нормального функционирования, то интерес отвечает на вопрос, как  действовать, чтобы иметь необходимые  для удовлетворения этой потребности.

Таким образом, потребности  и интересы характеризуют внутреннюю обусловленность трудового поведения. Следует отметить, что люди включаются в трудовую деятельность не только из внутренней потребности, но и под  внешним воздействием. Внешне трудовое поведение обусловливается трудовой ситуацией-комплексом условий, в которых протекает трудовой процесс. Трудовая ситуация влияет на развитие и проявление личных потребностей и интересов. Она включает в себя стимулирование и ценностно-нормативное управление-социальный контроль и состоит из следующих основных элементов:

· стимулов труда, оказывающих  опосредованное влияние на поведение  работников;

· плановых и оценочных  показателей, выступающих критериями трудовой активности и выполняющих  функции ценностей труда;

· административных решений (приказов, распоряжений), оказывающих  прямое волевое воздействие на поведение  работников;

· ценностей и норм поведения, присущих трудовому коллективу и  ожидаемых в поведении его  членов.

Перечисленные элементы трудовой ситуации обладают определенной побудительной  силой. Под их влиянием человек может  поступать вопреки своим внутренним стремлениям, личным интересам. Значимость внутренних и внешних воздействий  в различных сферах жизнедеятельности  человека различна. Под влиянием этих воздействий формируется внутренняя позиция, личная предрасположенность  работника по отношению к различным  объектам и ситуациям, его готовность действовать тем или иным образом. Она характеризуется такими понятиями, как "ценностные ориентации", "установки" и "мотивы".

Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, социально - обусловленное отношение к совокупности материальных, духовных благ и идеалов, на основе которого возникает стремление к достижению определенных целей. Они определяются по господствующему интересу в сочетании с реальным статусом человека. Так, работник, обучающийся в системе заочных и вечерних учебных заведений и выражающий желание в случае увеличения доли свободного времени использовать его в основном для учебы, ориентирован на учебу, а работник, активно участвующий в общественной жизни коллектива и намеренный расширять это участие, на общественную деятельность. От того, на какие ценности ориентирован работник, какое место занимает трудовая деятельность в общей системе его ценностных ориентаций, зависит степень его трудовой активности, качество выполняемой работы.

В трудовой деятельности возможна ориентация непосредственно  на:

· общественную значимость труда, когда работник стремится  выполнять наиболее важную и нужную для общества работу, даже если она  не всегда интересна с точки зрения содержания труда или выгодна  с точки зрения его оплаты;

· содержание труда, когда работник стремиться найти  наиболее интересную, разнообразную, творческую работу, открывающую возможности  для повышения квалификации;

· заработную плату, когда работник стремится работать сверхурочно или выполнять высокооплачиваемые работы для увеличения своего заработка;

· условия труда, когда работник стремится к работе с нормальными условиями труда, с удобной сменностью, хорошим  микроклиматом в коллективе, даже при более низкой оплате или невысокой  содержательности труда.

В этой связи особое значение приобретает уровень сознательности человека, степень осознанности значимости выполняемой работы.

Ценностным ориентациям  соответствуют определенные установки.

Установки - это наиболее устойчивая направленность в отношении человека к объектам, ситуациям, своим ролям, статусам, его готовность к определенным действиям.

Мотивы в отличие от установок, которые могут быть неосознанными, есть осознанное субъективное отношение к своим поступкам, внутренняя реакция на трудовую ситуацию, сформировавшаяся на основе установок и ценностных ориентаций под влиянием внешних воздействий, стимулов.

Мотивы предшествуют трудовому поступку, действию человека. Мотивом может выступать чувство  долга, удовлетворение от хорошо выполненной  работы, заработок, престиж, боязнь критики  и наказания, продвижение по службе. Таким образом, существует целый  мотивационный комплекс, который  может изменяться не только от человека к человеку, но и от одной ситуации к другой.

Сложившаяся устойчивая структура мотивов образует мотивационное  ядро. Существующие в сфере труда  мотивы условно разделяют на три  вида:

· материальные, когда человек выполняет работу, исходя из побуждений, не связанных  ни с характером и содержанием  труда, ни с социальной средой, потому что работа для него - простая  экономическая необходимость, средство зарабатывать деньги и обеспечить самостоятельность  существования;

· духовные, когда  человек выполняет свою работу потому, что ему нравится его профессия, содержание трудовой деятельности. При  этом он ощущает радость творчества, эмоциональный подъем, испытывает эстетическое наслаждение самим процессом  труда;

· социальные, когда  человек выполняет свою работу, руководствуясь не столько ее содержанием, сколько  тем, что она обеспечивает ему  определенное место в социальной структуре коллектива, в обществе. При этом он четко понимает ее общественную значимость, получает моральное удовлетворение трудом, пользуется уважением товарищей.

На практике в  чистом виде эти виды мотивов не встречаются. Они тесно переплетаются, и в какой-то конкретной ситуации можно выделить лишь доминирующий вид.

Вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального  трудового поведения, называется мотивацией. В процессе мотивации объяснение трудового поведения осуществляется на уровне сознания путем соотношения  подлежащей объяснению ситуации с теми или иными ценностями или нормами.

Важное значение для понимания природы мотивации имеет рассмотрение ее функций. Объясняя и обосновывая поведение субъекта, мотивация тем самым выполняет свою основную, непосредственную функцию. Кроме того, она выполняет регулятивную функцию, заключающуюся в блокировании одних действий и принятии решения о начале других. Она также, объясняя определенным образом поведение людей и определяя различные возможности для общения субъекта с другими членами коллектива, установления с ними связи, выполняет коммуникативную функцию и выступает средством самосознания и осознания субъектом своего социального окружения, становления и социализации его личности. Мотивация выступает также в качестве механизма, при помощи которого корректируются старые и формируются новые идеалы, нормы, ценностные ориентации. Это происходит в том случае, если старые ценности и нормы не могут обеспечить такое обоснование поведения, которое способствует реализации возникших потребностей.

В сфере труда  человек одновременно испытывает целый  ряд потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Ориентируясь в каждой конкретной трудовой ситуации, он соизмеряет свое поведение с принятыми в  коллективе эталонами, разделяемыми образцами  поведения, усваивает, что "хорошо", а что "плохо", и на основе, сформировавшейся у него установки посредством мотива делает определенный выбор, объясняет и обосновывает его. Благодаря мотиву действия приобретают характер относительно координированного акта при большем или меньшем соответствии ценностей и потребностей, даже при их несогласованности. Мотив обладает двойственной природой: с одной стороны, он обусловлен конкретной ситуацией (применительно к ней нужно действовать), с другой - личность стремится преодолеть (в сознании) ситуацию, соотнося свое действие с усвоенной системой нравственных ценностей.

Предшествуя трудовому  действию, объясняя и обосновывая  его, мотивация может служить  побуждением к действию или средством  блокирования его. Однако мотив не является движущим фактором. Он выступает связующим  звеном между такими регуляторами трудового  поведения, как ценности, потребности  и интересы. При этом следует учитывать  то, что, хотя ценности и отражают отдельные  стороны трудовой деятельности, их следует отличать от таких регуляторов, как потребности и интересы. Последние (потребности и интересы) являются непосредственным выражением социально-практической деятельности, социального положения  групп в системе общественного  воспроизводства. В ценностях же предмет деятельности, присущие ей формы общения и условия жизнедеятельности  выражены опосредованно, через систему  знаков и символов, которым может  придаваться особый смысл, не соответствующий  природе обозначаемого.

Только под  целенаправленным влиянием административных воздействий и стимулов можно  достичь максимального соответствия мотива деятельности и потребности, обеспечить необходимое трудовое поведение. Стимулирование-это особый, качественно  отличный от ценностно-нормативного регулирования, способ управления социальной деятельностью  людей, при котором поведение  человека регулируется посредством  воздействия не на саму личность, а  на условия ее жизнедеятельности, на внешние по отношению к личности обстоятельства, порождающие определенные интересы и потребности. Таким образом, стимулирование является способом опосредованного  воздействия на личность, при котором  личность может сознательно выбирать, какой поступок ей совершить в  соответствии с индивидуальным предпочтением.

Рассмотрим более  подробно понятие стимулирования труда.

Стимулы - это объективные, т.е. внешние по отношению к человеку, воздействия, которые должны побуждать его  к определенному трудовому поведению, вызывать его трудовую активность. Они являются основой возникновения и существования мотивов трудовой деятельности.

Стимул  выступает не как непосредственный повод, а лишь как предпосылка  к действию. В процессе своей реализации он должен осознаться работником, пройти через его сознание. Стимулы - это осмысленные побуждения, т.е. потребности, вызванные воздействием объективных факторов. Осмысление потребностей - необходимый момент их реализации.

Действие  стимулов побуждает человека к выполнению таких видов труда и такого количества и качества, которые необходимы обществу. Значит, стимулы направлены на реализацию общественных интересов. Их действенность в привлечении  к труду предполагает формирование у членов коллектива устойчивой внутренней потребности в добросовестном эффективном  труде, т.е. формирование внутренней положительной  мотивации.

Таким образом, в ценностно-нормативном  управлении трудовым поведением регулятивным элементом выступают ценности и  установки, в стимулировании - потребности  и интересы. Здесь имеются в  виду не просто стимулы, а стимулы, в  максимальной степени адекватные интересам  работника. Только при этом условии  стимул может вызвать соответствующий  ему мотив, а последний - желаемое поведение. Варианты трудового поведения  человека могут быть различными при  единых стимулах. И все же они  должны прогнозироваться и учитываться. Иногда самые, казалось бы, действенные  стимулы дают ничтожный результат  и наоборот. Например, незаменимому работнику обещают существенное повышение заработка за выполнение важной работы, однако его это не стимулирует, потому что в данный момент свободное время ему дороже, чем деньги, или же у него скопилось  много денег, а купить нечего. Любая  идея вызывает заинтересованное отношение  и успешно усваивается лишь тогда, когда она затрагивает интересы масс.

Информация о работе Трудовое поведение