Совершенствование трудового законодательства и его гендерное измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:41, реферат

Описание

С одной стороны, происходит падение производства (более чем вдвое к 90-му году) и его теневизация (по оценкам, от 40 до 70% ВВП); снижение спроса на труд и массовая безработица (ищут работу и готовы приступить к ней 10% экономически активного населений); девальвация и без того низкой цены рабочей силы (реальная заработная плата в конце текущего десятилетия составила треть от его начала); постоянно растущая бедность, в том числе и работающих людей, которым мало платят (в среднем за 1999 г. - 60 долл. в месяц), задерживают начисленное (на 1 октября 2000 г. невыплаты составляют 39 млрд руб. или 40% месячного фонда заработной платы), выдают в натуре или «в конвертах» (примерно 20% от всего причитающегося) и пр

Работа состоит из  1 файл

кзот гедерн.docx

— 101.78 Кб (Скачать документ)

Размеры тарифных ставок ЕТС  находятся на крайне низком уровне, в связи с чем оплата труда  работников организаций бюджетной  сферы - здравоохранения, образования, культуры составляет менее половины относительно оплаты работников промышленности, строительства, транспорта. Учитывая, что в бюджетно финансируемых  отраслях преобладающей рабочей  силой являются женщины, такое соотношение  заработных плат является проявлением  косвенной дискриминации.

Следует отметить, что принцип, который определяет размеры заработной платы - «обеспечение достойного уровня жизни работнику и его семье», не соблюдался ранее и не соблюдается  до сих пор. Лишь в законе РФ «О прожиточном  минимуме РФ» устанавливается, что  минимальный размер оплаты труда  определяется исходя из размеров прожиточного минимума и поэтапно приближается к  нему. Однако на практике соотношение  минимального размера оплаты труда  и прожиточного минимума уменьшается  и в настоящее время составляет менее 10%. Известно, что получателями минимальной оплаты труда являются в основном женщины, и это в  значительной мере определяет их отставание в системе вознаграждения за труд в целом.

Проект Кодекса ничего не меняет в регулировании оплаты труда ни в бюджетной, ни в коммерческой сфере. Между тем, важно ликвидировать  функцию минимальной заработной платы в форме норматива исчисления для социальных, финансовых и прочих выплат. Это позволило бы либерализовать принципиально корневую для рыночных отношений категорию минимальной  цены рабочей силы и ориентировать  данный показатель действительно на уровень прожиточного минимума, имея в виду осуществить главную задачу перехода к рынку в отношении  наемных работников - самообеспечение  собственных потребностей и потребностей своей семьи за счет заработанного  винного дохода. Все остальное  регулирование оплаты труда в  коммерческой сфере должно происходить  на договорной основе при сохранении гарантированных нижних пределов вознаграждений за труд.

С этих позиций недостатком  проекта является то, что в нем  не предусматривается в нужном составе  указанные границы вознаграждения за труд, за исключением оплаты сверхурочных, ночных, праздничных и выходных. Тем самым ущемляются интересы не только всех работников, но главным  образом мужчин, которые чаще перерабатывают рабочее время по сравнению с.женщинами, перегруженными воспитанием детей  и домашними обязанностями.

Современная проблема Кодекса  в области заработной платы - неотрегулированность экономической ответственности  работодателя за ее задержку и нарушение  сроков оплаты. В поправках к КЗоТу  РФ, принятых Государственной Думой  и одобренных Советом Федерации, предусматривается в таких случаях  выплата компенсации работнику  за каждый календарный день задержки. К сожалению, данная норма не поддержана Президентом Российской Федерации.

Условия труда

Регулирование труда по его  условиям сформулировано правом в нескольких направлениях - в том числе и  как гендерно нейтральные нормы, и как гендерно активные:

- льготы и преимущества  для всех занятых на тяжелых,  вредных и опасных работах,  независимо от пола работника  (сокращенный рабочий день, дополнительный  отпуск, специальное питание, повышенная  оплата, страхование от производственных  травм и профессиональных заболеваний);

- ограничение для женщин  занятости на ночных работах,  за исключением производственной  необходимости;

- запрет женской занятости  на ряде особо вредных и  опасных работ, на переноску  и передвижение тяжестей, превышающих  установленные предельные нормы,  а также на любых тяжелых,  вредных, опасных и ночных работах  для беременных женщин и женщин  с детьми до 3 лет[vi]. Традиционное запрещение в Российской Федерации занятости женщин в неблагоприятных по условиям труда производствах, исходя из интересов ее репродуктивного здоровья и заботы о здоровье будущего поколения, оформлено трудовым правом в ряде нормативных актов. Так, ст. 160 КЗоТ РФ запрещает труд женщин на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, а также с переноской и передвижением женщинами тяжестей сверх установленных предельных норм. Этой же статьей предусматривается необходимость утверждения правительством списка указанных работ.

Принятые в 1993 г. «Основы  законодательства Российской Федерации  об охране труда»[vii]расширили это запрещение, распространив его относительно всех женщин детородного возраста, что поставило перед работодателем такое существенное ограничение, соблюдение которого приводило бы к массовому выводу женщин с предприятий и таким образом, к увеличению безработицы.

Чтобы этого не случилось  и правительство успело бы разработать  соответствующий механизм реализации данного законодательного положения, срок исполнения ст. 6 «Основ» был  отложен Госдумой до 1 июля 2000 г. Однако до наступления зафиксированной  даты и истечения объявленного моратория  Федеральным Собранием 17 июля 1999 г. был принят новый Федеральный  закон «Об основах охраны труда  в российской Федерации», где требование о запрещении было сформулировано аналогично старой, действующей в КЗоТе норме, с поручением правительству переутвердить  перечень подобных работ взамен действующего с 1978 г. В связи с этим в ст. 27 Федерального закона «Об основах  охраны труда в Российской Федерации» была предусмотрена отмена прежних  регулирующих данный вопрос актов.

25 февраля 2000 г. постановлением  Правительства № 162 был утвержден  новый Перечень из 456 позиций тяжелых  работ, работ с вредными и  опасными условиями труда, на  которых запрещается труд женщин. И хотя мы не совсем согласны  с перечнем (к примеру, работы  с приборами в авиации и  т.п.), но юридически проблема отрегулирована.

Тем не менее, осталась социально-экономическая  проблема, ограничивающая права женщин на профессиональную занятость, исходя из потребности общества и государства  в улучшении ситуации с воспроизводством населения и заботы о соблюдении прав ребенка на жизнь и здоровье. Помимо этого, следует отметить, что  запрет для женщин на работы во вредных  и опасных производствах, при  одновременном разрешении работать в этих производствах мужчинам дискриминирует последних.

В принципе, противоречие между  свободой профессиональною выбора каждой конкретной женщины и интересом  поддержания репродуктивного здоровья нации снимается на путях решения  глобальной задачи технической модернизации российского производства, в том  числе в сторону его безопасности для всех без исключения трудящихся: и женщин, и мужчин. Но это длительный процесс. Однако если в ходе его, при  проведении предусмотренной раз  в пять лет переаттестации рабочих  мест на конкретных предприятиях условия  труда улучшатся, законодательное  запрещение может быть снято. То же самое возможно, если предприятие  индивидуально обратится в местные  органы санэпиднадзора и всероссийской  экспертизы по условиям труд за установлением  факта отсутствия неблагоприятной  производственной обстановки и получит  положительные заключения.

По нашему мнению, эта  норма должна быть поднята в правовою отношении и перенесена из примечания к правительственному перечню от 25 февраля в действующий Федеральный  закон «Об основа охраны труда  в Российской Федерации». Кроме того, Трехсторонней комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений целесообразно  дополнить генеральное, а с ним  и соглашения следующего уровня (отраслевые, региональные, коллективные) положением снеобходимости инициирования мероприятий по улучшению охраны труда женщин, имеющих в виду сужение зон его запрещения, или по подготовке при необходимости к их выводу с тяжелых и вредных работ. Женским общественным организациям рационально лоббировать изменения в налоговом и страховом законодательстве, стимулирующие предприятия к улучшению условий труда.

Можно возразить, что рекомендуемое  нами в качестве оптимум сохранение в обозримом будущем гендерно дифференцированной политики в охране труда не согласуется с процессами, происходящими в этой области  во многих зарубежных странах, где отменяется специальная охрана труда женщин как способствующая дискриминации  при найме. Но, во-первых, это, как  правило, очень благополучные, богатые  и социально продвинутые страны, с цивилизованным работодателем, с  действующими антидискриминационными механизмами, а, во-вторых, - там гораздо  более высокий уровень техники  и технологии, достаточно давно имеющий  дело с экологией человека.

В нашем же конкретном случае при общенациональной практике несоблюдения законов, «диком» предпринимателе  и работнике, запуганном безработицей и невыплатами, с сужающимся влиянием профсоюзов было бы просто разрушительным слепо копировать сделанное в  развитых сообществах, претендующих на всеобщее благосостояние. Подобное понимание  особенностей момента имеется в  международных правовых актах, которые  признают неоднозначность обстоятельств  и поэтапность возможных шагов.

Но даже согласившись с  рациональностью временного оставления для женщин «позитивной дискриминации» в сфере защиты от неблагоприятных  условий труда, как все же быть с мужчинами, рискующими своим здоровьем  во вредном производстве?

Здесь позиция гендерных  исследователей однозначна: безусловно, повышение их безопасности не менее  актуально, и нужно быть более  решительными хотя бы на участках, которые  отмечены в конвенциях и рекомендациях  МОТ как наиболее неблагоприятные, в частности производства с канцерогенными веществами: асбест, бензол и пр.

В этом направлении Минздрав РФ утвердил в 1998 г. перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых  и природных факторов, канцерогенных  для человека, и назвал меры профилактики; есть федеральный закон о радиационной безопасности населения и другая законодательная база необходимых  действий. Дело за главным - осуществить  реальное внедрение хороших намерений  с помощью воздействия государства (от административного до экономического) и активизации действий профсоюзов.

Социальное  страхование

Важнейшей частью трудовых отношений является обязательное государственное  социальное страхование. Затраты на эти цели включаются в цену рабочей  силы (цену труда), выступают как  часть издержек на производство, направляемых на социальную защиту работающих в  случае утраты ими заработка в  определенных законом объективных  обстоятельствах: старость, болезнь, производственная травма и профзаболевание, смерть кормильца, материнство (родительство), потребность  в санаторном лечении, безработица.

Сохранение основных положений  системы социального страхования  в Трудовом кодексе - принципиальный вопрос регулирования этой сферы, которое  будет различным при признании  или непризнании примата трудового  права над страховым. В условиях обособления обязательное социальное страхование рискует стать частью финансового рынка и финансового  законодательства с их специфической  целью - минимизация затрат и максимизация доходов.

Между тем, в обязательном страховании содержится гигантская социальная, а следовательно, гендерная  нагрузка. Она не относится к формированию средств, которое происходит по равным тарифам независимо от пола работающих (антидискриминационный подход), но она относится к содержанию страховых  случаев и программе выплат по ним, что, в свою очередь, ставит серьезные  проблемы обоснования оптимальности  принимаемых решений. Именно учет пола застрахованных, учет гендерной чувствительности и позволяет сделать систему  обязательного страхования действительна  эффективной и целенаправленной.

Это, прежде всего, относится  к главному виду страхования - пенсионному, формирующему подавляющую его часть - трудовые пенсии. В них, к сожалению, отражается и консервируется вся  сегодняшняя социо-половая деструкция в области занятости и заработной платы. Так, даже в архиуравнительной  пенсионной системе, введенной в  РФ в 1990 г., и пытающейся сгладить несправедливые различия в исходных условиях назначения пенсий путем включения в трудовой стаж нестраховых периодов (материнство у женщин, военную службу у мужчин, уход за маленьким ребенком у тех и других по выбору, обучение в вузе каждого и т.п.), а также сурово ограничивающей пенсионный максимум, достающийся в основном мужчинам с их более высокой оплатой, гендерная дифференциация все равно не ликвидируется: материальные возможности пенсионерок, как правило, ниже, чем пенсионеров, хотя их число и доля в общем объеме расходов на пенсии выше, чем у мужчин.

Свершившийся ныне переход  к пенсиям на базе исчисления индивидуального  коэффициента, определяемого из отношения  заработной платы работника к  средней по народному хозяйству, увеличивает это различие в пользу мужчин. Еще больше возрастает разница  при переходе к накопительной  системе, где отставание женщин в  оплате труда ничем не компенсируется, а либо сохраняется, либо увеличивается  по известным причинам: меньше трудовой стаж при более низком пенсионном возрасте, исключение нестраховых периодов, более длительное пребывание на пенсии (примерно 23 года у женщин и 14 у мужчин) в пределах накопленной суммы  средств, снижающее для женщин ежегодные  выплаты и т.п. Вопрос же о едином по полу возрасте выхода на пенсию имеет сложный многофакторный аспект, связанный как с профессиональным, так и с домашним трудом по воспитанию детей, в котором по-прежнему нуждается общество, особенно в условиях демографического кризиса и массовой безработицы, низкого уровня жизни, отставания сервиса.

Страховые программы по болезни  и медицинскому обслуживанию распределяются ныне в основном в пользу женщин-матерей, которые чаще утрачивают свой заработок  в связи с рождением ребенка, уходом за больным ребенком и другими  членами семьи; кроме того, следует  иметь в виду, что медицинское  страхование, помимо лечения заболеваний  общего типа, финансирует ряд разделов здравоохранения, ориентированных  исключительно или преимущественно  на женщин - гинекология, родовспоможение, патронаж новорожденных и т.п. Финансирование происходит для работающих женщин за счет взносов работодателей, которые, как и любой другой доход, создается  наемным трудом.

Напротив, система страхования  здоровья и заработка от производственных рисков больше касается мужчин, среди  которых выше доля занятых на тяжелых  и вредных работах. Вместе с тем, гендерный расклад средств по помощи безработным опять-таки складывается в пользу женщин, составляющих подавляющую  часть официально зарегистрированных среди потерявших и ищущих работу.

Информация о работе Совершенствование трудового законодательства и его гендерное измерение