Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 17:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Трудовое право".

Работа состоит из  1 файл

трудовое право.docx

— 192.78 Кб (Скачать документ)

1.Понятие и предмет  трудового права.

Трудовое право как отрасль  права – это самостоятельная  отрасль права, которая представляет собой систему установленных  и принимаемых государством правовых норм, которые регулируют трудовые правоотношения.

Трудовое право как учебная  дисциплина представляет собой сумму  знаний о трудовом праве как отрасли  права и как отрасли науки.

Предмет ТП составляет 2 группы общественных отношений:

  • Трудовые отношения.
  • Отношения, тесно связанные с трудовыми отношениями.

Трудовые отношения – это  правовые отношения, которые возникают  между работником и нанимателем  и основаны на трудовом договоре.

Трудовые правоотношения характеризуются  следующими особенностями:

  1. Носят личный характер.
  2. Отношения строятся на возмездных началах.
  3. Отношения носят длящийся характер.

Трудовые отношения касаются выполнения определенного рода работы (работа всегда связана со специальностью и  квалификацией).

Трудовые отношения предполагаю  включение работника в трудовой коллектив с обязательным подчинением  его к дисциплине труда и действующим  в организации правилам внутреннего  трудового распорядка. Трудовые отношения предполагают отношения работника нанимателю. Предполагают эти отношения обязательные социальные страхования.

К отношения, тесно связанные с  трудовыми отношениями относятся  следующие (ст. 4 Трудового кодекса):

  • Профессиональная подготовка работника на производстве.
  • Деятельность профсоюзов и объединение нанимателей.
  • Отношения, связанные с занятостью и трудоустройством.
  • Отношения, связанные с контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде.
  • Отношения, связанные с рассмотрением трудовых споров.
  • Отношения, связанные с государственным социальным страхованием.

 

2. Метод правового регулирования.

Под методом правового регулирования  понимают совокупность приемов и  способов воздействия права на общественные отношения.

Метод трудового права состоит  из следующих способов:

  • Императивный.
  • Диспозитивный.
  • Санкционированный.

Императивный способ – это способ воздействия на общественные отношения государством прямо через правовые нормы.

Диспозитивный способ – это способ воздействия государством на общественные отношения, при котором участники трудовых отношений могут выбрать модель поведения.

Санкционированный способ – это способ воздействия, предполагающий наличие санкций, которые устанавливает государство за нарушение соответствующих правовых норм.

Приемы:

Прием дозволения.

Прием запретов.

Прием предписания.

Прием рекомендации.

Прием дозволения – этот прием  дает возможность в процессе установления индивидуально договорных отношений  полнее учитывать специфику трудовой деятельности на определенных предприятиях и личные профессиональные качества работника.

Прием запрета – этот прием применяется  для правовых норм, которые не могут  быть изменены участниками трудовых правоотношений.

Прием предписания – этот прием  применяется только при разрешении индивидуальных или коллективных трудовых споров.

Прием рекомендации – нормы рекомендации адресованы субъектам общественных отношений, составляющих предмет трудового  права.

 

 

 

3. Соотношение централизованного,  коллективно-договорного и индивидуально-договорного  регулирования трудовых отношений

Сочетание централизованного  и локального, нормативного и договорного  регулирования. В настоящее время их соотношение меняется в сторону усиления договорного (коллективно-договорного, индивидуально-договорного) и локального (местного) способов. Централизованное нормативное регулирование устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав (продолжительность рабочего времени, минимальный размер оплаты труда, ставка первого разряда единой тарифной сетки оплаты труда работников бюджетной сферы). Минимальный уровень гарантий трудовых прав работников не может быть снижен путем договорного регулирования (например, ст.  119 ТК РФ устанавливает, что работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором организации и который не может быть менее трех календарных дней). Централизованное регулирование играет важную роль в деле защиты интересов человека труда. Централизованное регулирование преобладает в таких правовых институтах, как дисциплина труда, охрана труда. 
Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными(ч. 4ст. 8ТК РФ). 
Рыночные отношения существенно повысили значение договоров для регламентации трудовых прав и обязанностей, условий труда и его оплаты. Договорные начала регулирования наиболее отчетливо проявляются в институтах коллективного договора и трудового договора. 
В условиях перехода к рыночной экономике государство не может не вмешиваться в процесс договорного регулирования, и происходит такое вмешательство путем установления пределов регулирования. Статья  9 ТК РФ "Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке" закрепляет, что это регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не должны содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. В названной статье Кодекса закреплен фундаментальный принцип трудового права - принцип недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с нормативным актом большей юридической силы.

 

4.Отграничение  трудового  права от смежных отраслей  права, связанных с трудовой  деятельностью (гражданского, административного  и др.)

Отрасль права – регулирует общественные отношения, которые складываются в  процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти  отношения и составляют основные элементы (ядро) предмета трудового  права России. Важнейшие положения, относящиеся к предмету, методу и  системе ТП России дают возможность  отграничить эту отрасль права  от других, смежных отраслей права  Российской Федерации.

К числу смежных относятся такие  отрасли права, которые имеют  сходные предметы и методы регулирования. Применительно к трудовому праву  России смежными отраслями права  выступают: гражданское право, сельскохозяйственное право, административное право, право  социального обеспечения.

 В предмет гражданского права  входят общественные отношения,  которые близко примыкают к  трудовым отношениям, базирующимся  на трудовом договоре (контракте). Это отношения по выполнению  договоров бытового подряда, поручения,  литературного заказа и т.п.  Различия, обусловливающие их разную  отраслевую принадлежность. Во-первых, предметом и основным содержанием трудовых отношений выступает процесс труда, живой труд, в то время как предметом отношений по бытовому подряду, поручению, литературному заказу выступает овеществленный труд, продукт труда. Во-вторых, по трудовому отношению работник обязуется выполнять работу определенного рода (по определенной специальности, квалификации, должности), в то время как в указанных гражданских отношениях труд связан с выполнением индивидуально-конкретного задания и проч. Смежный характер по отношению к трудовому праву имеет и административное право. Это проявляется, во-первых, в сходстве предмета регулирования (в трудовом праве — организационно-управленческие отношения в сфере труда; в административном праве — отношения в сфере государственного управления) и, во-вторых, в сходстве метода регулирования (использование в обеих отраслях права способа государственно-властных предписаний). Государственно-управленческая деятельность Российской Федерации, составляющая предмет административного права, носит универсально-властный характер. Для нее типично то, что субъекты административных отношений всегда находятся в соподчиненном (неравном) положении, то есть один обладает властью давать предписания и распоряжения, а другой обязан их выполнять. Так, например, строятся отношения между Президентом РФ и Правительством, между Правительством РФ и министерствами, между прокурором области (края) и прокурором района. В отличие от них организационно-управленческие отношения, составляющие предмет трудового права, основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах. (характер отношений между работодателем и трудовым коллективом, между администрацией государственного предприятия и профкомом при осуществлении деятельности по организации труда и управлению производством). Как известно, возникающие при производстве материальных и духовных благ общественные отношения носят объективный характер и присущи любому совместному труду. При этом совместный труд нужно рассматривать в качестве неотъемлемого свойства общественного производства, как связь людей, взаимодействующих в коллективном применении орудий и средств труда. Причем это взаимодействие всегда имеет черты организованного труда. Таким образом, совместный труд представляет собой систему организованного поведения людей, осознавших необходимость соблюдения определенных правил применения труда в коллективе. В зависимости от экономического положения участников совместного труда (то есть от их отношения к средствам производства), следует различать две его основные разновидности: самостоятельный труд (труд сособственников) и наемный труд (труд не собственников). Вторая разновидность обусловливает возможность эксплуатации наемных работников и необходимость существования рынка труда (рабочей силы) как составной части рыночных экономических отношений. Наряду с указанными основными разновидностями совместного труда существует и смешанная форма, предполагающая коллективный труд собственников и не собственников. При этом важно подчеркнуть, что трудовое право призвано регулировать не технологию процесса труда, а социальные связи по его организации и применению, ибо предметом трудового права является не труд, а лишь общественная форма труда, его социальное устройство, или иначе: отношения между людьми по участию их в общественном труде.

 

 

 

5. Функции и принципы  трудового права.

Функции трудового права – это  основные направления правового  воздействия на общественные отношения, являющиеся предметом трудового  права.

Функции трудового права:

Социальная функция. Она проявляется  в нормах по обеспечению занятости  реализации свободы труда.

Защитная функция. Она выражается в установлении уровня условий труда  и разрешении трудовых споров.

Хозяйственная (производственная) функция. Эта функция проявляется в  нормах по рациональному использованию  трудовых ресурсов.

Воспитательная функция. Эта функция  содержится в нормах по поощрении  и ответственности работников.

Принципы трудового права –  это руководящие начало, определяющие сущность, а также направление  развития трудового права и его  отдельных правовых институтов.

Классификация принципов:

Общеотраслевые принципы:

  • Принцип законности.
  • Принцип равенства всех перед законом и судом.

Межотраслевые принципы – применяются  в нескольких отраслях права:

  • Свобода труда (гражданское право).
  • Запрещение использования принудительного труда.
  • Отраслевые принципы – применяются в конкретной отрасли.

Внутриотраслевые принципы – применяются  к отдельным правовым институтам.

Отраслевые принципы трудового  права:

  • Свобода труда.
  • Запрещение принудительного труда и дискриминация в сфере трудовых отношений.
  • Обеспечение права на содействие занятости и на защиту от безработицы.
  • Соблюдение требований, безопасности и гигиены труда.
  • Право на вознаграждение за труд.
  • Право на отдых.
  • Право на возмещение вреда, причиненному работнику при исполнении им трудовых обязанностей.
  • Содействие профессиональному развитию работника на производстве.
  • Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.
  • Право на объединение работников в профсоюзы, нанимателей – в объединения нанимателей.

 

 

6. Понятие источников трудового права

В формальном, или  собственно юридическом, смысле под источниками права принято понимать определенные формы или способы закрепления и выражения права, с помощью которых объективное право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеизвестность, общеобязательность и т.д.

В современной учебно-научной  литературе источники трудового  права - это "различные нормативные  правовые акты, содержащие нормы трудового  права, регулирующие трудовые и непосредственно  связанные с ними отношения", "акты соответствующих компетентных органов  с нормативным содержанием", "нормативные  правовые акты, регулирующие трудовые отношения, устанавливающие права  и обязанности участников этих отношений", "результаты (продукты) правотворческой  деятельности компетентных органов  государства в сфере регулирования  трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли  права", "различные формы выражения (установления и закрепления) государственной  воли, направленной на регулирование  общественных отношений (законы, иные нормативные правовые акты, нормативные  договоры и др.)".

Можно дать следующее определение: источники трудового права - это результаты нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного правотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Вывод: нормы трудового права должны иметь дополнительные способы реализации, обеспечивающие их переход от формального к материальному выражению. Чему может способствовать принятие Трудового процессуального кодекса РФ (ТПК РФ), который должен предусматривать гораздо больше способов защиты трудовых прав работников, чем дает действующий ГПК.

Трудовое законодательство согласно ст. 72 Конституции РФ находится  в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По юридической  силе:

1. Конституция РФ.

2. Международно-правовые  акты о труде.

3. Федеральные конституционные  законы, федеральные законы, подзаконные  акты нормативного характера  федерального уровня.

4. Постановления Конституционного  Суда РФ и Верховного Суда  РФ.

5. Законы и подзаконные  акты субъектов Российской Федерации.

6. Нормативные правовые  акты органов местного самоуправления.

7. Соглашения и коллективные  договоры.

8. Локальные акты организации,  рассчитанные на неоднократное  применение к неопределенному  кругу лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"