Развитие трудового и социального законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:57, реферат

Описание

Развитие трудового и социального законодательства. В отличие от гражданского и торгового права рабочее законодательство не имело во Франции глубоких исторических корней, напротив, первые акты французской революции имели скорее ярко выраженный антирабочий характер.
Принятый в 1791 г. закон Ле Шапелье был направлен на борьбу не столько с корпорациями средневекового типа, сколько с рабочими объединениями. Закон запрещал союзы рабочих одной и той же профессии, объявлял незаконными стачки и даже собрания рабочих с целью обсуждения условий труда.

Работа состоит из  1 файл

Развитие трудового и социального законодательства.docx

— 36.25 Кб (Скачать документ)

Положение о кодексе  гражданских законов, “общих для  всего королевства”, было включено в Конституцию 1791 г. Но бурное и непредвиденное развитие революции помешало новой  власти осуществить все задуманные кодификационные работы. Правительственная  власть в ходе революции не была достаточно прочной для того, чтобы  обеспечить стабильность в праве. Наконец, требовалось время, чтобы найти  наиболее точные и практичные правовые формы для закрепления общих  правовых принципов.

Учредительное собрание успело разработать лишь Уголовный  кодекс (УК), который был принят в 1791 г. Составители УК (Лепелетье и др.) опирались на Просветительские идеи в области уголовного права, которые еще до революции высказывали такие мыслители, как Беккария Монтескье, Вольтер. Авторы УК стремились перевести на конкретный язык уголовного закона демократические положения Декларации 1789 г.

Но уже в этом первом уголовном кодексе нового времени наметился явный разлад между просветительскими и гуманистическими идеями дореволюционного периода и  консервативной позицией фейянов в Законодательном собрании.

УК 1791 г. имел простую  и четкую структуру. В первой его  части (“О наказаниях”) была осуществлена тщательная регламентация наказаний, которые отныне допускались во Франции  в соответствии с принципом nulla poena sine lege. В перечне наказаний отсутствовали типичные для средневековой эпохи членовредительские наказания. Во второй части УК (“О преступлениях и наказаниях”) содержалось исчерпывающее перечисление деяний, которые рассматривались как преступление, исходя из принципа nullum cri-men sine lege. Это также было большим прогрессом по сравнению с феодальным уголовным правом. Исключались так называемые религиозные преступления, наказания в принципе были соразмерны преступлениям и т.д.

Специфической особенностью УК 1791 г. были абсолютно определенные санкции, т.е. каждому преступлению соответствовало строго фиксированное  наказание. Такая система, естественно, исключала всякий произвол суда при  выборе меры наказания и отражала реакцию революционного законодателя на многочисленные злоупотребления  королевских судей в дореволюционную  эпоху. Но она была слишком казуистической, а поэтому мало практичной.

Все преступления, по Кодексу, делились на две группы: преступления против публичных интересов и  против частных лиц. Последние в свою очередь распадались на преступления против личности и против собственности. Охране частной собственности УК уделял много внимания, ей посвящались 48 из 125 статей Кодекса.

Наказания в УК хотя и были существенно смягчены по сравнению со средневековым правом, все же оставались достаточно суровыми. Смертная казнь, которая проводилась публично, назначалась в 35 случаях.

Сохранялись позорящие  наказания: публичный обряд лишения  чести, выставление у позорного  столба. Узаконивались также каторжные  работы, предусматривалось длительное одиночное заключение.

УК 1791 г. при всей его непоследовательности был кодексом именно революционной эпохи. Для  него была характерна вера в неограниченные возможности свободного правотворчества. Революционное правосознание охотно воспринимало простые и решительные  подходы к конструированию как  законодательства в целом, так и  уголовного права в частности.

С развитием революции  в законодательстве, особенно в аграрном, все определеннее проявлялась его антифеодальная направленность, яснее формулировались цели и принципы нового права. Но включение в революцию широких слоев общества, в том числе и его низов, все в большей степени придавало законодательству чрезмерный максимализм, который подрывал уже не только старое право, но и основы правовой культуры, порождал правовой нигилизм.

Правовая  система Франции  и ее развитие в XIX— XX вв.Революционная эпоха не благоприятствовала созданию цельной и законченной правовой системы. Она привела к созданию достаточно разрозненного и часто не согласованного права.

Французская революция XVIII в. при всем ее нигилистическом  подходе к старому праву способствовала тому, что в дальнейшем во Франции  происходит рост авторитета закона и  превращение его в основной источник права. В глазах французов именно закон, а не обычаи или судебная практика представлялся наиболее эффективным  средством упразднения старых феодальных институтов и выработки нового доступного и справедливого права.

Именно в законе прежде всего находили свое отражение постулаты естественного права и “требования природы”. Правовой порядок, при котором закон рассматривался как акт верховной власти, наделенной полномочием устанавливать нормы, имеющие высшую юридическую силу, отражал ту степень развития общества, когда закон действительно был наиболее удобной правовой формой выражения как общей воли, так и интересов отдельных групп и прослоек общества, прежде всего его правящих кругов. Отсюда во французской правовой системе с формально юридической точки зрения любое решение суда должно было основываться (в отличие от Англии) на писаном праве — законе, а не на предшествующей практике — прецеденте.

Новая правовая система  создавалась во Франции в соответствии с принципами и целями, выдвинутыми  еще в период революции. Именно революция XVIII в. подготовила необходимую почву  для того, чтобы с установлением  “сильной” правительственной власти (Наполеона Бонапарта) в интересах  общества, а прежде всего новых  предпринимательских кругов и крестьян-собственников, была проведена широкомасштабная кодификация  всего французского права.

За короткий отрезок  времени (с 1804 по 1810 г.), в частности  благодаря энергии и самого Наполеона, было издано 5 кодексов, охвативших все  основные для того времени отрасли  права и вошедших в историю  под названием кодификации Наполеона (гражданский, торговый, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный кодексы).

Эта кодификация, которая, по образному выражению юристов  того времени, обладала “ясностью геометрической системы”, имела большое значение для утверждения свободного предпринимательства. Хотя законодатель и делал в ряде случаев шаг назад по сравнению  с более радикальным законодательством  революции, эти кодексы, несомненно, имели революционное содержание, отразив итоги революционных  бурь и потрясений.

Успех кодификации  Наполеона определялся в значительной мере и тем, что ее составители, используя  революционные идеи и подходы, восстановили прерванную в годы революции преемственность  в праве и обратились не только к революционной практике, но и  к дореволюционному праву, кутюмам, каноническому праву, римскому праву.

Во Франции в  конце XVIII — начале XIX в., в отличие  от Англии, законодатель, особенно при  проведении кодификационных работ, широко использовал наследие римских  юристов, воспринял сам дух римского права. Логика построения французского права (его деление на публичное  и частное), его основные конструкции  и понятия, многие юридические определения  восходят к римскому праву, переработанному  в соответствии с французскими условиями  еще в дореволюционную эпоху  такими видными юристами, как Дома, Потье, Буржон и др.

Созданная уже в  конце XVIII — начале XIX в. под непосредственным воздействием французской революции  правовая система Франции в основных своих чертах, несмотря на усложнение ее структуры, модернизацию основных правовых институтов, развитие ее источников, сохранилась  и к началу XX в.

На протяжении почти  всей первой половины XX в. во Франции  формально продолжала действовать  классическая наполеоновская кодификация  права. Но после второй мировой войны  усложнившийся характер общественной жизни, новые экономические процессы, рост правовой культуры и другие факторы повлекли за собой постепенное обновление традиционных наполеоновских кодексов.

Реформированию и  демократизации подверглись прежде всего кодексы судопроизводства. В 1958 г. наполеоновский УПК был заменен новым Уголовно-процессуальным кодексом.

Своеобразная техника  обновления наполеоновского законодательства использовалась в 1971—1973 гг. при составлении нового ГПК. Он был сформирован путем издания четырех декретов, которые вошли в качестве самостоятельных разделов ГПК в 1975 г. В той или иной степени подверглись переработке и кодексы материального права (ГК, ТК и УК).

В XX веке значительно  активизировалась законодательная  деятельность французского парламента. Это получило свое выражение в  росте числа органических законов, вносящих дополнения как в статьи Конституции, так и в текущие (обычные) законы, принимаемые в сфере, закрепленной за законодательной властью (права и свободы граждан, порядок выборов, национализация и денационализация предприятий и т.д.).

В последние десятилетия  во Франции существенно возросло число нормативных актов, принимаемых  органами исполнительной власти. Важную роль в развитии этого процесса сыграла  Конституция 1958 г.

В соответствии со ст. 34 Конституции, которая содержала  исчерпывающий перечень вопросов, относящихся  к исключительной компетенции парламента, все прочие правовые вопросы, требующие  законодательного регулирования, относятся  к так называемой регламентарной власти, осуществляемой правительственными органами.

Правительственные декреты могли изменять законы, одобренные до вступления в силу конституции. Правительства  получили от парламента полномочия издавать декреты и ордонансы, содержащие нормы, которые обычно являются предметом  законодательства. Это — декреты-законы (в период Третьей и Четвертой  республики) и ордонансы (в период Пятой Республики).

Во второй половине XX в. динамизм правовой жизни, в частности  в законодательной сфере, показал  очевидную недостаточность и  ограниченность наполеоновской правовой системы, построенной из пяти кодексов. Рост числа законов, а также регламентарных актов с учетом традиционной приверженности французского права к кодифицированным формам послужил основой для возникновения во второй половине XX в. большого числа крупных консолидированных актов. Они положили начало формированию важных новых отраслей права, которые были неизвестны наполеоновской эпохе. Так, правительства Четвертой республики только с 1951 по 1956 г. ввели в действие 19 своеобразных кодексов: трудовой, таможенный, семьи и социальной помощи, дорожный, налоговый, публичного здравоохранения и т.д.

В последующий период некоторые из них были отменены или  пересмотрены. Вместе с тем сама жизнь потребовала сочетания  законодательного и регламентарного регулирования и в других новых сферах общественной жизни. Так, появились дополнительные кодексы: строительства и жилищ (1978 г.), интеллектуальной собственности (1992 г.), гражданской авиации и др.

В XX веке источниками  французского права, которые практически  не были известны правовой системе  предшествующего времени, стали  выступать правовые (торговые) обычаи, а также судебная практика в виде решений Кассационного суда. Таким  образом, признававшееся в течение  длительного времени во Франции  в качестве источника права законодательство и основанные на нем нормативные  акты исполнительной и муниципальной  власти утратили свое исключительное, доминирующее значение.

Для правовой системы  Франции XIX в. было характерно достаточно четкое деление права на публичное  и частное. К публичному праву  в первую очередь относилось конституционное  и административное законодательство, причем последнее получило особенно тщательную разработку и детализацию.

К частному праву прежде всего относилось гражданское и торговое законодательство. Однако в правовой системе Франции в XX в. появился и ряд новых отраслей, которые во французской юридической литературе принято называть смешанными или комплексными, т.е. сочетающими публично-правовые и частноправовые подходы (налоговое, таможенное, банковское и т.д.).

Гражданский кодекс Наполеона 1804 г. Как отмечалось выше, уже в ходе революции 1789—1794 гг. были упразднены многие чисто средневековые гражданско-правовые институты и заложены основы современного права. Но только в начале XIX в., в период правления Наполеона Бонапарта, сформировались, наконец, необходимые условия для принятия единого и стабильного гражданского кодекса.

В его разработке приняли участие такие видные французские юристы, как Порталис, Тронше, Мальвиль и др., опиравшиеся на римское право, дореволюционную судебную практику и кутюмы, которые они переработали в соответствии с потребностями нового общества. Первый консул лично участвовал в обсуждении ряда статей Кодекса. Он устранил из проекта некоторые положения, которые ассоциировались с революцией, а теперь, в послереволюционный период, представлялись чрезмерно радикальными.

Несмотря на отдельные  консервативные отступления, именно в  Кодексе Наполеона гражданское  право Франции нашло свое классическое выражение. Поэтому и сам Кодекс имел для своей эпохи революционное  значение, сыграл исключительно важную роль в разработке и утверждении  многих принципов нового гражданского права.

Информация о работе Развитие трудового и социального законодательства