Проблема права на защиту трудовых прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 03:51, реферат

Описание

Целью реферата является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:
- изучение теоретических и правовых основ защиты трудовых прав;
- исследование формы реализации права на защиту трудовых прав;
- выявление возможностей и условий эффективной защиты трудовых прав.

Работа состоит из  1 файл

реферат тп.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

  В ст. 368 ТК РФ специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением  санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил названы органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 функции по осуществлению государственного надзора за соблюдением указанных норм и правил переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

  В ст. 369 ТК РФ специально уполномоченным органом за соблюдением правил по ядерной и радиационной   безопасности    назван   Федеральный   надзор   по   ядерной   и    радиационной

безопасности (Госатомнадзор России). Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 функции по осуществлению данного вида надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и по атомному надзору, находящейся в ведении Правительства РФ.

  Государственный надзор за соблюдением трудового  законодательства осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные эму прокуроры в соответствии с имеющейся у них компетенцией. В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор может выступить в защиту неопределенного круга работников путем предъявления в суде требований о признании недействующими нормативных правовых актов. В частности, прокуроры Генеральной прокуратуры РФ могут обращаться с заявлением о признании недействующими любых нормативных правовых актов в сфере труда. Прокуроры субъектов Российской Федерации могут требовать в суде признания недействующими нормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ, органов местного самоуправления, локальных актов организаций, которые действуют на территории их юрисдикции. Районные (городские) прокуроры могут потребовать признания недействующими нормативных правовых актов соответствующего органа местного самоуправления, а также локальных нормативных правовых актов организаций, действующих на территории их юрисдикции. Таким образом, реализация надзорных полномочий прокуроров в сфере нормативного регулирования заканчивается обращением в суд, который по заявлению прокурора может признать нормативный правовой акт недействующим, то есть не порождающим правовых последствий с момента вступления судебного решения в законную силу.

  В соответствии со ст. 39 ГПК РФ прокурор может выступить  в защиту прав и свобод конкретного гражданина только на основании поданного им заявления. Однако прокурор не имеет властных полномочий для воздействия на работодателя, допустившего нарушение трудовых прав гражданина. В связи с чем при защите прав и законных интересов конкретного гражданина 
прокурор может потребовать их устранения в судебном порядке. Причем обращение прокурора в суд в защиту конкретного гражданина может состояться на основании п. 1 ст. 45 ГПК РФ, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам 
не может самостоятельно защитить свои права. К числу таких причин может быть отнесено отсутствие у работника навыков для ведения судебного дела о восстановлении нарушенного права. Следовательно, для обращения прокурора в защиту трудовых прав конкретного гражданина должны быть доказаны следующие юридически значимые обстоятельства. Во-первых, наличие обращения гражданина к прокурору с целью защиты нарушенного права, что подтверждается письменным заявлением гражданина. Во-вторых, наличие уважительных причин для вступления прокурора в гражданский процесс с целью защиты прав конкретного гражданина. Данное обстоятельство также подтверждается заявлением гражданина, в котором указаны такие причины, и указанием на данные причины в заявлении прокурора, подаваемом в суд. Таким образом, при осуществлении надзорных функций по защите прав и свобод конкретного гражданина прокурор 
также не имеет властных полномочий для воздействия на работодателя для устранения допущенных им нарушений. Поэтому в принудительной форме прокурор может восстановить нарушенное право лишь в судебном порядке.

В связи  с чем деятельность прокуратуры  по надзору за соблюдением трудового  законодательства в случае обнаружения нарушений прав работников заканчивается в суде заявлением об устранении указанных нарушений.

  В соответствии с ч. 3 ст. 353 ТК РФ внутриведомственный  надзор за соблюдением трудового  законодательства в подведомственных организациях осуществляют федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В связи с чем работники организаций, которые находятся в ведении государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, могут обратиться с заявлением в эти органы с целью устранения нарушений трудовых прав. В свою очередь указанные органы могут потребовать от руководителей подведомственных организаций устранения нарушений трудовых прав работников[9.С.200].

4. Защита трудовых прав профессиональными союзами.

 
 

    Среди всех способов защиты трудовых прав и  законных интересов работников профсоюзы  играют особую роль, будучи наиболее массовыми  общественными организациями, призванными  осуществлять представительские и защитные функции всех лиц, работающих по найму. Правовой основой деятельности профсоюзов в организациях являются нормы ТК и Закон о профсоюзах. Так, ст. 19 этого Закона предусматривает, что профсоюзы имеют право осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях, где работают их члены, взаимодействовать с государственными органами надзора и контроля в данной сфере. В данном Законе гораздо более подробно предусмотрены права профсоюзов и гарантии их деятельности, чем в ТК.

    В соответствии со ст. 370 ТК профессиональные союзы имеют право на осуществление  контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового  законодательства, а также нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права.

    Работодатели  обязаны в предельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

    Для осуществления контроля за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, наделяемые полномочиями, которые предусматриваются положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Помимо этого межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением общероссийского объединения профессиональных союзов об этих инспекциях.

    Профсоюзные инспекторы труда, а также уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов наделены многочисленными правами (ст. 370 ТК).

    Особо следует отметить, что ТК кардинальным образом изменил порядок взаимоотношений  между работодателем и профсоюзными органами: если в соответствии с нормами КЗоТ вопросы регулирования социально-трудовых отношений решались работодателем по согласованию с выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации, то в настоящее время ТК (ст. 371) установил, что работодатель принимает решение с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК. Такие случаи предусмотрены ст. 73, 82, 99, 113, 123, 135, 159, 180, 212, 299, 301. Помимо этого, в ТК предусматривается возможность принятия работодателем решения с учетом мнения соответствующего представительного органа работников (ст. 103, 136, 144, 147, 154, 162, 190, 196).

    Статьи 371 и 372 ТК предусматривают порядок  учета мнения соответствующего профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с этим порядком работодатель в предусмотренных ТК случаях (см. вышеназванные статьи) перед принятием решения должен направить проект локального нормативного акта и обоснование к нему в профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. Профсоюзный же комитет не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта направляет работодателю свое мотивированное мнение по данному проекту. В случае если работодатель не согласен с этим мнением, он обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом с целью достижения компромисса. Если же согласие между сторонами не будет достигнуто, возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован в орган Гострудинспекции или в суд, а профсоюзный комитет имеет право инициировать процедуру начала коллективного трудового спора[10.C.198].

    Государственная инспекция труда при получении  жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение месяца со дня ее получения провести проверку и в случае выявления нарушения  выдать обязательное для исполнения предписание работодателю об отмене принятого им локального нормативного акта.

    В ст. 373 ТК закреплен порядок учета  мотивированного мнения выборного  профсоюзного органа при расторжении  трудового договора по инициативе работодателя. В соответствии с этим порядком при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. 2, пп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

    Выборный  профсоюзный орган в течение  семи рабочих дней со дня получения  проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение (например, содержащее лишь формулировку "не согласен") работодателем не учитывается.

    В случае, если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Данная инспекция в течение десяти рабочих дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

    Соблюдение  этой процедуры не лишает работника  или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права  обжаловать увольнение непосредственно  в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

    Работодатель  имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного  мнения выборного профсоюзного органа.

    ТК  устанавливает дополнительные гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденным от основной работы, а также освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы. Помимо этого в нем закреплены гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа. Так, ст. 374 ТК предусматривает, что увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2, пп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Это означает, что кроме мнения профсоюзного органа при увольнении указанных работников требуется еще предварительное согласие вышестоящего профсоюзного органа.

    При отсутствии вышестоящего выборного  профсоюзного органа увольнение указанных  работников производится с соблюдением  порядка, установленного ст. 373 ТК.

    Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные  от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия  в качестве делегатов созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия  в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

    По  сравнению со ст. 235 КЗоТ перечень профсоюзных  активистов, имеющих ранее указанные  гарантии, значительно сократился, ограничен также и перечень оснований для указанных работников при увольнении по инициативе работодателя (имеются всего лишь три основания).

    В ст. 375 сохранена гарантия, ранее  содержавшаяся в КЗоТе, для освобожденных  профсоюзных работников, в соответствии с которой работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника - другая равноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по п. 7 ст. 77 ТК.

    При невозможности предоставления соответствующей  работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок.

    В соответствии со ст. 376 ТК расторжение трудового договора по инициативе работодателя по п. 2, пп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК с руководителем выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного ст. 374 ТК.

    Работодатель  обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных  профсоюзных организаций, действующим  в организации, помещение для  проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.

    В организации численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование  действующим в организации выборным профсоюзным органам как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

Информация о работе Проблема права на защиту трудовых прав