Принципы трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие и детальное рассмотрение принципов трудового права, дать правовую характеристику их положения в условиях современного законодательства. Объяснить необходимость применения принципов трудового права.
Задачами данной курсовой работы являются исследование принципов трудового права в целом, раскрытие и детальное рассмотрение отдельных принципов.

Содержание

Введение 3
Понятие и значение принципов трудового права 5
Общая характеристика принципов трудового права 10
Принцип свободы труда 12
Принцип запрещения принудительного труда 14
Принцип равенства прав и возможностей работников 17
Принцип запрещения дискриминации 18
Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда 24
Принцип социального партнерства 26
Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод 26
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Принципы трудового права.docx

— 55.82 Кб (Скачать документ)

Анализируя  ст.1 Конвенции МОТ № 111 и ст. 3 Трудового  кодекса, определяется ряд различий в определениях дискриминации, даваемых российским законодателем и МОТ.

Во-первых, согласно ст. 3 Трудового кодекса к дискриминации  относятся лишь ограничения или  преимущества в трудовых правах и  свободах, тогда как по ст.1 Конвенции  МОТ № 111 термин «дискриминация»  охватывает своим содержанием всякое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к нарушению равенства  возможностей либо обращения в области  труда и занятий;

Во-вторых, перечень обстоятельств, способных служить  основанием для дискриминации, согласно п/п  “a)” ст. 1 Конвенции МОТ № 111, дополнен ч.2 ст.3 ТК указанием на язык, имущественное, социальное положение и должностное положение, возраст и место жительства;

В-третьих, в  соответствии с п/п “b)” Конвенции МОТ № 111 перечень обстоятельств, признаваемых основаниями дискриминации, может быть расширен государством-членом МОТ посредством консультаций с представительными организациями работодателей и трудящихся, о чем умалчивает ст. 3 Трудового кодекса.

Согласно данным, опубликованным в Обзоре ежегодных  докладов стран – участниц Декларации МОТ об основополагающих принципах  и правах в сфере труда, почти  все страны включают определение  дискриминации в свое законодательство.

     В  то же время нужно иметь  в виду, что не все ограничения,  предпочтения и различия имеют  дискриминационный характер, а   только те, которые имеют произвольный, усмотрительный характер, их причины необъяснимы, известны только тому, кто решает вопрос о введении неравенства.

 Так, Конвенция  № 111 исключает из понятия дискриминации:

1) любое различие, исключение или предпочтение, основанное  на специфических требованиях,  связанных с определенной работой  (п.2 ст.1). К такого рода исключениям, в частности, можно отнести нормы ТК и иных федеральных законов, запрещающие прием на некоторые виды работ без предварительного медицинского освидетельствования, а также медицинское освидетельствование лиц, не достигших возраста 18 лет (ст. 69 ТК).

2) любые меры, направленные против лица, в отношении  которого имеются обоснованные  подозрения в деятельности, подрывающей  безопасность государства, или  которое фактически вовлечено  в такую деятельность, не считаются  дискриминацией при условии, что  заинтересованное лицо имеет  право обращения в компетентный  орган, созданный в соответствии  с национальной практикой (ст.4);

3) особые мероприятия  по защите или помощи, предусмотренные  в других принятых МОТ конвенциях  и рекомендациях; к ним относятся  меры социальной защиты, направленные  на удовлетворение особых нужд  лиц, которые по соображениям  пола, возраста, физической неполноценности,  семейных обстоятельств, социального  или культурного уровня признаются  нуждающимися в особой защите  или помощи (ст.5).

Аналогичным образом  ч.3 ст.3 Трудового кодекса РФ не рассматривает  в качестве дискриминации установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду  труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Следовательно, Конвенция МОТ № 111 и Трудовой кодекс РФ не содержат серьезных противоречий в определении того, что не относиться к дискриминации.

Из материалов доклада МОТ «Равенство в сфере  труда – веление времени»8, следует, что не могут считаться дискриминационными различия в обращении и вознаграждении, если они основаны на различиях в производительности труда. Некоторые работники и определенные виды занятий отличаются большей, по сравнению с остальными, производительностью. Это объясняется уровнем умений, квалификации и способностей: чем он выше, тем выше трудовая отдача и трудовые достижения работника. Различное отношение, основанное на степени личных заслуг того или иного человека и достижений, таких как талант, знания, умения, не является дискриминацией.

Различное обращение, направленное на удовлетворение особых потребностей отдельных лиц при  условии, что им обеспечены равные возможности, - не считается дискриминационным. Например, не может считаться дискриминацией обеспечение работника с ограниченной трудоспособностью соответствующими возможностями для трудовой деятельности или запрещение использовать труд беременных женщин на производстве с вредными условиями. Сюда же можно отнести  и меры, направленные на предоставление помощи тем группам людей, которые  в прошлом стали жертвами дискриминации  или являются таковыми в настоящее  время.

Применение  Конвенций МОТ при формировании понятийного аппарата трудового  права требует вдумчивого и кропотливого анализа международно-правовых норм, применения их с учетом особенностей нашей правовой системы, национальных обычаев и традиций. Специалисты (такие как С.А  Иванов, Н.А. Шептулина), с одной стороны, предупреждают о недопустимости слепого копирования, «механического» переноса идей, моделей или норм о труде из одной правовой системы в другую, использования устаревших правовых конструкций, а с другой - предостерегают от неточного или вольного применения международных норм, от необоснованного сужения сферы их деятельности.

Из проведенного анализа понятия дискриминации  в трудовом праве следует, что  во всех предложенных дефинициях дискриминации  используются такие термины, как  ограничение, умаление, различие, неравенство  и близкие по значению слова, которые  выражают ее суть. Но определение дискриминации  в трудовом праве прошло определенную эволюцию своего содержания. В современной  интерпретации термин «дискриминация в области труда и занятий» стал пониматься, с одной стороны, более широко (отказ от перечисления конкретных оснований дискриминации), с другой стороны, более конкретно (сформулированы исключения из понятия  дискриминации). Такой подход к определению  дискриминации в сфере труда  и занятий кажется наиболее приемлемым, так как многосложные, находящиеся  в постоянном становлении общественные отношения могут  порождать новые  основания для дискриминации. Следовательно, понятие дискриминации, закрепленное в законе должно потенциально включать в себя подобную возможность. Что  касается законодательно прописанных  ограничений, то они необходимы как  для правильного толкования самого термина дискриминация, так и  для расстановки акцентов, и в  первую очередь, на приоритет социальной функции, выполняемой государством. Понятие, сформулированное в ст. 3 ТК РФ в целом соответствует определению  дискриминации, изложенному в Конвенции МОТ № 111. Данный термин должен пониматься единообразно на всех уровнях правотворчества для соответствующего единообразного правоприменения.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда

В число принципов трудового  права Трудовой кодекс включает обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, а также ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого отпуска.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда основывается на положениях ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) о праве каждого на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни; одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.

Указанные положения обеспечиваются гарантиями, закрепленными в Трудовом кодексе, и другими, установленными на федеральном уровне, как продолжительность  рабочего времени, выходные и праздничные  дни, оплачиваемый ежегодный отпуск и т.д.

Обязанность по обеспечению права  каждого работника на справедливые условия труда и создание безопасных условий труда всегда возлагается  на самого работодателя. Принцип обеспечения  безопасными условиями труда основан на системе государственных и общественных органов, которые должны осуществлять функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

Статья 2 Трудового кодекса впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводит термин "справедливые условия труда", который включает в себя три составляющих: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи9.

Право на отдых - одно из основных трудовых прав. Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых.

Принцип социального  партнерства

Принцип социального партнерства  охватывает весь механизм правового  регулирования трудовых и иных, непосредственно  связанных с ними отношений. Сотрудничество, взаимодействие работников и работодателей в лице их представительных организаций осуществляется при разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов и принятии соответствующих актов (ст. 35 ТК), при установлении условий труда в процессе коллективно-договорного (ст. 36, 37, 39, 40-42, 45-47 ТК РФ) и локального (ст. 8, 371, 372 ТК РФ) регулирования, в ходе согласования основных направлений социально-экономической политики государства (ст. 23, 26, 27, 35, 35.1 ТК РФ), при принятии управленческих решений в организации (ст. 52, 53 ТК РФ), в ходе осуществления правоприменительной деятельности (ст. 82, 373 ТК РФ), при формировании органов по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров (ст. 384, 402-404 ТК РФ).

Социальное партнерство  охватывает все аспекты трудовых и иных входящих в предмет отрасли  общественных отношений.

Принцип обеспечения  права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод

Принцип обеспечения права  каждого на защиту государством его  трудовых прав и свобод, в том  числе в судебном порядке, проявляется, во-первых, в закреплении права  на индивидуальные трудовые споры. По существу, это право работников на защиту своих прав в установленном  федеральным законодательством  порядке. Надо подчеркнуть, что в  установленных законом случаях  работники могут прибегнуть к  судебной защите своих трудовых прав. В суде рассматриваются индивидуальные трудовые споры и жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека в сфере труда.

Во-вторых, защита трудовых прав работника осуществляется (и  это находит свое отражение в  законодательстве) путем организации  государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и за охраной труда.

В-третьих, государственная  защита жизни и здоровья работника, его трудовых прав находит отражение  в закреплении права работника  на самозащиту в случае поручения  работы, не предусмотренной трудовым договором, работы, которая непосредственно  угрожает его жизни и здоровью, а также в случае задержки выплаты  заработной платы. В этих ситуациях  работник может отказаться от выполнения работы (ст. 379, 142 ТК РФ).

Наряду с восстановлением  нарушенных трудовых прав государство  гарантирует возмещение вреда, причиненного здоровью работника в связи с  исполнением трудовых обязанностей, и материального ущерба, причиненного работнику (ст. 234-236 ТК РФ).

Современное трудовое право  гарантирует защиту не только прав и свобод работника, но и его законных интересов (отраженных в объективном  праве либо вытекающих из его общего смысла простых юридических дозволений, выражающихся в стремлении субъекта пользоваться конкретным социальным благом). Защита законных интересов осуществляется в ходе коллективного трудового спора, возникающего по поводу заключения или изменения коллективного договора, соглашения, установления или изменения условий труда, отказа работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.

 

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Под правовым принципом принято понимать выраженные в законодательстве исходные начала, руководящие идеи, характеризующие основное содержанке и внутреннее единство правового регулирования общественных отношений.

Правовые принципы следует отличать и от конкретных правовых норм. Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей идеи, правовой принцип  не содержит основных элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции). С его помощью нельзя урегулировать  конкретное отношение между человеком  и организацией. Однако правовой принцип  дает возможность правильно понять сущность правовой нормы, которая эти  отношения регулирует. Будучи элементами правовой политики, правовые принципы предопределяют содержание и сущность не только действующих, но и будущих  правовых норм.

В необходимых случаях они восполняют пробелы в законодательном регулировании  отдельных сторон общественных отношений, не урегулированных правом. Этим самым  они помогают практическим органам  в решении вопросов, еще не урегулированных  конкретными нормами права, а  также в правильном применении юридических  норм. Этим определяется значение основных принципов.

Природу норм трудового права выражают многочисленные принципы, относящиеся к различным ступеням правовой иерархии. Между группами принципов существуют неразрывная связь и взаимозависимость, обусловленные единством экономической, политической и социальной основы российского общества. Они, обладая всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение, стабильны, целенаправленны, всегда выражают сущность не одной, а многих групп норм права.

Следовательно, принципы трудового  права выражают закрепленные в законодательстве руководящие начала правовой политике в области организации и применения труда работников и общую направленность развития данной системы правовых норм.

Из всего вышеперечисленного и рассмотренного, можно сделать  вывод, что к важнейшим принципам трудового права необходимо отнести:

    • свободу труда;
    • запрещение принудительного труда;
    • равенство прав и возможностей;
    • запрещение дискриминации в сфере труда;
    • обеспечение справедливых условий труда;
    • социальное партнерство при установлении условий труда;
    • государственную защиту трудовых прав и свобод.

Все эти принципы были рассмотрены  и охарактеризованы, что полностью решает поставленные цели и задачи данной курсовой работы.

В заключении остается добавить, что  только при соблюдении всех основных принципов трудового права и  других немаловажных факторов, государство  сможет придти к рыночной экономики, без нарушения прав человека. Построив на этом правовую, цивилизованную, нравственную и эффективную экономику.

Информация о работе Принципы трудового права