Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 09:54, контрольная работа

Описание

Правовая база занятости и трудоустройства в настоящее время представляет собой целостную систему нормативных правовых актов, в которую входят: с одной стороны нормативные правовые акты которые непосредственно регулируют вопросы занятости и трудоустройства, с другой - акты, регулирующие иные общественные отношения, но содержащие отдельные нормы, затрагивающие отношения занятости .

Содержание

Понятие занятости и занятого населения 3
Органы, обеспечивающие проблемы занятости 8
Основные принципы государственной политики в области занятости населения 10
Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство 14
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

     6) сочетание местных мер с централизованными  в области занятости;

     7) координация мер по занятости  с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, предупреждение инфляции, регулирование роста и распределение доходов;

     8) поощрение работодателей, сохраняющих  действующие и создающих новые рабочие места;

     9) предупреждение массовой и сокращение  длительной (более одного года) безработицы;

     10) координация в этой области  деятельности государственных органов профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ним;

     11) обеспечение занятости малочисленных  народов и народностей с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности и исторически сложившихся видов их занятости;

     12) сочетание самостоятельности органов  государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

     13) международное сотрудничество в  области занятости, включая вопросы труда российских граждан за рубежом и иностранных граждан в России.

     Указанные принципы государственной политики в области занятости отражают единство и дифференциацию трудового законодательства и многие основные принципы трудового права6.

     На  них ориентируются также при  правотворчестве и правоприменении норм по обеспечению занятости.

     Профсоюзы, их органы вправе участвовать в разработке государственной политики занятости населения. Так, они имеют право:

     а) вносить в соответствующие органы власти предложения о перенесении сроков или временном прекращении мер по высвобождению работников;

     б) осуществлять защиту социальных гарантий граждан по вопросам обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством; в) требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости. Кроме- того, массовое высвобождение работников может осуществляться при условии предварительного (не менее чем за три месяца) письменного уведомления работодателем соответствующих профсоюзных органов.

     Обеспечение занятости — это комплекс социально-экономических и юридических гарантий, способствующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд, помощь нуждающимся в содействии при подыскании работы и трудоустройстве. Сама политика государства по обеспечению полной занятости является важнейшей гарантией реализации права граждан на труд теми, кто хочет его реализовать как самое жизненно важное право. Эта политика создает и право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве.

     Стимулирование  занятости должно происходить в  первую очередь за счет расширения производства, создания новых рабочих мест, а также увеличения различных договорных форм труда (с неполным рабочим временем, временных работ и др.).

     Конституция РФ объявила Российское государство  социальным, законодательство которого гарантирует гражданам социально- экономические права, а политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах стратегической целью социального государства является гарантирование права человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи. Указанные принципы в нынешних условиях остаются провозглашенными целями развития, программой на будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Право граждан на обеспечение  занятости и трудоустройство 

     Закон о занятости закрепляет право  граждан на обеспечение занятости и трудоустройство. Это сложное право, включающее в себя ряд более простых прав, т. е. возможностей получить определенное социальное благо. Данное право в свою очередь является важнейшей гарантией реализации свободы труда, права на труд7.

     В актах Международной организации  труда (МОТ) вопросам занятости уделено много внимания. Так, Конвенция МОТ № 122 161 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция и Рекомендация МОТ «О службе занятости» (1948 г.), Рекомендация МОТ «О профессиональном обучении» (1962 г.) и Конвенция с соответствующей Рекомендацией «О дискриминации в области труда и занятости» (1958 г.) в комплексе составляют международно-правовой институт обеспечения занятости и трудоустройства.

     Конвенция МОТ № 122 предусматривает, что каждый член организации провозглашает и осуществляет активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости (ст. 1). Эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы:

     а) имелась работа для всех, кто ее ищет;

     б) работа была как можно более продуктивной;

       в) была свобода выбора занятости и работы без всякой дискриминации (ст. 2).

     Названные принципы восприняты российским законодательством.

     Содержание права на обеспечение занятости и трудоустройство включает в себя шесть следующих возможностей (прав):

     1. Право граждан на проведение  государственной политики по обеспечению полной и продуктивной занятости, о чем было сказано выше.

     2. Право граждан на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

     3. Право граждан на трудоустройство.  Понятие «трудоустройство» более узкое, нежели понятие «занятость», а само трудоустройство предшествует занятости и является его важнейшей гарантией.

     Трудоустройство принято различать в широком  и узком смыслах. В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая трудоустройство и самостоятельное, и с помощью органа службы занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации.

     В узком смысле трудоустройство —  деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданам помощи в подыскании подходящей работы и устройстве на нее, включая и процесс их профессиональной подготовки, переподготовки и т. д. Некоторые граждане особенно нуждаются в помощи в трудоустройстве: инвалиды, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, беженцы, демобилизованные из Вооруженных Сил, лица, освобожденные из мест заключения, и другие лица, указанные в ст. 5 Закона о занятости. Трудоустройство — это и гарантия реализации права на труд8. Имеются общие и специальные организационно-правовые формы трудоустройства.

     Общие формы трудоустройства — это  самостоятельное или с помощью органов занятости трудоустройство.

     К специальным формам трудоустройства  относятся:

     1) организованный набор рабочей  силы в отъезд на предприятия, стройки районов, нуждающихся в притоке рабочей силы из трудоизбыточных районов, но ныне он мало применяется;

     2) направление на работу выпускников  вузов, техникумов, ПТУ, других специальных учебных заведений, заключивших с работодателями договоры о подготовке для их производства молодых специалистов и молодых квалифицированных рабочих;

     3) направления органом службы занятости  в счет установленных органами местного самоуправления для работодателей квот (количества бронируемых мест) по приему инвалидов, несовершеннолетних и других нуждающихся в особой социальной защите граждан.

     Как общие, так и специальные организационно-правовые формы трудоустройства входят в понятие трудоустройства. Таким образом, трудоустройство охватывает всю систему организационно-правовых мер по обеспечению занятости9.

     При трудоустройстве в узком смысле поступление на работу происходит при бесплатном посредничестве органов службы занятости.

     В этом им могут помогать такие органы, как военкоматы (для демобилизованных и жен мобилизованных в армию), милиция (для лиц, вернувшихся из мест заключения), комиссия по делам несовершеннолетних при местном органе самоуправления (для несовершеннолетних) и др.

     Работодатель  при увольнении работника не по его  вине обязан быть для него трудоустраивающим органом, т. е. обязан предложить ему перед увольнением другую имеющуюся у него работу.

     Работодатель  обязан также не менее чем за два  месяца довести до органа службы занятости информацию о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты его труда.

     Значение  трудоустройства  в том, что оно:

       а) оказывает гражданам помощь в реализации права на труд, устройстве на работу;

     б) помогает работодателям подобрать  необходимую рабочую силу;

       в) сокращает потери рабочего  времени почти в 3—4 раза при подыскании новой работы;

     4) право граждан на бесплатную  консультацию по профориентации, на профессиональную подготовку, переподготовку, а также на получение от органа службы занятости необходимой информации о наличии вакантных мест. Это право имеют как впервые ищущие работу, так и ранее работавшие, нуждающиеся в переподготовке, повышении квалификации для получения новой работы через службу занятости;

     5) право граждан на профессиональную деятельность за границей.

     Ныне  в России в связи с безработицей наблюдается значительный отток на работу за границей высококвалифицированных специалистов и ученых. В соответствии с Законом о занятости им предоставлено право на профессиональную деятельность за границей на основе контракта (на 2—5 лет). Однако наша страна несет от такого оттока как материальный, так и моральный ущерб;

     6) право граждан на обжалование  неправомерных действий (бездействия) органов службы занятости, их должностных лиц по обеспечению занятости, трудоустройству в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд.

     Гарантии  реализации права  граждан на труд являются и гарантиями занятости. Они закреплены ст. 2 Закона о занятости. Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации:

     а) свободу выбора вида занятости, в  том числе работу с различными режимами труда (например, с неполным рабочим временем);

     б) бесплатное содействие в подборе  подходящей работы и трудоустройстве со стороны федерального органа занятости;

     в) предоставление организациями в  соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений на период не менее трех лет;

     г) бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе органов службы занятости или по их направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;

     д) компенсацию материальных затрат в  соответствии с законодательством при направлении на работу в другую местность по предложению органа службы занятости;

     е) возможность заключения срочных  трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

     ж) правовую защиту от необоснованного  увольнения.

     Таким образом, указанные правовые, экономические и организационные условия (т. е. гарантии) обеспечения занятости, реализации права на труд закреплены законодательством. Ряд нормативных актов предусматривает дополнительные гарантии обеспечения занятости, трудоустройства, т. е. реализации свободы труда, права на труд для некоторых категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства