Понятие, стороны, содержание и порядок заключения коллективного договора, соглашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:17, контрольная работа

Описание

Одним из источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются коллективные договоры и соглашения, которые позволяют обеспечить учет и согласование интересов и потребностей всех участников трудовых отношений в системе социального партнерства в сфере труда.
Правовые основы разработки, заключения и исполнения коллективных договоров и соглашений определяет ТК РБ.

Содержание

1. Понятие, стороны, содержание и порядок заключения коллективного договора, соглашения.……………….……………...….…….......3
2. Задача 1………………………………………………………………15
3. Задача 2..……………...…………………………………………..….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………………19

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая ТП.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    СОДЕРЖАНИЕ                                                         С.

 

  1. Понятие, стороны, содержание и порядок заключения коллективного договора, соглашения.……………….……………...….…….......3
  2. Задача 1………………………………………………………………15
  3. Задача 2..……………...…………………………………………..….17

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие,  стороны, содержание и порядок  заключения коллективного договора, соглашения

Одним из источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются коллективные договоры и соглашения, которые позволяют обеспечить учет и согласование интересов и потребностей всех участников трудовых отношений в системе социального партнерства в сфере труда.

Правовые основы разработки, заключения и исполнения коллективных договоров и соглашений определяет ТК РБ.

Трудовым кодексом РБ (далее - ТК) [1] определено понятие коллективного договора применительно к социально-экономическим условиям нашей страны. В ст.361 ТК РБ  [1] содержится определение коллективного договора как локального нормативного акта, регулирующего трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Локальный нормативный акт - это акт, принимаемый в установленном порядке непосредственно в организации и содержащий «местные» нормы права, т.е. нормы, применяемые у конкретного нанимателя. Локальные нормативные акты могут приниматься нанимателем самостоятельно или с участием (по согласованию, совместно) профсоюзов (иной общественной организации). К локальным нормативным актам, кроме коллективного договора, относятся: правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, должностные инструкции работников, графики работ (сменности), графики отпусков, положения и инструкции по охране труда и техники безопасности (ст.194 ТК); положения о формах, системах и размерах оплаты труда (ст.63 ТК) и т.д.

При разработке, обсуждении коллективного  договора стороны обязаны максимально  точно и полно определять условия  осуществления трудовой деятельности у данного нанимателя.

Коллективный договор, являясь  важнейшим локальным нормативным  актом, имеет «смешанную» юридическую  природу: во-первых, это правовой акт, устанавливающий согласие нанимателя и работников как социальных партнеров конкретной организации и закрепляющий локальные нормы, которые повышают социальные гарантии. Таким образом, коллективный договор, - это не только правовой акт, но и акт социального партнерства на уровне организации между работниками и нанимателями.

Во-вторых, коллективный договор является морально-политическим актом, поскольку определяет такие условия поведения сторон морально-политического характера, как, например, привлечение работников к активному участию в управлении организаций и т.д.

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель. [9, c. 67]

 Представительство интересов работников согласно части первой статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Так как действующим законодательством не установлены иные органы работников, представлять интересы работников имеют право только профсоюзы.

Представительство интересов  работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители. Кроме этого следует учесть, что согласно части второй статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, а также лицами, представляющими Нанимателя.

В случае, если председатель профсоюзного комитета одновременно является заместителем руководителя организации, то ведение коллективных переговоров и подписание коллективного договора необходимо поручить заместителю председателя профкома.

Представителями интересов  Нанимателя в соответствии со статьей 355 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций.

Наниматель - юридическое  или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником [7].

Ст. 364 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] определяет содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также законодательными актами в предусмотренных ими случаях.

Статьей 364 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] определен примерный перечень положений, который может содержать коллективный договор. Так, коллективный договор может содержать положения об (о):

  • организации труда и повышении эффективности производства;
  • нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;
  • размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;
  • продолжительности рабочего времени и времени отдыха;
  • создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;
  • заключении и расторжении трудовых договоров;
  • обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;
  • регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;
  • строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;
  • организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;
  • предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
  • улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;
  • создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;
  • минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;
  • ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;
  • гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;
  • ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;
  • других трудовых и социально-экономических условиях.

Коллективный договор  может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью.

Аналог этого примерного перечня позволяет сделать вывод, что содержанием коллективного  договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.

По характеру все  условия могут быть разделены  на три вида: 

нормативные - закрепляют нормы централизованного законодательства и локальные нормы трудового  права. Нормы централизованного  законодательства имеют не только регулятивное, но и важное информационное значение, так как знакомят работников с установленными условиями труда, дополнительными трудовыми льготами и т.д. Локальные нормы трудового права устанавливаются по вопросам, не в полной мере урегулированным правом в централизованном порядке, или конкретизируют предусмотренные законодательством положения применительно к условиям организации. Локальные нормы предусматривают повышенные гарантии реализации прав работников организации (дополнительные отпуска, выходные дни, формы и системы оплаты труда, различные надбавки и доплаты к заработной плате и иные права и льготы). Эти условия действуют весь срок действия коллективного договора;

обязательственные - не носят  общего характера, а предусматривают  конкретные обязательства нанимателя по улучшению условий труда и быта работников. Эти условия действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания коллективного договора;

организационные - о сроках действия коллективного договора, о  проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке изменения и пересмотра и т.п. [9, с.78]. 

Коллективный договор, стороной которого в организации  выступает соответствующий профсоюз, получивший полномочия на его заключение от работников организации – членов профсоюза, может включать норму о распространении его только на членов профсоюза.

В некоторых организациях часть работников не являются членами  профсоюза или может быть не один профсоюз. Согласно части второй статьи 365 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] действие коллективного договора распространяется на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме, а также при условии согласия сторон, подписавших данный договор (данное условие необходимо включить в коллективный договор).

Статья 358 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] дает определение соглашения. Соглашение – это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

 

В зависимости от сферы  регулирования социально-трудовых отношений различают:

1. Генеральные—заключенные  на республиканском уровне.

2. Тарифные—заключенные  на отраслевом уровне.

3. Местные—заключенные на определенной территории.

В зависимости от количества сторон, участвующих в переговорах  по заключению соглашения:

- двусторонние;

- трехсторонние;

Третья сторона—орган  государственного управления, если он не является нанимателем.

Количество участников определяется соглашением сторон (часть 2 статья 359 ТК РБ [1])

Участники соглашений определяются уровнем заключенных соглашений (часть 2 статья 359 ТК РБ [1]):

1. Генеральное соглашение—республиканские  объединения профсоюзов и нанимателей,  прав. РБ.

2. Тарифные соглашения—соответствующие  профсоюзы или их объединения,  объединения нанимателей, органы  государственного управления.

3. Местные соглашения—профсоюзы  или их объединения, местные  исполнительные и распорядительные  органы.

Содержание соглашений согласно ст. 360 ТК определяется сторонами в пределах их компетенции.

Генеральное соглашение может содержать положения о (об):

1) развитии социального  партнерства и сотрудничества, содействии  заключению коллективных договоров,  предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;

2) основных критериях  жизненного уровня работников  и членов их семей, в том  числе минимальном потребительском  бюджете, минимальной заработной  плате, пенсиях, государственных  пособиях, стипендиях;

3) заработной плате работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;

4) обеспечении занятости;

5) охране труда и  окружающей среды;

6) иных трудовых и  социально-экономических условиях [6, с.1160].

Содержание Генерального соглашения следует разграничивать с его структурой. Структура представляет собой деление Генерального соглашения на преамбулу, главы, пункты и т.д. В свою очередь содержание социально-партнерского соглашения (в том числе и Генерального) составляют нормативные, обязательственные, организационные и информационные положения, именуемые также условиями.

Часть 3 ст. 360 Трудового кодекса Республики Беларусь определяет содержание тарифных и местных соглашений [1]. В тарифные и местные соглашения включаются не только социально-трудовые гарантии и преимущества, не исчерпывают собой всего содержания данных нормативных соглашений. Тарифные и местные соглашения могут содержать и иные положения (нормативные, информационные, организационные и обязательственные), которые улучшают правовое положение работников, не противоречат законодательству и учитывают положения Генерального соглашения. 

Информация о работе Понятие, стороны, содержание и порядок заключения коллективного договора, соглашения