Понятие и правовые основы социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:39, контрольная работа

Описание

Основу правового обеспечения социального партнёрства составляет Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11.03.19921, Федеральный закон от 23.11.1995 "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"2. Данными нормативно-правовыми актами регулируется деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее РТК).

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 50.60 Кб (Скачать документ)

     В то же время высказывается точка  зрения о том, что трехстороннее  сотрудничество включает в себя и  сотрудничество профсоюзов и работодателей  на двусторонней основе, где государство  выполняет роль молчаливого партнера, устанавливающего правила игры для  двух других партнеров.22 Как двусторонние, так и трехсторонние соглашения могут привести к заключению «социальных пактов» широкого характера на определенный период времени и стабилизировать обстановку в стране.

     Необходимым условием осуществления социального  партнерства в обществе является наличие в нем зрелых, в гражданском  смысле, субъектов трудовых отношений, т. е. профессиональных организаций  и работников, и работодателей. Российский Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»23 (далее – Закон о профсоюзах) полностью соответствует международным стандартам.

     В сфере регулирования трудовых отношений  на рыночной основе приходится законодательным  путем внедрять консультативные  органы, необходимые для согласования интересов главных субъектов  в духе социального партнерства.

     В России такая работа началась с появлением Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве  и разрешении трудовых споров (конфликтов)», дополненного затем Положением о  Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Комиссия). Названное  Положение было оформлено Указом Президента РФ от 21 января 1997 г. № 29 и  закреплено Федеральным законом  от 2 апреля 1999 г. № 92-ФЗ.

     Основными целями и задачами Комиссии являются:

     1. Основными целями  Комиссии являются регулирование  социально-трудовых отношений и  согласование социально-экономических  интересов сторон.

     2. Основными задачами  Комиссии являются:

  1. ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;
  2. содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
  3. проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
  4. согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
  5. рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;
  6. распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;
  7. изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

     Консультативные органы сотрудничества главных субъектов  социального партнерства подобные Российской Трудовой Комиссии, давно  существуют в развитых странах мира. Это Экономический и социальный совет во Франции, Национальный совет  по вопросам экономики и труда  в Италии, Совет по трудовым отношениям в Канаде, Национальный совет по труду в Бельгии, Совет труда  в Нидерландах, Совет сотрудничества в Дании, Постоянный совет социальных консультаций в Португалии, Консультативный  комитет по экономическим и социальным проблемам в Австралии и др.

     На  второе место в механизме социального  партнерства ставится переговорный характер согласования и урегулирования спорных вопросов, возникающих при  заключении коллективных договоров  и соглашений, и наличие соответствующих  процедур и органов для разрешения противоречий мирным путем. В этом плане  с формальной точки зрения в нашей  стране существует целый ряд законов  и нормативных актов, разработанных  в целях содействия коллективно-договорному  процессу на всех уровнях. Главным из них остается Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-I «О коллективных договорах  и соглашениях».

     На  третье место – по счету, но не по важности – западные специалисты  ставят институт участия работников в управлении предприятиями и  акционерными обществами. Во многих странах  Западной Европы участие работников в делах предприятий приняло  институционные формы благодаря  прогрессивному социально-трудовому  законодательству, разработанному, в  первую очередь, в Германии и Франции. Именно широкие полномочия представительных органов работников (как и профсоюзов) позволяют этим государствам проводить  политику классового мира под лозунгом «социально ориентированной рыночной экономики». Заметим, что капиталисты  понимают всю важность приобщения работников к делам предприятий, а наши реформаторы-демократы  и «капитаны индустрии» начисто  забыли советский опыт производственной демократии, а ведь разнообразные  органы общественной самодеятельности трудящихся существовали на уровне предприятий  и выше. И это понятно: стремящимся  к личному обогащению «новым хозяевам жизни», пользующимся бессилием государственных  структур, рабочий контроль на терпящих бедствие предприятиях ни к чему.24

     Наконец, четвертым слагаемым социального  партнерства являются мирные формы  и методы разрешения трудовых споров и конфликтов. Всегда желательно прийти к соглашению, не доводя дело до судебного  рассмотрения. С этой целью в западных странах разработаны эффективные  процедуры примирения спорящих субъектов, методы посредничества и третейского  разбирательства. Четко различают  законные и «дикие» забастовки, регламентированы юридическая и материальная ответственность  сторон за участие в «индустриальных  акциях».

     Будучи  этическим и социологическим  понятием, социальное партнерство отражает идеологию западной социал-демократии и католической церкви. В наше время  социальное партнерство (диалог) являет собой комплекс правовых норм, регулирующих статус профсоюзов и предпринимателей, органы их сотрудничества, коллективные переговоры, участие работников в  делах предприятий, разрешение трудовых споров и конфликтов.

     Правовое  регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью  соглашений (многосторонних и двусторонних договоров) и других правовых средств  вопросов, связанных с применением  наёмного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников. Основная цель правового регулирования  труда – способствовать улучшению  труда широких трудящихся масс.

     Построение  демократического правового государства, основанного на рыночной экономике  и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов  в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учёт и  охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. В современных условиях экономического развития необходима новая  модель правового регулирования  трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал. Именно для  этого и существует социальное партнерство. 

Информация о работе Понятие и правовые основы социального партнерства