Понятие и правовые основы социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:39, контрольная работа

Описание

Основу правового обеспечения социального партнёрства составляет Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11.03.19921, Федеральный закон от 23.11.1995 "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"2. Данными нормативно-правовыми актами регулируется деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее РТК).

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 50.60 Кб (Скачать документ)

     ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

     Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости  представителей работников и представителей работодателей друг от друга.

     Обеспечению равноправия сторон социального  партнерства служат положения ст. 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»,10 которые не допускают ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, лицами, представляющими работодателя, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.

     Равноправие сторон социального партнерства  также достигается особой ролью  органов государственной власти, органов местного самоуправления в  отношениях социального партнерства, которые выступают в них в  качестве равноправных партнеров, а  не носителей функций публичной  власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских  взаимоотношений.11

     Принцип уважения и учета интересов сторон заключается в том, чтобы стороны  социального партнерства не следовали  слепо своим интересам пренебрегая  интересами другой стороны, так же основываясь  на взаимном уважении друг другу.

     Принцип заинтересованности сторон в участии  в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального  партнерства, материальным продуктом  которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные  с ними отношения. В процессе его  заключения неизбежно происходит согласование воли соответствующих сторон.

     Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства  на демократической основе говорит  о том, что государство не может  диктовать свою волю сторонам, а  должно быть одной из равноправных сторон социального партнерства  и содействовать его демократическому развитию. Государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального  партнерства.

     Соответствующие органы государственной власти, как  правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

     Государство также содействует сторонам социального  партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.

     Принцип соблюдения сторонами и их представителями  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права обеспечивается ТК РФ и иными нормативно правовыми  актами и четко определен нормами  права. Он обеспечивается установлением  юридической ответственности сторон социального партнерства.

     Принцип полномочности представителей сторон говорит о том, что соответствующие  представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих  юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов  социального партнерства может  устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное  с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом  социального партнерства, поскольку  права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно  у представителя, но не у представляемых им лиц.12

     Содержание  принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие  лица, в том числе и государственные  органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства  вести переговоры по каким-либо определенным вопросам. И уж тем более стороны  не должны принуждать друг друга к  обсуждению определенных вопросов, если одна из сторон не хочет этого делать.

     Принцип добровольности принятия сторонами  на себя обязательств говорит о том, что никакие лица, в том числе  и государственные органы, не вправе принудить к принятию решения, которые  принимаются в партнерском порядке. При этом стороны коллективного  договора, соглашения не могут включать в данные акты условия, снижающие  уровень прав и гарантий, установленный  для работников трудовым законодательством.

     В силу принципа реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами следует  включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они  в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства  определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании  анализа представленной информации, характеризующей экономическое  положение организации, компетенцию  органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений, и  т.п.

     Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения (устанавливающих общие  принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением  юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.13

     Контроль  за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений – один из способов, обеспечивающих развитие отношений  социального партнерства. При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечиваются наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений  между представителями работников и работодателей, о соблюдении трудовых прав работников. Без осуществления  постоянного контроля за выполнением  коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение.14

     Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективного  договора, говорит о том, что стороны  должны понимать, что если они нарушают договор, то их ждет юридическая ответственность, установленная законом. За нарушение  трудового законодательства стороны  социального партнерства могут  быть привлечены к дисциплинарной и  административной ответственности. Согласно статье 195, работодатель обязан рассмотреть  заявление представительного органа работников о нарушении руководителем  организации, его заместителями  законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах  рассмотрения представительному органу работников. В случае если факты  нарушений подтвердились, работодатель обязан применить дисциплинарное взыскание  вплоть до увольнения.

     Принципы  действуют на всех уровнях социального  партнерства, начиная уровнем Российской Федерации, и заканчивая уровнем  каждой конкретной организации. Принципы социального партнерства обязательны  для всех и дают гарантию развития социального партнерства в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 

     Глава 3 Организационно-правовой механизм социального партнерства 

     2.1 Переговорный процесс 

     Важной  частью социального диалога, как  метода взаимодействия социальных субъектов  являются коллективные переговоры.

     В нормах Международной организации  труда коллективные переговоры рассматриваются  в качестве действия или процесса, ведущего к заключению коллективного  соглашения определеного как «всякое  письменное соглашение относительно условий  труда и найма, заключаемое, с  одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной  или несколькими организациями  работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными  организациями работников или - при  отсутствии таких организаций - представителями  самих работников, надлежащим образом  избранными и уполномоченными согласно законодательству страны»15

     Коллективные  переговоры между работниками и  работодателями появились во второй половине XIX века в промышленно развитых странах для разрешения конфликтов. Международная организация труда  предусмотрела их проведение в Конвенции  Межлународной организации труда  №98 (1948 г.) “Право на организацию и  на ведение коллективных переговоров”16 которая закрепляет положение о необходимости защиты трудящихся в случае отказа принять их на работу или в случае увольнения на том основании, что они являются членами ассоциаций или принимают участие в деятельности ассоциации. Конвенция также закрепляет невмешательство организаций трудящихся и организаций предпринимателей со стороны друг друга; принцип содействия ведению коллективных переговоров на добровольной основе.

     В 1981 г. Международной организации труда приняла Конвенцию №154 “О содействии коллективным переговорам”17. комплекс мер по развитию социального партнерства, включающий основные принципы взаимоотношений сторон социального партнерства, уровни социального партнерства, формы социального партнерства и ответственность сторон. Ратифицирована 23 июня 2010 года

     Переговоры  начинаются с письменного уведомления  одной из сторон, другая должна, получив  его, начать переговоры в 7-дневный срок. Право на ведение коллективных переговоров от имени работников и работодателей предоставлено их представителям. Если инициатором переговоров является профсоюз, то работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести переговоры. Отказ работодателя, администрации организации приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора.

     Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров  и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки.

     При разногласии сторон в ходе переговоров  составляется протокол разногласий, который  передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного  трудового спора, образуемой сторонами.

     Коллективные  переговоры считаются оконченными  после подписания коллективного  договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий  является началом коллективного  трудового спора. В коллективных переговорах по заключению социально-партнерских  соглашений могут быть участниками  представители не только работников (профсоюзов) и работодателей (их ассоциаций), но и соответствующих органов  исполнительной власти. Последние также  представляют третью сторону переговоров  например, по Федеральному (генеральному) соглашению принимают на себя (от имени  данного органа власти) и некоторые  обязательства, хотя основная их роль посредническая – помочь сторонам – основным социальным партнерам, работникам и работодателям достичь соглашения в интересах тех и других, а  также общества, государства. Но А.Ф. Нуртдинова высказала и иную точку  зрения: они не являются стороной соглашения и коллективного договора18 

     2.2 Правовые акты  закрепления социального  партнёрства. 

     Формы закрепления социального партнёрства  определены в статье 27 ТКРФ это коллективные договоры и социально-партнерские  соглашения

     Коллективный  договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в  организации и заключаемый работниками  с работодателем в лице их представителей19

     Сторонами коллективного договора является коллектив, от имени которого выступают их представители, и работодатель, представителем которого по уставу организации является ее руководитель. Если в организации не один, а два-три профсоюза, и они заключают единый договор, то в комиссию для ведения переговоров и составления проекта коллективного договора выделяются представители каждого из этих профсоюзов с учетом количества их членов.

     Моментом  начала коллективных переговоров является дата издания приказа руководителя организации, согласованного с соответствующим  представителем работников, о формировании комиссии для переговоров и разработки коллективного договора. Инициатором  заключения и изменения коллективного  договора вправе выступать любая  его сторона, но решение об этом принимает  трудовой коллектив, профсоюзный орган.

Информация о работе Понятие и правовые основы социального партнерства