Контрольная работа по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:50, контрольная работа

Описание

1. Трудовое право России формируется из значительного количества правовых норм: законов, указов, постановлений правительства, всевозможных ведомственных актов и внутриорганизационных актов локального регулирования. Все они в различной степени определяют поведение людей в процессе труда и регулируют общественные отношения, составляющие предмет трудового права.
2. Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
Задача1.
Майору милиции Яковлеву при увольнении в связи с наступлением предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел не была выдана трудовая книжка ввиду болезни сотрудника кадрового органа. Через 20 дней после увольнения Яковлев, получая свою трудовую книжку, заметил, что при ее заполнении допущены неоговоренные исправления. Он отказался от ее получения, пока не будут внесены правильные записи.
Через 10 дней записи были уточнены, и книжка выслана Яковлеву по почте.
Получив свою книжку через 40 дней после увольнения, Яковлев подал заявление об оплате этого времени управлением внутренних дел и изменении даты увольнения на соответствующие 40 дней.
Начальник УВД отказался выполнить эти требования, так как Закон о милиции и Положение о службе в ОВД никаких правил на этот счет не содержат.
Ваше мнение по существу указанных обстоятельств и заявления Яковлева? Применяются ли в отношении сотрудников ОВД нормы трудового права?

Содержание

1..Система и особенности источников трудового права 3
2. Разграничение полномочий Российской Федерации
и субъектов РФ в области регулирования труда 9
Задача 1. 12
Задача2. 13
Список использованной литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.55 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

«САРАТОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

«ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ ПРАВОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

 

 

 

Учебная дисциплина –  «Трудовое право»

 

 

Контрольная работа

Вариант 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2  курса 2.1 группы

заочного отделения ЮИПА

со средним (полным) общим                           

образованием

Василец Ю. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САРАТОВ 2012

 

Содержание

 

1.Система и особенности источников  трудового права            3

2. Разграничение полномочий Российской  Федерации

и субъектов РФ в области регулирования  труда                       9

Задача 1.                                                                                        12

Задача2.                                                                                         13

Список использованной литературы                                         16

 

 

 

 

1.Система  и особенности источников трудового  права

    

     Трудовое право России формируется из значительного количества правовых норм: законов, указов, постановлений правительства, всевозможных ведомственных актов и внутриорганизационных актов локального регулирования. Все они в различной степени определяют поведение людей в процессе труда и регулируют общественные отношения, составляющие предмет трудового права.

     Изучение источников трудового права позволяет отметить некоторые особенности формирования трудового законодательства и иных нормативных актов, которые обусловлены спецификой предмета правового регулирования.

     Во-первых, в их формировании находятся не только федеральные акты, но и акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам трудового права.

     Во-вторых,в трудовом законодательстве придается важное значение нормам локального регулирования.

 В-третьих, в создании источников трудового законодательства активное участие принимают сами работники либо непосредственно, либо через профессиональные союзы и иных представителей при создании централизованного трудового законодательства, в том числе социально-партнерскими соглашениями на федеральном, региональном, отраслевом и других уровнях.

     В-четвертых, трудовое законодательство обладает большой диф-ференцированностью в подходе к правовому регулированию труда в отдельных отраслях народного хозяйства, а также в отношении отдельных регионов, некоторых категорий работников.

     В свете изложенного под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государственной власти, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.1

     Источники трудового права составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия.

     Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

настоящим кодексом;

иными федеральными законами;

Указом Президента Российской Федерации;

Постановлениями Правительства  РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов РФ;

актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими норму трудового  права.

     Итак, система источников трудового права — это последовательное расположение во взаимосвязи всех актов трудового законодательства по их назначению, субординации, подчиненности.

      Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конституция Российской Федерации.

     Конституция РФ 1993 г. закрепила ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Так, в ней отмечается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Общепризнанные права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15). Конституция РФ законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также права на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодных отпуск (ст. 37).

     Содержание норм трудового законодательства определяется также федеральными конституционными законами. Принятие таких законов предусмотрено Конституцией РФ. Одним из них является Закон "О чрезвычайном положении". В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из действующих законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, Закон "О чрезвычайном положении" предусматривает (на период действия чрезвычайного положения) возможность запрета забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организации, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности таких руководителей.

       Трудовой кодекс РФ пришел на смену Кодексу законов о труде РСФСР 1971 г.

      В Трудовом кодексе РФ преобладает договорный метод регулирования трудовых и социально-трудовых отношений. Он призван обеспечить оптимальное согласование интересов сторон трудового договора.

     Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, проф.подготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

     Устанавливаются особенности труда у работодателей – физических лиц, не являющихся ИП. Трудовой договор в этом случае должен быть зарегистрирован в органе местного самоуправления. Работодатель не имеет права вносить записи в трудовые книжки, а также оформлять их работникам, принимаемым на работу впервые. Кроме того, он обязан производить страховые взносы и другие обязательные платежи.

     Кодекс введен в действие с 1 февраля 2002 г. 

 Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений. В последующем эти вопросы должны быть урегулированы законом.

     Например, Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности", в котором подчеркивается, что новый размер пособия по временной нетрудоспособности устанавливается в целях упорядочения условий обеспечения работающих граждан пособиями по временной нетрудоспособности и впредь до принятия соответствующего федерального закона.

     Необходимо иметь в виду, что не все акты Президента следует рассматривать в качестве источников права (в том числе источников трудового права). Такое значение имеют только указы нормативного характера, т.е. те из них, которые содержат правовые нормы — общеобязательные правила поведения. Указы, не содержащие нормативных положений, обычно носят персонифицированный характер и источниками права не являются. К их числу можно отнести, например, указы о награждении работников орденами, о присвоении работникам классных чинов, почетных званий и т.п.

     Постановления Правительства РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных Указов Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие подзаконный характер. В юридической иерархии источников права постановления правительства стоят вслед за законами РФ и Указами Президента нормативного значения.

      Локальные нормативно-правовые акты. Эта разновидность источников трудового права связана, как правило, с социально-партнерской нормотворческой деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между работодателем (администрацией предприятия, предпринимателем) и наемными работниками. С переходом на рыночные экономические отношения коллективный договор, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества постепенно приобретают ведущее значение в количественном и качественном (содержательном) отношениях. К локальным нормативным актам относятся также приказы администрации организаций, принятые в пределах ее компетенции.

     Соглашения о труде — новый источник трудового права, появившийся в последние годы. В отличие от других источников, исходящих от государственных органов, соглашения о труде являются актами социального партнерства. Соглашения — правовые акты, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, связанных с ними экономических отношений, заключаемые между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

     Акты высших судебных органов — Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ не могут быть отнесены к источникам трудового права, так как их деятельность не является правотворческой. Они лишь толкуют нормативные акты с точки зрения их конституционности и дают руководящие указания судам о применении действующего законодательства о труде.

 

 

 

 

 

Разграничение полномочий Российской Федерации и  субъектов РФ в области регулирования  труда

 

     Трудовое законодательство - предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ предусматривает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному закону. В случае их противоречия действует федеральный закон.

     Эти исходные конституционные положения конкретизированы в статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации. Кодекс в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Это достигается путем выделения полномочий, которые закреплены только за федеральными органами государственной власти, а также определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

     К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

•  основные направления  государственной политики в сфере  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений;

•  основы правового регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений;

•  обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и  гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

•  порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

•  основы социального  партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения  коллективных договоров и соглашений;

•  порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

•  принципы и порядок  осуществления государственного надзора  и контроля за соблюдением законов  и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной  власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

•  порядок расследования  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

•  систему и порядок  проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

•  порядок и условия  материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе  порядок возмещения вреда жизни  и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением  им трудовых обязанностей;

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовому праву"