Компетенция главы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:32, реферат

Описание

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие полномочий президента, как элемент его правового статуса
§1.Понятие полномочий Президента РФ
§ 2.Классификация полномочий Президента РФ
Глава 2. Полномочия Президента РФ по отношению к органам федеральной власти
§1. Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти
§ 2. Полномочия Президента РФ, связанные с исполнительными органами власти
§ 3. Полномочия Президента РФ, связанные с судебными органами власти
§ 4. Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства
§ 5. Полномочия Президента РФ в области внешней политики
§ 6. Иные полномочия Президента РФ
Глава 3. Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам федерации
Глава 4. Правовые акты Президента РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

компетенция главы гос._2.docx

— 61.22 Кб (Скачать документ)

    Основаниями введения чрезвычайного положения  могут быть:

    а) попытки насильственного изменения  конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные  конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;

    б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения, и  требующие проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ.

    Право на введение чрезвычайного положения  на всей территории Российской Федерации принадлежит исключительно Президенту Российской Федерации.

    Указы Президента Российской Федерации о  введении чрезвычайного положения  должны утверждаться Советом Федерации (пункт "в" части 1 статьи 102 Конституции РФ).

    Процедура утверждения указа о введении чрезвычайного положения аналогична процедуре утверждения указа  о введении военного положения.

    Таким образом, проанализировав полномочия Президента РФ  в сфере обороны  страны и обеспечения безопасности государства, можно сделать следующий  вывод, то что:

    1) Президент РФ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ.

    2) Президент РФ утверждает концепцию и планы строительства Вооруженных сил, мобилизационные планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.

    3) Президент РФ принимает указы о призыве граждан на военную службу.

      4) Президент РФ утверждает план гражданской обороны и дислокации Вооруженных сил.

    5) Президент РФ определяет основные направления реформы в области обороны и безопасности, концепцию военного строительства.

    6) Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности.

      7) Президент РФ утверждает военную доктрину.

    8) Президент РФ вводит в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение.

    9) Президент РФ для обеспечения безопасности страны имеет право ввести чрезвычайное положение. 
 
 
 

    §5. Полномочия Президента РФ в сфере внешней политики 

    Согласно  пункту «а» статьи 86 Конституции РФ Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.

    Президенту  непосредственно подчинено Министерство иностранных дел. Он возглавляет  Совет Безопасности, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, Президент имеет непосредственные контакты с главами иностранных  государств, участвует во встречах, осуществляет государственные визиты и др. Свое видение внешнеполитических интересов России Президент формирует  в ежегодных посланиях о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

    Пункты  «б», «в» и «г» 86 статьи конкретизируют полномочия Президента во внешнеполитической сфере: ведет переговоры и подписывает  международные договоры, подписывает  ратификационные грамоты, принимает  верительные и отзывные грамоты  аккредитуемых при нем дипломатических  представителей. Наглядно процедура  принятия верительной грамоты описывается  Г.В.Дегтевым: «эта процедура нередко сопровождается обменом мнений по вопросам, имеющим существенное политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят, чисто протокольной. Эти грамоты адресуются от главы иностранного государства к главе России. В верительных грамотах указывается, что определенному лицу (послу) поручено представлять интересы своего государства, его словам и действиям подлежит «верить». При вручении грамот обычно присутствует министр иностранных дел. Речи не произносятся. Дипломатический представитель называет себя, государство, главу своего государства, вручает грамоту Президенту РФ и кратко представляет своих ближайших сотрудников. После вручения грамот Президент имеет краткую беседу с новым послом».

    Все исследователи единодушны во мнении, что один Президент не может решать все вопросы внешних сношений. Поэтому многогранная внешнеполитическая деятельность осуществляется в сотрудничестве с Парламентом и Правительством РФ. Международные договоры, заключенные  Президентом, подлежат ратификации, которая  осуществляется парламентом - Федеральным  Собранием. Принимаемая на основе такого одобрения ратификационная грамота  подписывается Президентом.

    Все это в целом способствует разработке стратегии внешнеполитической деятельности страны, основные ее направления, которые, в конечном итоге влияют на положение  каждого гражданина. Президент непосредственно  руководит выполнением намеченного  курса, инструктирует и контролирует.

    Согласно  пункту «м» статьи 83 Конституции РФ, Президент назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Дипломатические представители отстаивают интересы РФ в международных организациях: ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др. Следует заметить, что назначение и отзыв дипломатических представителей может быть реализовано после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Однако Конституцией устанавливается лишь обязанность проводить консультации, но само назначение конкретного дипломатического представителя не связывается с результатом этих консультаций.

    Таким образом, проанализировав полномочия Президента РФ   в сфере внешней политики, можно сделать следующий вывод, то что:

    1) Президент РФ в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит его выполнением.

    2) Президент РФ устанавливает прямые контакты с главами других государств, лично участвует в важных международных совещаниях, ведет переговоры по принципиальным вопросам с главами государств и правительств других стран.

    3) Президент РФ лично подписывает важные международные договоры от имени Российской федерации.

    4) Президент РФ несет ответственность за определение внешней политики государства и ее осуществление федеральными государственными органами.

    5) Президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

    6) Президент РФ назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. 
 

    §6. Иные полномочия Президента РФ 

    К иным полномочиям Президента относятся (статья 89 Конституции):

    1) возможность решать вопросы гражданства Российской Федерации11 и предоставления политического убежища. Гражданство определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях. В статье 28 ФЗ «О гражданстве РФ» Президент назван полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ. Согласно статье 29 данного закона, Президент РФ решает вопросы:

    а) приема в гражданство РФ в общем  порядке;

    б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке;

    в) выхода из гражданства РФ в общем  порядке;

    г) отмены решений по вопросам гражданства  Российской Федерации.

    Президент утверждает положение о порядке  рассмотрения вопросов гражданства  РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

    2) вопросы награждения государственными наградами Российской Федерации, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана комиссия по государственным наградам.

    3) осуществление помилования. Помилование выражается в полном освобождении осужденного от наказания за уголовное преступление, назначенное приговором суда, вступившим в законную силу, либо сокращение срока наказания.

    Акт помилования осуществляется на основе персонального обращения осужденного  к Президенту. Обращение осужденного  к Президенту – последний шанс изменить меру наказания за преступление12.

    4) далее, пункт «в» статье 84 наделяет Президента правом назначать референдум. Порядок назначение и проведения референдума регулируется ФКЗ «О референдуме РФ».

    5) пункт «и» статьи 83 наделяет Президента правом формировать свою администрацию, которую возглавляет Руководитель администрации. Администрация призвана обеспечить исполнение Президентом его полномочий.

    6) Основания и порядок предоставления Президентом РФ политического убежища урегулированы статьи 63 Конституции, Декларацией о территориальном убежище (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1967 г.) и Положением о порядке предоставления политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746.

    Таким образом, проанализировав иные полномочия Президента РФ, можно сделать следующий  вывод, то что:

    1)Президент РФ уполномочен решать вопрос российского гражданства.

    2)Только Президент РФ имеет право предоставления политического убежища.

    3)Президент РФ осуществляет высшую форму государственного поощрения (награждение государственными наградами России.)

    4)Президент РФ присваивает почетные звания РФ, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы о награждении ими.

    5)Президенту РФ предоставлено право помилования.

    6)Президент  РФ   назначает референдум. 

    Глава 3. Полномочия Президента РФ по отношению к  субъектам федерации 

    На  Президента РФ возлагается очень  важная роль с системе органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает в роли «арбитра». Это относится к взаимоотношению федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры.

    Данные  процедуры он может использовать для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, во-вторых, между органами государственной власти субъектов.

    Суть  согласительных процедур состоит в  достижении взаимного согласия сторон, между которыми возникли разногласия  и призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения.

    Характеризуя  полномочия Президента по отношению  к органам исполнительной власти субъектов Федерации, следует указать, что13:

    1) Президент вправе приостанавливать  действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

    2) Президент может использовать  согласительные процедуры для  разрешения разногласий между  органами государственной власти  Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (статья 85 Конституции РФ);

    3) в случаях, предусмотренных Федеральным  законом, Президент правомочен своим Указом выносить предупреждение законодательному органу субъекта Федерации об устранении установленных решением суда нарушений. Если в течение 3-х месяцев решение суда не исполняется, Президент вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске данного законодательного (представительного) органа субъекта;

Информация о работе Компетенция главы государства